Главная » Проектирование »  Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова. «Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч Духовное падение человека

 Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова. «Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч Духовное падение человека

Роман начинается с того, что обыкновенный петербургский студент по фамилии Раскольников предстает перед глазами читателей бесконечно уставшим от вечной острой нехватки денег, жизни фактически впроголодь на грязной и унылой съемной квартире и того, что матери и сестре приходится всячески поддерживать его, жертвуя собственными интересами и удобствами.

Подолгу размышляя в одиночестве о несправедливости судьбы, Родион решает исправить свою ситуацию за счет убийства некоей старухи Алены Ивановны, одалживающей людям деньги под немалые проценты. В его глазах эта пожилая женщина является совершенно бесполезным созданием, чье существование лишено какого бы то ни было смысла, по его мнению, она не приносит людям ни пользы, ни радости, а, напротив, лишь без зазрения совести обирает бедняков, которых крайняя нужда вынуждает к ней обращаться, прося денег в долг.

Раскольникову удается убедить себя в том, что он не совершит ничего плохого, если убьет эту отвратительную старушонку, как он мысленно ее называет, что украденные после ее убийства деньги он сумеет потратить на гораздо более высокие цели. Юноша говорит себе, что он избавит мир от этой никому не нужной «воши» и он имеет право на такое действие, поскольку принадлежит к разряду особых, избранных, талантливых людей, которые могут прокладывать себе путь любыми способами.

Родион действительно расправляется с процентщицей. Более того, по неудачному стечению обстоятельств в квартире оказывается и ее сестра Лизавета, абсолютно безобидная женщина, которая немного отстает в своем умственном развитии. Раскольников вынужден убить и Лизавету, несчастная даже не пытается защититься.

Но после этого страшного дня юноша вовсе не обретает спокойствия и не становится счастливым, как ему представлялось ранее. Молодого человека преследует страх перед тем, что следствие обвинит в убийстве именно его, но еще более чудовищны муки совести из-за содеянного, перед глазами Раскольникова постоянно возникают его жертвы, в особенности ни в чем не повинная Лизавета.

Подготовка к преступлению и само убийство занимают в романе не более четвертой части всего содержания, далее автор подробно раскрывает то, как страдает Родион, все больше осознавая непростительность своего греха, все яснее понимая, что на самом деле он убил не «старушонку», а самого себя, свою живую душу. Немалую роль в его раскаянии играет Соня Мармеладова, появившаяся в жизни Раскольникова именно в этот период.

Сначала Родион знакомится с отцом девушки, спившимся, опустившимся бывшим чиновником Мармеладовым, который и рассказывает ему о трагической ситуации в своей семье. Мужчина с горечью повествует о том, что его вторая жена Катерина Ивановна больна чахоткой и ей недолго осталось жить, трое младших детей голодают и не имеют элементарной одежды. От Мармеладова Раскольников узнает и о том, как его старшей дочери, тихой и кроткой Соне, пришлось под давлением мачехи вступить на позорный и унизительный путь проституции, получить так называемый желтый билет.

Буквально через несколько дней этот несчастный человек погибает под колесами, Родион приходит к его родным и своими глазами видит все, о чем ему недавно рассказывал Мармеладов, убеждаясь в том, в какой беспросветной нищете и отчаянии существуют безнадежно больная женщина и трое детей. Единственным спасением от голодной смерти для них является Соня, отдающая им все деньги, заработанные тем путем, который вызывает в обществе откровенное осуждение и презрение.

Когда Раскольников начинает все чаще и чаще общаться с этой робкой девушкой, полностью приносящей себя в жертву ради тех, кто даже не является ей родными по крови, он незаметно для самого себя пересматривает свои взгляды на жизнь. Родион спрашивает Соню о том, не было ли у нее мыслей о самоубийстве, ведь ее существование просто невыносимо, однако девушка снова отвечает на это, что в таком случае ее семья окончательно пропадет, и она вынуждена продолжать эту ужасную жизнь. Соня глубоко религиозна, она всем сердцем верит в Бога и в то, что он не допустит до ее участи хотя бы младших сестер, хотя Раскольников и призывает ее оглядеться вокруг и отказаться от напрасных иллюзий.

Родион без колебаний вводит эту бесконечно порядочную и чистую, несмотря на ее занятие, девушку в общество своей матери и сестры, и те сразу же чувствуют к ней расположение, хотя и не знают всех обстоятельств. Именно Соне молодой человек все же решается признаться в том, что он совершил, и девушка, хотя и глубоко потрясена его словами, предполагает, что Раскольников сделал это только от безысходности, от голода, ради того, чтобы помочь матери. Но на вопрос Родиона о том, что же ему теперь делать, как избавиться от невыносимых мук совести, кроткая Соня твердо, без колебаний отвечает, что он обязан покаяться перед всеми и обязательно понести заслуженное наказание, только тогда Бог снова подарит ему жизнь.

После ареста и приговора Раскольников оказывается вместе с Соней в Сибири, но оба готовы выдержать все испытания ради того чтобы по-настоящему обновиться душой, искупить свои грехи и стать в будущем иными, достойными людьми. Однако автор в финале романа подчеркивает, что обоим его героям предстоит еще пройти на этом пути долгую и трудную дорогу, что подлинное духовное возрождение Родиона и его возлюбленной только начинается.

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. (Наизусть)

Эрнесте Федоровне, второй жене поэта, посвящено написанное в 1858 году это стихотворение. Их отношения складывались нелегко: в начале 50-х годов Тютчев полюбил Е. А. Денисьеву, молодую девушку, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки. Это стихотворение о любви. Любовь – это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Именно оно делает человека добрее, чище, совершеннее, но и причиняет невыносимую боль. Читая, можно сказать что Тютчев чуткий человек, который способен понять и прочувствовать.

Стихотворение проникнуто строками, в которых жизнь остановилась навсегда, в которых любовь - это величайшая трагедия, в которых люди не боятся выражать свои эмоции и чувства. На мой взгляд, эти строки будут актуальны всегда и останутся в памяти.

Билет № 18

1. Тема деградации (духовного падения) человека (на примере 2-3 рассказов А.П. Чехова).

А.П. Чехов – один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это лишь внешние способы порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, – страх.

Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова – центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898 году. Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»

Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.

Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил прошлое, выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло».



К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся.

Однажды директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу». А эта «мерзкая рожа» еще и порицала молодого человека: ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а тут еще и велосипед завел. Угрозы Беликова доложить весь этот разговор директору вывели Михаила Саввича из состояния равновесия. Коваленко схватил «его сзади за воротник и пихнул». И когда Беликов упал с лестницы, он увидел, что как раз в этот момент вошла Варенька (та самая сестра) с двумя дамами. Он стал посмешищем - лучше «сломать себе шею, обе ноги».

Варенька, узнав Беликова, не смогла сдержать смех: «…этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все». Беликов сильно заболел, а через месяц умер. Словно вся его жизнь, погода в день похорон была пасмурная. А герой, как и при жизни, был в футляре, которым теперь стал для него гроб. Люди, хоронившие Беликова, скрывали удовольствие, что избавились от неусыпного надзора этого человека.

Завершая свое повествование, Буркин высказывает глубоко философскую мысль: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?» Футлярная жизнь – это всего лишь существование. А Чехов в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь.



Рассказом «Человек в футляре» автор хотел сказать, что страх перед действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр. Более того, «футляр» носит явно социально-политическую окраску: здесь Чехов дает краткую, точную, сатирическую, порой гротескную, характеристику жизни всей русской интеллигенции и вообще России в только что закончившееся царствование Александра III.

2. Основные темы в творчестве калининградских поэтов и писателей (на примере 2–3 произведений по выбору учащегося). Чтение наизусть стихотворения или прозаического отрывка из произведений калининградских писателей (по выбору учащегося)

О калининградском поэте Стёпине Льве Владимировиче я знаю не понаслышке. Недавно, в библиотеке им. Г. Х. Андерсена, состоялась встреча с этим замечательным человеком. Многое из рассказанного на меня произвело огромное впечатление. Но сначала поделюсь страницами из жизни поэта.

Стёпин Л.В. родился в 1940 году в семье офицера-пограничника. Его родиной был город Геленджик. По окончании Тамбовского артучилища служил в Белоруссии в ракетных войсках. В 1970 году, окончив Военный институт физической культуры в Ленинграде с золотой медалью, получил назначение в Калининградское ВВМУ, где прошел путь от преподавателя до начальника кафедры. Мастер спорта СССР. Долгое время Стёпин Л.В. работал тренером во Дворце творчества детей и молодёжи города Калининград. В это же время начал заниматься литературной деятельностью. Автор книг: «Запомните навеки имена героев», «Россия-богатырская земля», «Герои никогда не умирают».

Тематика стихотворений поэта разнообразна: природа, Родина, спорт, любовь, война.

Из всех прочитанных мной (можете взять стихотворение, которое выбрали сами из сборника ) хотелось бы выделить то, в которое поэт вложил всю свою душу, любовь к родной земле, к России. Оно называется «Русская берёза».

О русская Мадонна,

Я гимн тебе пою

И под твоей листвою

От счастья слёзы лью.

Устремлена ты в небо,

Искришься белизной,

Ну как тебя не гладить,

Сравнима ты ж с княжной!

Ласкаешь, обнимаешь,

Тихонько слёзы льёшь,

Прохладу навеваешь

И силы придаешь.

Кудрявые берёзы,

Вы русскому- бальзам,

И ностальгия, грёзы

1. История деградации героя.
2. Жизнь доктора Старцева.
3. Превращение в Ионыча.
Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво.
А. С. Глинка
Рассказ А. П. Чехов “Ионыч” – это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева в Ионыча – молодого врача, подающего надежды, в обывателя. “Чехов сумел без потерь сгустить грандиозный объем всей человеческой жизни, во всей ее трагикомической полноте на восемнадцати страницах текста”, – пишут П. Вайль и А. Генис, называя это произведение микророманом. Мастерство и виртуозность автора, неторопливо ведущего повествование, позволили придать рассказу романную форму. По мнению этих критиков, “Ионыч” – ненаписанный роман о неслучившейся жизни героя.
Автор показывает нам, как влияет окружение, общество, на внутренний мир героя. В начале рассказа мы видим Дмитрия Ионыча Старцева, когда он только что назначен земским врачом.

Для приезжих жизнь в губернском городе С. скучна и однообразна, для местных жителей же она кажется очень насыщенной: “есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства”. Одной из самых “образованных и талантливых” считается семья Туркиных: глава семьи Иван Петрович знает толк в шутках, его жена Вера Иосифовна пишет повести, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле. Само собой, Старцеву советуют непременно побывать в этой гостеприимной радушной идиллической обстановке. На самом деле это – типичная обывательская семья.
Первый визит не разочаровывает доктора, напротив, милая домашняя обстановка, чтение вслух романов о том, чего никогда не может быть, оркестровая музыка, беззаботное времяпровождение – все это приятно гостю. Все в гостях ему было в новинку, игра Екатерины Ивановны нравилась ему, театральная реплика лакея Павы “умри, несчастная!” вызывала смех.
Отдавшись работе, доктор год не был в этой семье, пока его не пригласили с просьбой облегчить мигрени Веры Иосифовны. Визиты его стали чаще – Старцев влюбился в дочь хозяина. Он жаждет объяснения, но Котик то суха и холодна, то вручает ему записку, назначая свидание на кладбище. Обман ничему не учит доктора – он едет делать Котику предложение, но оказывается некстати: Екатерину Ивановну причесывает парикмахер, она едет в клуб. В рассеянном и ошеломленном состоянии Старцев думает о приданном – уже проявляется в нем такая черта характера как расчетливость. В романтическом порыве он готов изменить свою жизнь, а Котик смеется над ним. В ответ на предложение руки и сердца он получает отказ: “Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима”. Замужество Екатерина Ивановна воспринимает как ограничивающие свободу условности. Она движется к блестящей цели, а не стремится замуж.
Уязвленное самолюбие и стыд – вот с чем выходит из клуба Старцев. Автор метко замечает, что все произошедшее похоже на маленькую любительскую пьесу с глупеньким концом. Вскоре доктор снова зажил по-прежнему.
У него была большая практика в городе – результат четырех лет работы, полнота от нежелания ходить пешком и раздражение на обывателей. Он ни с кем не разговаривал и не сходился близко, уклонялся от всех развлечений, кроме игры в винт, и завел счет в банке. Это все, что интересует Старцева, и эти изменения необратимы – среда засасывает когда-то перспективного талантливого доктора все глубже. Теперь все наоборот: визит к Туркиным вызывает у него другие мысли – он радуется тому, что не женился на Котике, его раздражает очередное произведение хозяйки, повторяющиеся шутки хозяина. Екатерина Ивановна говорит о том, что из нее пианистка – как из мамы писательница. Она идеализирует доктора. Старцев же думает только о деньгах. Любимая профессия уже давно превратилась для него лишь в источник дохода. Уезжает он с мыслью: “Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.”. Он уезжает и больше никогда не бывает у Туркиных. Отныне Туркины для него – “те, что дочка играет на фортепьянах”. По прошествии еще нескольких лет это уже не Дмитрий Старцев, а Ионыч, “не человек, а языческий бог”, жадный, раздражительный, апатичный, одинокий эгоист, живущий ради наживы. Пошлая обывательская среда сделала свое дело. Ионыча волнует только сытость и богатство, а вовсе не люди, которым нужен врач. Теперь пациенты больше раздражают его, а прежнее раздражение на обывателей забывается, потому что он сам стал таким. Его достижения за эти годы – тройка с бубенчиками, несколько домов и счет в банке. Старцев деградировал и ведет бездеятельную пустую жизнь. Его могла изменить к лучшему и дело жизни, и любовь, но он осознанно поддался влиянию окружающей среды, как и Екатерина Ивановна, которая, вернувшись в дом родителей, постепенно становится копией матери.

  1. Гениальный русский писатель А. П. Чехов, творивший на грани веков, создал множество замечательных произведений, повествующих о жизни российского общества в этот переходный период. В рассказах этого писателя нашли свое отражение...
  2. Начавшаяся в 1904 году война с Японией настолько взволновала Антона Павловича, что он долгое время не мог писать ни строчки. Часами просиживал Чехов над газетами и картами, изучая ход военных...
  3. ТРИГОРИН – центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Линия Т. в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит...
  4. Многие русские писатели, души которых задыхались в безвоздушном пространстве мещанства и пошлости, ощущали в себе призвание обратить свои художественные дарования против этой гнетущей, засасывающей трясины. Чехова особенно остро волновала эта...
  5. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос,...
  6. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его...
  7. Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: “В человеке все должно...
  8. Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал “праздником жизни”, сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. “Теперь нельзя брать героя моложе...
  9. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость – сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы...
  10. Антон Павлович Чехов по праву считается мастером рассказа. Ему присущ удивительный талант в небольшом по объему произведении в легкой, юмористической форме затронуть и раскрыть большие и сложные социальные проблемы: обличение...
  11. В 90-е годы XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных рассказов – “Палата №6” – произведение, относящееся к позднему творчеству писателя. В нем уже нет иронии...
  12. Для всей русской литературы характерно обращение к нравственным проблемам. В центре ее внимания всегда находились вечные проблемы: добра и зла, поисков смысла жизни, влияния окружающей среды на личность человека и...
  13. Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и...
  14. Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова – это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него “все прекрасно –...
  15. В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, рас­крывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил. Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами...
  16. Идейно художественный мир русского и мирового классика Антона Павловича Чехова. Глубинный и необъятный за своей масштабностью, за мастерским трансформированием традиционной народной, в основе своей будничной тематики в новаторское самобытное осмысление...
  17. Какие же основные свойства характеризуют реализм Чехова? Прежде всего реализм их стиля. В рассказе А. П. Чехова мы находим и простоту, безыскусственность пушкинского реализма, и беспощадность гоголевского обнажения жизненной пошлости,...
  18. В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма (“Огни”, 1888), социального дарвинизма (“Дуэль”, 1891), радикального народничества (“Рассказ...
  19. Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо,...
  20. Лопахин, правда, купец, но порядочный Человек во всех смыслах. А. Чехов. Из писем Пьеса “Вишневый сад” была написана Чеховым в 1903 году, когда в России назревали большие обществен­ные перемены. Дворянство...

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность - обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.

А. Чехов старался изобразить именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники - все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического - как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.

Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился - Екатерину Туркину («Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе («Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» - утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», - пишет Чехов.

Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение весьма малые.

До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не вышло». Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…». Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой «человека в футляре».

Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немножко - и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь…» - встречаем мы в «Даме с собачкой».

А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвой жизни» (по выражению Горького), пути к прекрасному. Так как в человеке «все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

Что такое духовное падение

Духовная жизнь никогда и ни у кого не бывает гладкой. Это битва за свободу и ее выиграть непросто. Ваши соперники очень серьезные - это карма, неведение (авидья), эго и, самое главное, Великое Время, Маха-кала.

Став садху, став на Путь надо снять розовые очки и смотреть на реальность своего Пути трезво, т.е. забыть о каких-то незрелых гламурных представлениях о легком духовном восхождении к самадхи и сиддхи, о сплошном безусильном парении в небесных далях. Такое, конечно, тоже приходит, но не ко всем и не сразу, а после многих лет тапасьи, после целой жизни, проведенной безупречно в самодисциплине, как садху.

Часто духовная жизнь начинающего - это «шаг вперед, два шага назад». К сожалению.

Часто, взойдя на вершину духа мы через короткое время сваливаемся с нее. Иногда по кармическим причинам от нас не зависящим. А иногда эта причина - мы сами. И когда причина мы сами, то это уже духовное падение, которое можно упредить и предотвратить если быть немного бдительным.

Духовное падение - это понижение душой своего уровня света, своей мудрости и энергии. Это погружение в нечистые, омраченные, плотные состояния тамаса или раджаса.

Для не-садху, не-практикующего человека духовных падений нет, так как нет восхождения, подъема, он просто не ставит перед собой целью подняться к сияющим высотам освобождения, так что и падать некуда. Но для него есть понятие «грех» (папас), когда он совершает что-то сильно ухудшающее его карму и дающее негативную кармическую реакцию (кармапхала).

Для садху кроме греха есть также понятие «духовного падения», т.е. понижения своего духовного уровня, уровня праны и сознания из-за каких-либо ошибок на Пути. Духовное падение - это не моральная категория, не грех в социальном смысле или смысле кармического воздания, никто, никакие владыки кармы за него вас не накажут и не отругают. За духовное падение вы не отвечаете ни перед кем, кроме самого себя и Бога. Это не социальное понятие, а сугубо духовное. Йог в случае падения наказывает себя, лишая себя достигнутого уровня в самадхи, возможностей Освобождения, сиддхи, или благословений богов и святых.

Причины падений

Духовные падения бывают по нескольким причинам:

из-за совершения насилия над кем-либо, то есть нарушения ахимсы,

из-за совершения дурных действий, например, воровства, проявления злобы, употребления алкоголя, наркотиков,

из-за извержения проклятий на головы других,

из-за занятий черной магией,

из-за бездумного впадения в мирские чувственные удовольствия и развлечения, впадения в «майю»,

из-за неправильного использования сексуальной энергии, потери сексуальной энергии, например, потери энергии при бессознательном сексе, оргазме, сексуальных отношений в неподходящее время, в святом месте, с нечистым человеком или вступления в такие отношения, когда взяты духовные обязательства брахмачарьи на какое-то время или на всю жизнь (в случае отшельников, монахов-аскетов, например, как в истории аскета Кашьяпы и апсары Аламбуши),

из-за увлечения азартными играми,

из-за нарушения духовных правил поведения, общения и отношений с объектами Прибежища (самай),

из-за оскорбления (апарадх) садху, святых, учителей или богов и объектов, Прибежища, проявленного неуважения или бросания вызова им, причем неважно своих или чужих, хотя в случае со своими кармические реакции действуют сильнее,

из-за порождения дисгармонии в духовной семье или сангхе,

из-за противоречий ученика со своим гуру или духовными братьями (гуру-бхаями),

из-за терзающих душу сомнений в выбранном Пути, неверия в него, после того как произошла инициация,

из-за нечистых мыслей, вынашиваемых долгое время,

из-за влияния плохих планет в гороскопе,

из-за впадения в лень, невнимательность, ослабления усердия в ежедневной садхане на этапе, когда безусильность и спонтанное сахджа-самадхи еще не достигнуто,

из-за препятствий от нечистых мыслей других людей,

из-за разглашения, передачи тайных поучений, методов, мантр, «неподходящим сосудам», т.е. людям, не имеющим веры, чистоты и должного понимания,

из-за разглашения своих возвышенных опытов неподходящим людям или вы неподходящее время,

из-за вкушения пищи приготовленной греховными людьми,

из-за долгого пребывания садху в «неправильной компании», т.е. среди людей, имеющих грубое, омраченное видение мира, Дхармы, Пути святых,

из-за оскорблений чужих религий и учений,

отреченный монах может совершить духовное падение из-за увлечения мирскими делами,

мирянин-грихастха, карма-санньяси - из-за конфликта в семейных отношениях.

Знаки

Знаки, указывающие на падение, могут быть разными. У сиддхов - пропадают сиддхи. У опытных садху уходит способность входить в самадхи. Исчезает свет в самадхи. Исчезает звук анахата-нада. Кундалини опускается из аджны или сахасрары вниз, в область нижних чакр, пробуждая грубые желания. Уходит осознанность в пустотных снах и сновидениях. У тех, кто всегда легко общался с богами - уходит связь с богами. Возникают сновидения где идешь вниз, входишь в подвалы. У начинающих с новой силой пробуждаются грубые мирские желания, появляется равнодушие или неуважение к садхане, Дхарме и святым. В худшем случае человек совершает дурные действия телом речью или умом. Ухудшается или исчезает вдохновение, вера, опыт в медитации, в снах проявляется нечистые сновидения или приходят нечистые духи.

Появление таких знаков не повод впадать в чувство уныния, вины, самоуничижения, самобичевание, депрессии посыпания головы пеплом. Это повод взять себя в руки и исправить то, что надо исправить. Главное помнить, святые, Бог сострадают нам, благословляют и любят нас, даже когда мы сбиваемся с пути. Бог, святые, боги - это не справедливость, это сострадание, любовь и милость. А значит, упали мы или нет, мы по-прежнему пребываем под их защитой.

Избежать падений на пути

Но как избежать падений на Пути?

Это не так сложно, как кажется, если ты понимаешь процесс. Нужно быть духовным воином, безупречным, бдительным и внимательным ежедневно, ежечасно, ежесекундно.

Вера, преданность, знание учения и различение (вивека) того что есть Путь, (дхармы) и того, что не есть Путь, (а-дхармы), того, что есть Истина (сат) и того, что истиной не является (а-сат), внимательность, чистота и осознанность - лучшая защита от любых падений.

Тройная защита

В нашей традиции есть три способа защиты от духовных падений.

Это самодисциплина, преданное сердце и осознанность. Внимательность и тщательность (авадхана) и дух чистого видения (шуддха-дришти), «единый вкус» (самарсья).

Первый способ принадлежит сутре, второй - тантре, третий - ануттара тантре.

Мудрый садху избегает падений даже в мелочах. С одной стороны, он очень внимателен, осмотрителен и аккуратен в соблюдении заповедей, взятых обязательств, мыслях, речах и поступках, всегда и везде, особенно в том, что касается отношений с сакральными для садху объектами Прибежища - деватами, гуру, сангхой, а также гуру-бхаями, садху.

С другой, он пестует, воспитывает свою веру, преданность, гуру-йогу, Прибежище (шаранам), чтит самаю, поддерживает чистое видение, уважает божественность в каждом существе.

С третьей стороны, он пребывает в созерцании духа недвойственности, единого вкуса всех явлений, т.е. в «единой самае», которое само по себе - лучший защитник от всех падений.

Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта