Главная » Участок и сад » Скачать презентацию на тему батик. История создания батика. Что такое батик

Скачать презентацию на тему батик. История создания батика. Что такое батик

ервыми европейцами, которые начали применять батик при изготовлении декоративных тканей в первой половине XIX века стали голландцы. Вскоре немцы начинают производство батика и ставят его на поток, тем самым сохраняя наработанные технологические процессы изготовления батика в Европе. Окрашивание ткани было известно и в Древней Руси под названием кубовой набойки. Узор на ткань (в основном это был домотканый холст) наносили с помощью специальных резных досок, покрытых «вапой» - предохраняющим составом. Затем ткань опускали в куб - котел с синей краской. Через несколько минут вытаскивали, полоскали и сушили. Места, где была вапа, оставались незакрашенными, фон же имел яркий синий цвет. Один из синих оттенков и сейчас называется «кубовым». В ХХ веке изобретение резервирующего состава сделало Россию родиной холодного батика. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА: БАТИК МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия) Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна г. Вилюйск

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Cлайд 3

СЛОВАРЬ Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Cлайд 4

ЧТО ТАКОЕ БАТИК? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Cлайд 5

КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Cлайд 6

КРАСКИ По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Cлайд 7

КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Cлайд 8

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Cлайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Cлайд 10

ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Cлайд 11

ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Cлайд 12

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Cлайд 13

ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

Слайд 2

Цель урока:

Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Слайд 3

Словарь

Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Слайд 4

Что такое батик?

Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Слайд 5

Композиция и цвет

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Слайд 6

Краски

По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Слайд 7

Кисти и ткани

Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Слайд 8

Инструменты и приспособления:

Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Слайд 9

Последовательность выполнения:

Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Слайд 10

Горячий батик

Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Слайд 11

Холодный батик

Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Слайд 12

Узелковый батик

Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Слайд 13

Техника свободной росписи

Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

Для работы в этой технике нужно прежде всего подготовить соответствующую восковую смесь, используя озокерит и пчелиный воск в соотношении 1:3. Если вместо озокерита используют парафин (бытовая свечка), то его следует смешивать с воском в соотношении 3:2 . Эта смесь мягкая, эластичная, хорошо ложится на ткань, не отстает от нее, в отличие от покрытия одним только парафином. Если слой резерва отслаивается, то на оголенную часть плоскости ткани затекает краситель "чужого" цвета, образовывается пятно, которое, конечно, портит общую композицию рисунка. Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму. Рисунок наносят простым карандашом). Следующий этап - нанесение воскового слоя. Расплавленным воском сначала покрывают те плоскости, на которые предполагается наносить краску потемнее. Свободные от воска плоскости красят в светлые тона. Для этого ткань погружают в раствор красителя светлого тона. Потом ее вынимают, сушат и, проложив между несколькими слоями мягкой бумаги или газет, гладят горячим утюгом и тем самым снимают слой воска. Далее воском покрывают только что выкрашенный участок, а также те, которые не должны краситься в новый, второй за тональностью цвет. Повторяют весь процесс крашения ткани и снятия воска. Перед последним этапом - окрашиванием плоскости ткани в самый темный цвет (черный, темно-коричневый и т.п.) все плоскости, покрытые восковым резервом, можно слегка помять. На воске появятся небольшие трещинки, сквозь которые на ткань попадет краситель после погружения ее в раствор. Весь рисунок покрывается эффектной сеткой. В зависимости от направления трещин (горизонтально, вертикально, по диагонали ли по рисунку) образовывается дополнительный графический рисунок.

План-конспект занятия в объединении «Волшебная кисть»
«Батик и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями»



Автор : педагог дополнительного образования МБУДО «Детско-юношеский Центр» Сальникова Марина Анатольевна, г. Тула
Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия росписи по ткани и презентацию к занятию для детей второго года обучения (возраст детей 7-9 лет). Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям изо и технологии, а также творческим личностям. Вашему вниманию представлен конспект комбинированного занятия, предполагающий контроль и закрепление ранее пройденного материала, а также изучение нового как в теории, так и на практике.
Тема занятия : «Батик и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями.»
Вид занятия : декоративно - оформительская работа
Цель занятия :знакомство с новой техникой и технологией ее выполнения.
Задачи :
Образовательные:
повторить и систематизировать изученные ранее техники батика;
экспериментальным путем определить технологию выполнения росписи;
изучить технологию выполнения росписи в новой технике;
выявить практическую значимость техники;
выполнить роспись ткани, применяя технику, присыпка сухими красителями.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, творческих способностей, логического мышления и активности обучающихся
Воспитательные:
воспитание аккуратности при работе с красками
Средства обучения :
Демонстрационный материал: папка с методическими разработками «Виды и техники батика», слайд-шоу, демонстрирующие различные фото техник на ноутбуке или презентация
Оборудование занятия: сухие красители, ткань, кисти, вода, баночка для воды, распылитель для воды, клеенка на парту, фартук и нарукавники, методические пособия, ноутбук, ТСО (проектор, интерактивная доска)
Литература:
1. Энциклопедия художника искусства батика Москва 2001г.
2. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами, 2001г.
3. Маслова Е.В. Батик в интерьере. 2006г.
Методические приемы : игровая ситуация, просмотр слайд-шоу, беседа, эксперимент, динамическая пауза, практическая деятельность, анализ работ

План занятия (45 мин)
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия……....................................1-3 мин
2. Основная часть занятия………………………………………...................................................…10-15 мин
а) повторение и закрепление изученных ранее техник батика и технологий их выполнения
б) знакомство с новой техникой
в) проведение обучающимися эксперимента с целью определения технологии и последовательности выполнения работы в технике присыпка сухими красителями, определение возможностей применений данной техники к готовым изделиям
г) определение задания и уточнение последовательности работы
д) динамическая пауза…………………………………...………...................................................…….1-2 мин
3. Практическая работа…..................................................…………………………………………..10-15 мин
4. Итог занятия. Выводы……………………………….…..................................................…………..5-10 мин
а) закрепления теоретических знаний
б) выставка и анализ работ обучающихся
5. Уборка рабочего места……………………...................................................………………….…….3-5 мин

Ход занятия

1.Организация внимания, настрой обучающихся на рабочий лад
Тема: «Свободная роспись и декоративные эффекты. Техника присыпки сухими красителями» (слайд 1)
Цель занятия: познакомиться с новой техникой батика и выполнить творческое задание, применив полученные знания.
2.Основная часть занятия.
Прежде чем познакомиться с новой техникой давайте внимательно посмотрим на экран и вспомним уже знакомые нам техники росписи по ткани. Педагог в полной тишине (или под легкую музыку) демонстрирует на экране различные виды батика (слайд 2).










После просмотра начинается беседа.
Назовите какие виды батика вы увидели при просмотре. Давайте вместе на доске составить схему «Виды батика». К доске приглашается обучающийся и со слов коллектива с помощью педагога выполняет (ранее уже изученную) схему (слайд 3).

Виды батика:
1.Холодный батик(использование резервирующего состава в качестве контура)
2.Горячий батик(использование расплавленного воска в качестве контура)
3.Свободная роспись (без контура)
- роспись по-сырому
- роспись по-сухому
-узелковый батик (бандана, гармошка)
-техника монотипии
- техника с использованием соли
-техника с использованием воска
-техника присыпки сухими красителями

После того как записаны в схему уже все знакомые виды батика,
Педагог добавляет цветным мелом в схему новую технику.

Обратите внимание, что техника присыпка сухими красителями (слайд 4) относится к свободной росписи, следовательно, не требует применение контуров и эскиза. А как же выполняется эта техника, и какие материалы и инструменты нам необходимы? Давайте снова обратимся к экрану и вспомним как выполняются знакомые уже нам техники.
На экране демонстрируется иллюстративный ряд: виды росписи и необходимые материалы и инструменты (слайд 5-16). Задача детей определить либо вид росписи, соответствующий показанным материалам, либо необходимые материалы для выполнения росписи. В итоге дети выдвигают предположение технологии выполнения присыпки сухими красителями и переходят к проведению эксперимента (например:1. Сначала намочить ткань, затем посыпать сухими красителями, 2. Наоборот сначала посыпать, затем намочить, 3. Наносить сухие красители с помощью кисти по сырой ткани. Детьми могут быть предложены и другие варианты).Для проведения эксперимента вызываются 3 человека, и каждый, по заданной ему технологии, выполняет роспись на заранее подготовленной ткани . У вас есть 3 минуты, а пока ребята рисуют, все остальные подумаем, где можно применить данный вид росписи.
Обучающиеся по очереди называют область применения (шарф, платье, подушки, фон для картины, платок и т.д.) Теперь сравним результаты эксперимента и определим, какая же технология является наиболее верной.
Итак, чтобы правильно выполнить данную роспись необходимо:
1.слегка смочить ткань водой
2.посыпать сухими красителями
Но прежде чем вы приступите к работе, представим себя маленькими котятами … (педагог проводит динамическую паузу)
Далее педагог дает задание, уточняет последовательность работы .
3. Практическая работа
Обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание. Педагог, отвечая на возникшие вопросы, оказывает индивидуальную помощь обучающимся, повторяет технику безопасности, контролирует весь творческий процесс.
4. Итог занятия. Выводы
Сегодня мы познакомились с новой техникой.
Ответим на следующие вопросы:
1.Как называется данная техника?
2.К какому виду батика она относится?
3.Чем отличается от холодного?
4.Какие изделия можно расписывать в данной технике?
5.Перечислите последовательность выполнения работы
Спасибо за ответы, а теперь обратите внимание на доску и проанализируйте работы. Для анализа выбирается 5-7 работ, выполненных на занятии . Назовите, какие вы видите плюсы и минусы в каждой работе по порядку. Дети учатся анализировать работы .
Проведя анализ, педагог заканчивает урок . Всем спасибо! Занятие окончено. До свидания!!! Убираем рабочие места.
5. Уборка рабочего места.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта