Главная » Проектирование » Собор санта мария делла салюте. Церковь санта-мария-делла-салюте в венеции. Санта-Мария-делла-Салюте: внешний облик и внутреннее убранство

Собор санта мария делла салюте. Церковь санта-мария-делла-салюте в венеции. Санта-Мария-делла-Салюте: внешний облик и внутреннее убранство

История собора

Правительство Венецианской Республики делало все, чтобы ужасной эпидемии 1630-31 годов не повторилось. Одним из средств профилактики стало строительство грандиозной барочной церкви в южном районе города – Дорсудоро. Проект заказали начинающему архитектору Бальдассаре Лонгена. До этого в его активе была только модернизация древнего романского храма Санта-Мария-Ассунта в Кьодже, пригороде Венеции . Работы над новой церковью продолжались 50 лет, в течение всей жизни мастера. Параллельно он воздвиг в городе около двух десятков роскошных палаццо и церквей, но храм Санта-Мария-делла-Салюте остался вершиной его творчества. Зодчий успел увидеть завершение строительства, но освящение собора прошло уже после его смерти, в 1687 году. Позднее к церкви пристроили здание семинарии, в которой и сегодня получают образование католические священники.

Наши дни: последствия грандиозного пожара


События, едва не обернувшиеся катастрофой, произошли совсем недавно, в 2010 году. Пожар вспыхнул в семинарии. Чтобы огонь не перекинулся на историческое здание, пожарным пришлось вылить тонны воды. Во время спасательных работ влагой были повреждены три полотна Тициана, украшавшие плафон собора: серьезнее всего «Давид и Голиаф», не столь сильно – «Авраам и Исаак», «Каин и Авель». Реставраторам стоило немалого труда восстановить изображения, но претензий к пожарным у искусствоведов нет – благодаря слаженным действиям спасателей архитектурный облик Санта-Мария-делла-Салюте остался в неприкосновенности.

Архитектурные особенности здания

Прямо от причала по широкой лестнице венецианцы и гости города поднимаются к оформленному в виде триумфальной арки главному входу в восьмигранный храм. Над его фронтоном установлены статуи Девы Марии с младенцем Христом на руках, Иоанна Предтечи и архангела Михаила. На карнизах расположились фигуры ветхозаветных царей и пророков. Более скромные имитации триумфальных арок выстроены по оставшимся сторонам восьмигранника. Санта-Мария-делла-Салюте увенчана куполом высотой в 60 м с фигурой Богоматери на вершине. Над алтарем возведен второй купол, уменьшенная копия главного.



Занимательные факты

Для нового храма спроектировали специальный, типичный для Венеции фундамент. Чтобы реализовать задуманное и обеспечить устойчивость сооружения, строителям пришлось поставить не менее 100 тысяч деревянных свай. Всего же в конструкции задействовано около 1 миллиона балок.

Благодаря широким арочным окнам под куполом и с каждой стороны восьмиугольника внутреннее пространство базилики заполнено светом. Через зал-ротонду с мозаичным полом с эффектом объема посетители храма проходят к алтарю, который венчает фигура Мадонны с младенцем. У ее ног о милости молит коленопреклоненная венецианка, а юный ангел изгоняет из Венеции Чуму. Под алтарной группой – самое древнее сокровище собора. Это византийская икона Богоматери Месопандитисса, привезенная с Крита в конце XVII века во время очередной венецианско-турецкой войны. По легенде, автор произведения – евангелист Лука. Всего в зоне алтаря располагается 25 статуй тончайшей работы.

В соборе Санта-Мария-делла-Салюте хранятся выдающиеся работы живописцев мирового значения – Тициана и Тинторетто, а также произведения других представителей венецианской школы. Жемчужина собрания – ранняя работа Тициана «Святой Марк на троне со святыми Козьмой, Дамианом, Себастьяном и Рокко» и произведения 1540-х годов, пострадавшие при тушении пожара, но восстановленные.


Информация для туристов

Для гостей предусмотрен свободный вход в центральную ротонду в течение всего года, алтарная часть в малой ротонде и шесть боковых часовен могут быть закрыты во время церковных мероприятий. Храм действует с 9 до 12 и с 15 до 17-30 часов, в воскресенье дневного перерыва нет. По специальному расписанию организуются органные и вокальные концерты.

Богослужения и праздники


В будни месса начинается с 16 часов, в воскресенье и праздники – с 11. Условий для проведения венчания или крещения в соборе нет. Каждый год, начиная с освящения собора в конце XVII века, 21 ноября верующие собираются, чтобы попросить Деву Марию о милости к больным. В праздновании участвуют и церковные, и гражданские власти города. Чтобы вокруг могли разместиться тысячи паломников, от Дворца дожей к набережной перед храмом прокладывают почти 200-метровый понтонный мост.

Как добраться до собора Санта-Мария-делла-Салюте

К главному входу в церковь подплывают на речном трамвае вапоретто, самом доступном общественном транспорте Венеции . Здесь проходит линия № 1, ведущая от причала П. ле Рома, или Санта-Кьяры, через Гранд-канал к Лидо. Соседние с Салюте пристани этого маршрута – Сан-Марко к востоку от церкви и Санта-Мария-дель-Джильо к западу.

Достопримечательности в окрестностях базилики

На том же клочке земли к востоку от церкви в треугольном здании бывшей таможни располагается Художественный музей, Пунта делла Догана, где проходят тематические выставки работ современных скульпторов и художников. В 200 м к западу открыт музей Пегги Гуггенхайм, в нем представлены лучшие образцы искусства ХХ века – произведения Пикассо, Брака, Дали, Миро, Кандинского, Шагала.

Адрес: Италия, Венеция
Начало строительства: 1631 год
Окончание строительства: 1681 год
Архитектор: Бальдассаре Лонгена
Координаты: 45°25"50.4"N 12°20"05.2"E

Содержание:

Краткое описание

Вид на собор с Кампанилы собора Святого Марка

Его скорее можно назвать итальянской столицей красоты, любви и романтики. Но, несмотря на это, и на его улицах нашлось место для строительства прекрасных храмов и соборов, в которые венецианские архитекторы вкладывали свой талант и непревзойденное мастерство. Среди многих других церквей Венеции, самой прекрасной, яркой и, даже в чем-то неординарной, считается Базилика Санта Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute). К слову, именно она и является самым крупным купольным храмом «Безмятежной».

Как и три с половиной столетия назад, церковь Санта Мария делла Салюте и сегодня возвышается в юго-восточной части Гранд Канала в районе Дорсодуро, прямо напротив легендарного Дворца дожей . Устремляя взгляд на строение внушительных размеров, вряд ли кому-то из путешественников, впервые прибывших в город любви и романтики, придет в голову мысль о том, что это архитектурное чудо обязано своим появлением … эпидемии чумы. И вот здесь, как нельзя кстати, вспоминается поговорка: «нет худа без добра»…

Вид собора с Большого канала

Санта-Мария дела Салюте: история возникновения

Согласно историческим документам, в начале XVII века в 1630-м и 1631-м годах в Венеции вовсю свирепствовала безжалостная чума. Люди, не в силах бороться с ней, гибли десятками, сотнями, тысячами. И вот тогда представители городского Сената прилюдно пообещали Святой Деве Марии, что в случае, если страшная и смертельная болезнь отступит от города и прекратит уносить человеческие жизни, то в честь Богоматери будет возведена большая и роскошная церковь.

Действительно, случилось настоящее чудо. Возгласы и мольбы верующих были услышаны Богоматерью, эпидемия «покинула» Венецию, увы, уничтожив более трети населения города. Сенат, решив не испытывать судьбу коренного населения «безмятежного города», сразу же приступил к выполнению обещания данного Святой Деве Марии. Среди архитекторов был объявлен конкурс на лучший проект церкви. Победителем стал начинающий талантливый архитектор Бальтазар Лонген, по плану которого в 1631-м году и было начато строительство церкви Санта-Марии делла Салюте.

Возведение храма продлилось чуть менее полувека, и было завершено уже после смерти архитектора в 1681-м году. Столь длительный срок строительства объясняется довольно просто: из-за постоянно оседающего грунта, из-за стен, которые были не в состоянии удерживать вес центрального купола внушительных размеров, строительные работы то и дело прерывались. Первоначальный проект, разработанный Лонгеном, несколько раз меняли уже по ходу возведения храма. Согласно дошедшим до наших дней документам, только при закладке одного фундамента здания строителям понадобилось более миллиона деревянных балок(!), большая часть из которых была использована при сооружении и установке свай.

Как уже было сказано выше, строительство церкви Санта-Мария делла Салюте было завершено в 1681-м году. К сожалению, ее создатель к этому времени уже умер , так и не дожив до того дня, когда храм был открыт и освящен. Местные жители и сегодня благодарны Бальтазару Лонгену за создание столь роскошной, потрясающей своим великолепием Базилики. Хотелось бы немного добавить, что свое название церковь получила неспроста: «салюте» в переводе с итальянского языка дословно переводится на русский, как «спасение» и «здоровье».

Вид собора ночью

Санта-Мария-делла-Салюте: внешний облик и внутреннее убранство

Как замечают некоторые архитекторы, церковь Санта-Мария-делла-Салюте внешне выглядит очень изящно, впрочем, как и большинство зданий Венеции. Она представляет собой восьмигранное строение, выполненное в стиле Барокко, с центральным белым куполом-полусферой, установленным на, так называемый, барабан с пятнадцатью ребрами, в котором видны парные окна в обрамлении арок. Кроме этого, на Базилике построен еще один купол небольшого размера. Весь фасад строения украшен многочисленными декоративными элементами: тимпанами, пилястрами и скульптурами (архангела Михаила, Иоанна Предтечи и Девы Марии).

Оказавшись внутри храма, первое, на что обращает внимание практически каждый турист, это огромное внутренне пространство церкви, высокие колонны, постепенно переходящие в пилястры и поддерживающие купол. К слову, высота купола составляет 60 метров. Притягивает внимание путешественников и мраморный пол, выложенный концентрическими кругами, и расположенные по периметру базилики шесть капелл. Конечно же, центральное место собора Санта-Марии дела Салюте занимает алтарь. На нем изображена Мадонна с младенцем, это работа является творением первого архитектора Лонгена. Левее можно увидеть аллегорическое изображение самой Венеции, а справа - Девы Марии, изгоняющей чуму из города на воде. Над алтарем размещена икона Мадонны делла Салюте (Богоматерь-целительница), которую специально для венецианской церкви привезли из Базилики Святого Тита, расположенной на острове Крит.

Вид на главный вход с площади перед собором

В стенах собора Санта-Марии-делла-Салюте хранится картина, написанная Тинторетто «Брак в Кане», датируемая 1561-м годом . Также есть алтарные образа, принадлежащие итальянскому живописцу Луке Джордано. Это всем известные росписи «Рождество», «Вознесение» и «Введение Девы Марии в храм». Хотелось бы заметить, что внутреннее убранство собора Санта-Мария делла Салюте это, в основном – живописные картины. Так, кроме уже вышеперечисленных, на стенах храма имеются картины Тициана, на которых итальянец изобразил евангелистов. Невозможно пройти мимо полотен, написанных величайшими художниками на библейские сюжеты. Это «Сошествие Святого Духа», «Жертвоприношение Авраама», «Давид, убивающий Голиафа» и «Каин и Авель».

Феста делла Салюте – праздник в честь Святой Девы Марии

Вместе с возведением в Венеции в 1682-м году собора Санта Мария делла Салюте, в городе появился красивая традиция названная «Феста делла Салюте». Каждый год 21 ноября, а именно в этот день безжалостная чума ушла из города при помощи Девы-Марии, перед входом в церковь собираются гондолы, полностью перекрывающие собой Гранд-канал и образующие таким образом своеобразный мост.

Один из самых знаменитых и красивейших городов мира славится не только уютными каналами, но также и потрясающей архитектурой, в которой просматривается влияние множества исторических эпох. Церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции - это, пожалуй, одно из важнейших мест не только для туристов, но также и для жителей города. Она интересна и своим убранством, и историей создания.

История происхождения собора Santa Maria Della Salute

Плавное покачивание гондол у причалов, шум прибоя, колокольный звон многочисленных церквей, а также полное отсутствие шума автомобилей - именно такой предстает перед путешественниками знаменитая Венеция. Итальянские архитекторы, скульпторы, художники подарили миру уникальный по своему происхождению город, наполненный многочисленным разнообразием красок и форм. Элегантные дворцы, просторные площади, тесные, уютные улочки и аллеи - настоящий рай для туристов со всего мира, ведь Венецию не зря называют не иначе как «визитная карточка Европы».

Расположенная здесь церковь Санта-Мария-делла-Салюте была возведена как знак благодарности Богу за чудесное избавление Венеции от эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1630-1631 годах и унесшей жизни более 100 000 людей. Во время эпидемии вымерла практически треть от всего населения города, а когда болезнь отступила, власти Венеции приняли решение о постройке нового храма в честь спасения жителей.

Проектирование доверили 26-летнему архитектору Бальтазару Лонгену, после чего и началось строительство собора. Однако по различным причинам возведение затянулась практически на 50 лет, поэтому торжественное открытие и освящение церкви Санта-Мария-делла-Салюте происходило уже после смерти Лонгена. Стоит отметить, что создание подобной постройки в условиях города, стоящего на воде, оказалось достаточно непростой задачей. Так, к примеру, для закладки одного лишь фундамента пришлось использовать более миллиона деревянных балок, Кроме того, 100 000 балок было забито в дно канала в качестве свай.

Уникальная архитектура Санта-Мария-делла-Салюте

Как и большинство построек в Венеции, церковь Санта-Мария-делла-Салюте выглядит очень вычурно и изящно. Здание собора представляет собой восьмигранное строение, выполненное в достаточно популярном в те времена стиле барокко. Центральный белый купол-полусфера установлен на так называемую основу-барабан с пятнадцатью ребрами, среди которых видны парные арочные окна. Кроме того, на базилике сооружен еще один небольшой купол. Весь фасад церкви украшен многочисленными элементами декора, а именно пилястрами, тимпанами, а также различными скульптурами, среди которых наиболее известными считаются статуи архангела Михаила, Девы Марии и Иоанна Предтечи.

Первое, что обращает на себя внимание внутри собора, - это огромное пространство с высокими колонами, плавно переходящими в пилястры и поддерживающими купол. По периметру базилики расположено шесть капелл, а по центру находится традиционный алтарь.

Полезная информация для туристов

Церковь Санта-Мария-делла-Салюте находится на одной из главных улиц Венеции - Гранд-канале, аккурат напротив знаменитого Дворца дожей. Кроме того, посещение собора включено в программу большинства экскурсионных туров, поэтому пройти мимо просто не получится.

Сама церковь выделяется очень красивым и богатым внешним и внутренним убранством. Многочисленные мраморные статуи, мозаики и иконы создают уникальную атмосферу эпохи Ренессанса. Не забудьте обратить внимание и на центральный алтарь, в котором находится икона Мадонны делла Салюте. Это одна из известнейших христианских реликвий, привезенная с греческого острова Крит. Пол Санта-Мария-делла-Салюте выложен ажурным круговым узором из мраморных плит, кроме того, в церкви представлена обширная экспозиция картин, работы множества известных итальянских художников, включая произведения Тициана, Джордано и Тинторетто.

Если вы планируете свою поездку в Венецию осенью, то следует знать, что каждый год 21 ноября в соборе Санта-Мария-делла-Салюте проходит праздничная служба, посвящённая избавлению города от эпидемии чумы. Жители отмечают этот день как праздник Феста делла Салюте. Кроме того, вы можете увидеть специальный понтонный мост, соединяющий Дворец дожей с собором, который устанавливают всего один раз в год.

Решение купить экскурсионный тур по Венеции - это отличная возможность увидеть один из красивейших городов Италии, прочувствовать его колорит, прогуляться во старинным улицам, прикоснуться к мировым памятникам архитектуры и искусства, а также прокатиться на лодке по многочисленным каналам. Кроме того, такая путевка может стать самым желанным и незабываемым подарком для родных и близких.

Венецианские церкви времен чумы. Санта-Мария делла Салюте. January 27th, 2016


Эта церковь с двумя куполами, которая стоит на набережной Большого канала в районе Дорсодуро почти напротив площади Святого Марка, видна практически отовсюду. Самое замечательное, что это одна уникальная барочная церковь на фоне бесконечного ряда готических вариаций, наполняющих главные острова Венеции. Как водится. после каждой эпидемии чумы, уносившей по сто тысяч населения, благодарные венецианцы воздвигали помпезные храмы в честь высших сил, совершихших то, к чему оказались неспособны врачи. Ну, вот эта самая примечательная из всей этой серии.



Ну, вот таков ее общий вид, и с этого ракурса очень хорошо заметна ее странная архитектура. Но сперва немного истории. В 1630-31 годах в Венеции бушевала очередная эпидемия чумы, занесенная с материка. Как ни старались венецианцы защитить себя от эпидемий (окружающие острова использовали в качестве карантинных лагерей), рано или поздно инфекция попала в город. Надо учитывать, что в то время о существовании микробов еще не знали, и единственным предположением о катализаторах эпидемии считали отравленный воздух. Все это закончилось довольно плохо, потому что больных не только не лечили, но и вообще не соблюдали правил гигиены. Защитой почему-то полагали горящие костры, очищающие воздух, и ношение масок с длинными носами, в которые вставляли фильтры, т н маски "чумных докторов". Ну, понятно, какой это было защитой от чумы на самом деле.


Эта чума унесла около ста тысяч жизней была одной из самых страшных эпидемий в истории Венеции. В 1631 году эпидемия внезапно закончилась - просто был выбран процент всех чувствительных к бактерям и остались люди, обладавшие повышенной резистентностью или имевшие прививку в виде легкой инфекции. Умерло больше трети населения города, и спасшиеся горожане решили построить на Дорсодуро храм благодарности Деве Марии, который так и назвали Санта-Мария делла Салюте, т е Дева Мария Исцеляющая.

В 1631 году архитектор, очень молодой тогда Бальтазар Лонгена спроектировал и после одобрения Советом и дожем, начал строительство храма победы над эпидемией. Набережная не могла выдержать такого массивного сооружения, и чтобы собор не сполз в море, в фундамент было забито более 1 миллиона (!!!) балок. Из них 100 тысяч было забито в дно канала вокруг набережной собора.


То есть сейчас мы видим одно из самых укрепленных в истории Венеции сооружений. Ни одно из окружающих его зданий не может похвастаться такой устойчивостью.


Несмотря на то, что в трате средств не скупились, строительство собора заняло более полувека, и тянулось почти до самой смерти архитектора, до 1891 года. Освящен собор был уже после его смерти. Лонгена был похоронен тут же, в своем главном сооружении, прославившем Венецию. Тут же сооружен алтарь по его собственному проекту.


Собор, в самом деле, необычен, и стал визитной карточкой Венеции, потому что ни один самый известный, открыточный ее вид, без него не обходится.


Собор был построен в форме восьмигранника, что нарушало тогдашние правила строительства церквей, но зато позволяло встроиться в среду и не занимать слишком большую площадь и без того узкого острова.


Собор удалось впишнуть без особого разрушения окружающих зданий, и если сейчас обойти площадь вокруг храма, то можно заметить, насколько отличаются от него по возрасту все остальные дома вокруг.


Над главным залом собора сооружен один огромный купол высотой 60 метров, над алтарем второй, поменьше. Вход в собор был оформлен в виде Триумфальной арки традиционной классической архитектуры. чего прежде не было в Венеции, а остальные грани восьмигранника изображали стены и элементы той же арки.


В соборе шесть огромных капелл, это легко сосчитать по элементам конструкции снаружи. Все строго симметрично, и бросается в глаза тщательная проработка замысла, в отличие от прежних, средневековых конструкций. Это был век торжества рациональности, разума и точных рассчетов, идей Френсиса Бэкона и вычислений Паскаля. И первый опыт такой архитектуры в Венеции.


Это сильно контрастировало с принятыми в Венеции прежними архитектурными нормами. Но считалось, что даже в этом разум победил чувства.


До сих пор хорошо видно, насколько отличается остальной мир от этого собора, особенно на фоне проплывающих до сих пор гондол с пассажирами.


Переулки вокруг собора совсем скромные, и только подчеркивают его мощь.


А с другой стороны к нему подходит близко мост Академии, построннный через 150 лет. Но это совсем иная эпоха, когда Венецию временно победил Наполеон.

Чем знаменита церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции (фото) и почему 21 ноября проводится праздник Феста делла Салюте. Санта-Мария-делла-Салюте на карте Венеции.

Венеция никогда не была религиозным центром Италии, это скорее столица красоты, романтики, любви. Но и в ней нашлось место прекрасным церквям, на которых оттачивали свое мастерство венецианские архитекторы. Самой прекрасной, яркой и неординарной церковью можно назвать базилику Санта-Мария-делла-Салюте. Она же считается самым крупным купольным храмом города на воде.

В Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть картины Тициана, а также полотна «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».

Эпидемия чумы

Вот уже более трех с половиной столетий оригинальное здание церкви Санта-Мария-делла-Салюте украшает юго-восточную часть Гранд Канала. И кто бы мог подумать, что этот идеал архитектурной красоты принесет в город эпидемия чумы . Да, как говорится, нет худа без добра.

Вот и в начале 17 века Венецию поразила эта страшная болезнь — свирепая и безжалостная чума. Люди гибли один за другим, и тогда члены городского Сената дали обет святой Деве Марии, что если смертоносная болезнь отступит, построить большую роскошную церковь в честь Богоматери.

Эпидемия и правда покинула город, унеся с собой около ста тысяч жизней, что составляло больше трети городского населения. А сенат приступил к исполнению обещания.

Строительство Санта-Мария-делла-Салюте

Санта-Мария-делла-Салюте - главное украшение Большого канала

Фото: Санта-Мария-делла-Салюте (Santa Maria della Salute)

Был объявлен конкурс на лучший проект, в ходе жаркого творческого состязания победу в нем одержал молодой архитектор Бальдассаре Лонгена. В 1631 году началось строительство, но законченный вид церковь Санта-Мария-делла-Салюте приняла лишь в 1682 году.

Строительным работам мешали то оседающий грунт, то стены, не готовые к весу огромного центрального купола. Приходилось идти на различные архитектурные уловки и на ходу корректировать проект. Только на один фундамент понадобилось больше миллиона деревянных балок, большинство из них ушло на сооружение и установку свай. В результате, к тому времени, когда церковь наконец-то открыли и освятили, ее создателя уже не было в живых. Но имя его навсегда осталось в памяти венецианцев, благодарных за поистине грандиозную работу.

Церковь Санта-Мария-делла-Салюте получилась на редкость изящной, в классических традициях Венеции, где каждое здание как игрушка.

Изящное восьмигранное строение в барочном стиле с огромным белым куполом украшали маленькие башни, шесть капелл и две небольшие кампаниллы. Второй купол, меньшего размера дополнял архитектурную композицию. Главный фасад и семь второстепенных декорированы тимпанами, пилястрами.

Интерьер и живопись

В Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть фрески и полотна великих мастеров

Интерьер Санта-Мария-делла-Салюте возглавляет центральный алтарь работы того же Лонгены, на котором изображена Мадонна с младенцем. Слева от нее нарисована аллегорическая фигура Венеции, а справа запечатлен образ той самой чумы, которую Дева Мария изгнала из города. Над алтарем помещена икона Божьей Матери в византийском стиле, перекочевавшая сюда из базилики святого Тита, что на острове Крит.

Здесь же хранятся алтарные образы, написанные Лукой Джордано. Это росписи «Введение Девы Марии во храм», «Рождество» и «Вознесение».

Живопись вообще является центральной темой в декоре Санта-Мария-делла-Салюте. Стены церкви украшают и картины Тициана, на которых художник изобразил евангелистов. Но самыми известными, из выставленных здесь полотен, являются работы на библейские сюжеты. Это картины «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».

Отметился в церковном интерьере и великий Тинторетто своей работой «Брак в Канне». Из скульптуры в церкви хранятся статуи, созданные Джусто Ла Корте.

Праздник Феста делла Салюте

Большой канал на закате

В названии церкви отразилась благодарность венецианцев за чудесное спасение — «салюте» означает «спасение», другое значение этого слова — «здоровье».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта