Главная » Водоснабжение » Роль и задачи организационно-методических кабинетов (отделов) ЦРБ и областных (краевых, республиканских) больниц. Организационно-методическая работа в медицинском учреждении Организационно методическая работа в медицинском учреждении

Роль и задачи организационно-методических кабинетов (отделов) ЦРБ и областных (краевых, республиканских) больниц. Организационно-методическая работа в медицинском учреждении Организационно методическая работа в медицинском учреждении

Организация статистической работы медицинского учреждения
Статистика здравоохранения помогает руководителям учреждения оперативно управлять своим объектом, а врачам всех специальностей – судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы.
Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования кнаучно-организационным факторам. В данных условиях возрастают роль и значимость медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.
Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение,способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития как здравоохранения,так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.
Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использованияресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).
Анализ, обобщение проделанной работы должны осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.План статистического исследования составляется по организации работы в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:
1) определение объекта наблюдения;
2) определение срока проведения работы на всех этапах;
3) указание вида статистического наблюдения и метода;
4) определение места, где будут проводиться наблюдения;
5) выяснение, какими силами и под чьим методическим иорганизационным руководством будут проводиться исследования.
Организация статистического исследования делится на несколько стадий:
1) стадию наблюдения;
2) статистическую группировку и сводку;
3) счетную обработку;
4) научный анализ;
5) литературное и графическое оформление данных исследования.

Организация статистического учета и отчетностиШтатно-организационная структура отделения медицинской статистики
Функциональным подразделением ЛПУ, отвечающим за организацию статистического учета и отчетности, является отделение медицинской статистики, структурно входящее в организационно-методический отдел. Возглавляет отделение заведующий – врач-статистик.
В структуру отделения могут входить следующие функциональные подразделения в зависимостиот формы ЛПУ:
1) отделение статистики в поликлинике – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой от амбулаторно-поликлинической службы;
2) отделение статистики стационара – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой из подразделений клинической больницы;
3) медицинский архив – отвечает за сбор, учет, хранение медицинской документации, ее подбор и выдачу по требованиям.Отделение статистики должно быть оборудовано автоматизированными рабочими местами с подключением в локальную сеть ЛПУ.
На основе полученных данных ОМО разрабатывает предложения и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи, организует ведение статистического учета и отчетности во всех ЛПУ области, проводит подготовку персонала по этим вопросам и осуществляет...

c 11-06-13 по 14-06-13

Формат: Семинар

Город: Санкт-Петербург

Место проведения: Санкт-Петербург, Учебный комплекс ЦНТИ «Прогресс», Васильевский остров, Средний проспект, д. 36/40

1. Организационно-методическая работа - неотъемлемое звено для повышения эффективности деятельности ЛПУ.

Задачи, содержания и методы организационно-методической работы ЛПУ.
Методика взаимодействия медицинских подразделений в многопрофильной больнице при решении организационно-методических задач.
Составление комплексного плана оргметодработы ЛПУ: аналитико-статистический, оперативный, тактический.
Организационно-методический отдел (кабинет) ЛПУ как штаб главного врача и главных специалистов.
Нормативно-правовые документы по работе организационно-методических отделов (ОМО) ЛПУ.
Содержание и объем работы ОМО.
Должностные инструкции заведующих, врачей и другого персонала ОМО.
Деятельность городского организационно-методического отдела по координации работы и информационной поддержке ЛПУ по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП).

2. Современная законодательная база в сфере здравоохранения. ФЗ от 21.11.2012 №323 "Об основах охраны здоровья граждан РФ" и его реализация в ЛПУ.
Новое в лицензировании медицинской деятельности.
Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
Изменения в системе ОМС - теория и практика.

3. Организация делопроизводства и документооборота в медицинском учреждении.
Организация работы с документами: требования и рекомендации. Организационно-распорядительная документация. Работа с положениями, инструкциями; подготовка аналитических обзоров, справок, материалов и др. Работа с нормативными документами (приказами, распоряжениями и т.д.); работа с методической и нормативной литературой. Доведение рабочей информации до всех структурных подразделений медицинского учреждения. Работа с письмами, обращениями.
Организация и контроль за правильным комплектованием архивов систем здравоохранения документами, обеспечением нормативных сроков их хранения.

4. Роль организационно-методических отделов в системе учета и отчетности медицинских организаций. Учет документации, использующейся для формирования отчетных форм о деятельности здравоохранения для федеральной статистики и отраслевой статистики.

5. Стандартизация как одно из направлений методической работы.
Принцип формирования Федерального стандарта.
Принцип формирования территориального стандарта.
Организация системы контроля качества оказания медицинской помощи на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Оценка дефектов оказания медицинской помощи. Анализ состояния качества медицинской помощи. Организационно-управленческие вопросы по построению системы управления качеством.

Публикация предназначена, в первую очередь, для работников областных учреждений, оказывающих организационно-методическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям административных территорий, а также руководителей здравоохранения муниципального уровня, в том числе главных врачей ЦРБ.

В организационно-методическую работу входит:

Осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамике развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;

Организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования, динамике состояния здоровья населения;

Разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения административной территории, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организация их реализации, контроль и оценка эффективности выполнения;

Организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи;

Определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением работы по повышению квалификации медицинских работников, организация и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.;

Организацию выездной помощи сельским жителям.

В повседневной практике значительно возрастает роль аналитической деятельности, повышается ее качественный уровень на основе применения современных технологий сбора и обработки статистических данных, передачи медицинской информации, методов проведения анализа, обоснования и формирования стратегий.

В последнее время значительно повышаются требования к организации плановой работы на основании более полного учета влияния факторов внешней среды, условий функционирования и развития отрасли, прогноза наиболее вероятностных перспектив. Усиливаются стратегические компоненты планирования. Планы текущей деятельности строятся в соответствии с направлениями реализации стратегических целей. Формируется система планов, объединяющая различные уровни управления. Производится увязка плановых мероприятий с их ресурсным обеспечением. Продолжает широко использоваться программно-целевой подход для решения комплексных или межведомственных проблем. На этапе планирования определяются формы контроля и разрабатываются критерии оценки эффективности выполнения плановых мероприятий, используемых для их реализации механизмов управления.

Необходимость интенсификации лечебно-диагностического процесса требует совершенствования инновационной деятельности в органах и учреждениях здравоохранения, организации ее на основах сегодняшних представлений о маркетинге, бизнес-планировании нововведений, организационных формах и методах внедрения.

Повышение уровня лечебно-профилактической и консультативно-диагностической помощи сельскому населению в современных условиях предусматривает укрепление материально-технической базы и кадровых ресурсов сельского здравоохранения, развитие оптимальной модели медицинского обслуживания сельского населения в учреждениях здравоохранения на различных этапах оказания медицинской помощи и, в качестве дополнительной меры, использование выездных форм медицинского обслуживания целевого назначения.

Таким образом, на учреждения здравоохранения (республиканскую, краевую, областную больницы, центральные районные больницы) делегирована одна из наиболее важных функций органа управления здравоохранением - разработка проектов планов деятельности подведомственной системы здравоохранения, организация, контроль и оценка их выполнения. В этом аспекте оказание организационно-методической помощи сельскому населению, в том числе и выездной помощи, являясь основными функциями оргметодотделов учреждений здравоохранения указанных уровней и полностью соответствующими области их компетенции, планируются самостоятельно, а процедура принятия плана отражает порядок, регламентированный для подразделений больницы.

План организационно-методической работы (далее - план) представляет собой перечень конкретных заданий, определяет порядок, сроки, последовательность проведения мероприятий на планируемый период времени, устанавливает конкретных исполнителей и предусматривает ресурсное, в том числе финансовое, обеспечение планируемых мероприятий, его величину и источники инвестирования.

План состоит из основной части и приложений.

Основная часть плана включает разделы:

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Профилактическая работа.

4. Организация выявления социально-значимой патологии.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий.

6. Санитарно-гигиеническое образование.

7. Научные исследования.

8. Контроль выполнения плана.

Приложения должны представлять собой набор следующих документов:

Аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана.

Отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год.

Концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период.

Перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде.

Проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий.

Проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения

Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реализации стратегии реструктуризации системы медицинской помощи.

В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться:

Строительство новых учреждений, корпусов;

Проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений;

Работы по благоустройству территории;

Развитие парка автотранспорта;

Техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и др.

Ко второму подразделу могут быть отнесены мероприятия по:

Ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, не укомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных, медицинских учреждений;

Укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках;

Внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому);

Дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера.

Конкретизацию плановых заданий необходимо проводить в соответствии со стратегическими целями систем регионального и муниципального здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Следует обращать внимание на целесообразность не только укрепления, но и модернизации диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, на открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, на изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.).

Актуальность проблемы снабжения лечебно-профилактических учреждений расходными материалами также обосновывает целесообразность отражения способов ее решения в плановых документах.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров

Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.):

Целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления;

Повышение квалификации работников на центральных базах, в системе ГИДУВов, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства;

Повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах;

Проведение врачебных и сестринских конференций, съездов, совещаний;

Организация конкурсов по профессии;

Участие в организации работы научных обществ.

Работа по подготовке кадров планируется оргметодотделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в регионе (муниципалитете).

3. Профилактическая работа

Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим подразделам:

Вакцинопрофилактика;

Химиопрофилактика;

Мероприятия в очагах инфекции;

Мероприятия на сельскохозяйственных объектах (животноводческих, молочно-товарных фермах и т.п.).

Все мероприятия, входящие в этот раздел Плана, проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.

4. Организация выявления социально значимой патологии

Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом; ВИЧ/СПИД; заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП); различными формами наркоманий; психическими расстройствами) включают:

Ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению;

Ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией;

Практическую помощь областных (районных) учреждений при обследовании населения районов;

Регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии;

Проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в региональных, окружных и центральных специализированных учреждениях.

План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий

В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят:

Осуществление контроля за качеством диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в региональных (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения;

Регулирование взятия на диспансерное наблюдение и контроль контингентов диспансеризируемых больных;

Организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти.

Планирование может осуществляться по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты), по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации), по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии), по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение), по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК) и в разрезе других показателей деятельности.

Раздел внедрения освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения и соответствующие организационные мероприятия по внедрению.

6. Санитарно-гигиеническое образование

Мероприятия, охватывающие санитарно-гигиеническое образование, могут включать:

Создание, распространение, контроль деятельности, развитие различных организационных форм санитарного образования населения - "Университетов здоровья", "Школы здоровья" в поликлинических учреждениях, "Школ выздоравливающих" для стационарных больных;

Подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников;

Использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступлений в СМИ, организацию выставок, публикацию образовательных материалов);

Организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации);

Распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.

7. Научные исследования

Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать, отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы регионального (муниципального) здравоохранения.

Процесс подготовки проекта плана и процедура его принятия

План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах.

Региональные приоритеты развития медицинской помощи населению определяются в соответствии с направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения, с учетом региональных особенностей и ресурсных возможностей. Несмотря на различия по регионам в большинстве субъектов РФ основные направления сходны - туберкулез; ВИЧ/СПИД; сахарный диабет; вакцинопрофилактика; безопасное материнство и детство.

План организационно-методической работы республиканской, краевой, областной больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения региона (муниципалитета).

Процедура принятия плана включает его обсуждение на медицинском совете учреждения либо в качестве самостоятельного вопроса, либо в качестве составной части обсуждения итогов работы учреждения, хода выполнения целевых программ за истекший период. Регламент процедуры принятия плана предусматривает обязательное участие в обсуждении представителей аппарата органа управления здравоохранением соответствующего уровня, а для ЦРБ - представителей администрации района. Оптимальным уровнем заслушивания для региональных учреждений является коллегия органа управления здравоохранением, если план касается только медицинских мероприятий, и правительство региона, если план комплексный.

После обсуждения план комплексный утверждается руководителем (заместителем) администрации соответствующего уровня, а если план внутриведомственный, то - руководителем соответствующего органа управления здравоохранением. Утвержденный план является руководящим документом, обязательным для исполнения.

Контроль за выполнением плана

Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением плана осуществляет оргметодотдел (кабинет) составившей его организации.

Разделы плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами для, дат реального исполнения и затрат на их проведение. Для контроля используют данные государственной статистической отчетности. Ее верифицируют на местах кураторы районов в ходе плановых выездов.

Прозрачность деятельности обеспечивается одновременным гласным заслушиванием куратора и лиц, ответственных за проведение запланированных мероприятий.

Методически результативнее заслушивать не один район по максимально возможному числу вопросов, а несколько районов по одному вопросу. Это позволяет разносторонне осветить проблему и выбрать оптимальные подходы к ее решению, вытекающие из накопленного практического опыта.

Важным инструментом контроля служит полугодовое (в зависимости от важности вопроса) промежуточное заслушивание исполнения плана в аппарате управления здравоохранением области и администрацией территории.

В качестве примеров частных вопросов заслушивания можно привести следующие:

Организация и результативность осмотров населения и диспансеризации;

Лечение больных хроническими заболеваниями;

Проведение противоэпидемических мероприятий;

О роли областных учреждений как организационно-методических центров;

Информация о методических пособиях;

Анализ работы учреждений и т.д.

Итоговый отчет о выполнении плана

Итоговый отчет о выполнении плана составляется либо в табличной, либо в описательной форме по разделам его и включает следующие рубрики:

Плановые решаемые задачи;

Исходные показатели на начало планируемого периода;

Проведенные мероприятия (а, б, в и т.д.);

Результаты текущего года;

Оценка эффективности.

По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов проведения мероприятий и возможных мер по повышению их качества.

Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам:

Подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые / внеплановые, уровень);

Написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений;

Выпуск методических материалов по зоне курации (какие);

Педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов);

Командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые / внеплановые, бригадные / индивидуальные, какая оказана помощь);

Участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д. (каких, тема выступления, уровень региональный, межрегиональный, международный).

При анализе хода выполнения плана стремятся не столько к постановке новых задач, сколько к определению результативности уже известных подходов к решению поставленных.

Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций «Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям» от 15.10.2002 N 2002/107.

Основным учреждением второго этапа медицинского обслуживания сельского населения является центральная районная больница(ЦРБ). Она обеспечивает сельское население квалифицированной лечебно-профилактической помощью, как стационарной, так и поликлинической.

В районную больницу обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельского участка при необходимости специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультации у врачей-специалистов, а также жители приписных участков и самого райцентра.

Категории районных больниц определяются численностью населения района числом коек (с учетом сельских участковых больниц). Всего выделяют 6 категорий ЦРБ: от 100 (VI категория) до 400 (I категория) коек. Штатное расписание районных больниц дозволяет иметь врачей большинства специальностей (в некоторых густонаселенных районах, особенно имеющих межрайонные специализированные центры, - до 30). Районное звено является главным звеном в здравоохранении сельской административной территории, которое осуществляет специализированную квалифицированную медицинскую помощь по основным ее видам. Кроме того, специалисты центральной районной больницы (ЦРБ) осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района.

Помимо ЦРБ, расположенных в подавляющем большинстве случаев в районном центре, на территории района могут быть другие районные больницы, так называемые «номерные» больницы, которые часто выполняют функции филиала ЦРБ или могут специализироваться по тем или другим видам медицинской помощи.

В целях лучшего обеспечения специализированной медицинской помощью создаются межрайонные специализированные центры (отделения), оснащенные современным оборудованием. Межрайонные специализированные центры оказывают лечебную и консультативную помощь, осуществляют организационно-методическую работу, повышают квалификацию медицинского персонала районных и участковых больниц и поликлиник, анализируют показатели здоровья и факторы риска, определяющие заболеваемость по конкретной специальности.

Задачи ЦРБ:

1. обеспечение населения района и районного центра высококвалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

2. оперативное и организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения района;

3. планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения медицинских учреждений района;



4. разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение качества медицинского обслуживания сельского населения;

5. внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

6. проведение мероприятий по расстановке, рациональному использованию и повышению профессиональной квалификации кадров.

Структура ЦРБ.

В стационаре ЦРБ должно быть организовано не менее 5 отделений по таким специальностям, как терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни. Кроме необходимого минимума, в крупных ЦРБ могут быть отделения и по другим специальностям (неврология, оториноларингология, офтальмология, травматология и пр.).

В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов и соответствующими лечебно -диагностическими отделениями, организационно -методический кабинет, отделение скорой медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.). Районные специалисты выезжают для консультаций, проводят показательные операции, обследование и лечение больных, направляют бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельского участка, заслушивают отчеты врачей участковых больниц, заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами, анализируют планы работ, статистические отчеты, проводят научные конференции, семинары, повышение квалификации на рабочем месте и др.



Важным структурным подразделением центральной районной больницы является организационно-методический кабинет , работа которого направлена на обеспечение методического руководства: анализ деятельности медицинских учреждений, осуществление мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы, повышение квалификации специалистов, организация работы по медицинской статистике и оценке здоровья населения, изучение и распространение новых современных форм работы по медицинскому обслуживанию, перспективное планирование развития здравоохранения района, организация работы по внебюджетной коммерческой деятельности и медицинскому страхованию. Оргметодкабинет должен быть укомплектован наиболее опытными врачами-специалистами. Для правильной организации работы и осуществления организационно-методического руководства кабинеты должны располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения.

На основе систематического анализа состояния здоровья населения района, планов районных учреждений организационно-методический кабинет составляет комплексный план мероприятий по улучшению медицинской помощи и укреплению здоровья населения района.

Обеспечение методического руководства учетно-статистической работой и контроля за ней всех учреждений района является важнейшей функцией оргметодкабинета. В обязанности кабинетов входит прием годовых отчетов. На оснований данных отчетных форм и специального анализа оргметодкабинет составляет обзор о состоянии здоровья различных групп населения и оценивает показатели здравоохранения. В оргметодкабинетах должны быть сведения о районных конференциях и занятиях с врачами и средним медицинским персоналом, о семинарах с участием районных специалистов, специализации и повышении квалификации медицинских работников (которые в сельской местности должны проходить 1 раз в 5 лет). Ежемесячно, ежеквартально кабинет вычисляет основные показатели работы каждого медицинского учреждения. Проводится анализ качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению.

В составе ЦРБ могут быть выездные врачебные бригады (постоянно действующие функциональные подразделения). Кроме того, для приближения специализированной помощи к населению района важное значение имеют передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, флюрографические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, зубоврачебные и зубопротезные кабинеты.

В системе специализированной помощи важна также роль диспансеров. На уровне района, как правило, функционируют противотуберкулезный и кожно-венерологический диспансеры (если других диспансеров нет, то соответствующие специалисты работают в поликлинике ЦРБ).

Штаты ЦРБ.

Главный врач ЦРБ

Он же главный врач района. Опирается в своей работе на своих заместителей (их три):

По медицинскому обслуживанию населения района (заведующий организационно-методическим кабинетом),

По детству и родовспоможению,

По медицинской части.

Главный врач организует и обеспечивает:

Проведение анализа показателей состояние здоровья;

Изучение причин заболеваемости;

Преимущественное медицинское обеспечение механизаторов, животноводов, работников полевых бригад, подростков, занятых сельскохозяйственным трудом и обучающихся в профессионально-технических учреждениях;

Квалифицированную и доступную медицинскую помощь населению;

Оказание лечебно-консультативной и организационно-методической помощи врачам участковых больниц и работникам ФАП;

Организацию диспансерного наблюдения за определенными контингентами больных;

Изучение и распространение передового опыта.

Медицинский совет при главном враче создается для оперативного руководства здравоохранением. В него входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, главный врач районной санэпидстанции, заведующий поликлиникой ЦРБ, заведующий центральной районной аптекой, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).

Организационно-методическая работа.

Анализ деятельности стационара и поликлиники ЦРБ оценивается такими же показателями, как в городской больнице и поликлинике.

Одной из главных задач в деятельности главной медицинской сестры является проведение воспитательной работы с медицинским персоналом. Формы и методы этой работы довольно разнообразны. Это школы молодого специалиста, школы старших медицинских сестер, изучение специальной медицинской литературы, участие и выступления на научно-практических конференциях, в различных смотрах и конкурсах. Подбор медицинских сестер на любую должность, а особенно подготовка резерва на руководящую должность, требует детального изучения деловых и моральных качеств работника, изучения достоинств и недостатков путем наблюдения за его деятельностью, в процессе личных бесед, отзывов работающих с ним рядом коллег, с помощью социологических исследований. Расставлять медицинских сестер по рабочим местам необходимо так, чтобы выполняемая работа удовлетворяла исполнителя, чтобы каждый чувствовал себя на своем месте и мог наиболее полно проявить себя. Работа с резервом на выдвижение на должность старшей медицинской сестры должна проводиться по специальным программам, в частности через школу молодого специалиста.

Важным звеном в организации воспитательно-производственной работы являются Советы медицинских сестер. В совете медицинских сестер создается несколько комиссий, наиболее важные - производственная и санитарная. Каждую комиссию возглавляет одна из старших медицинских сестер. Все заседания совета оформляются протоколами, которые вывешиваются на стенд «Уголок совета медицинских сестер». К кругу вопросов, решаемых советом медсестер, относятся: изучение основных приказов и методических указаний по санитарному режиму, учет и хранение лекарственных средств, спирта, проведение перекрестных проверок с отчетом об их результатах и т.д. Одной из форм воспитательной работы с медицинскими сестрами является проведение посвящения в профессию, конкурсы профессионального мастерства и т.д. (Сальникова О.А., 2003; Алексеева Г.М., Хейфец А.С., 2003 и т.д.).

Существенным направлением работы главной медицинской сестры является обеспечение трудовой дисциплины среди сестринского персонала (Хейфец А.С., 2001; 2002 и т.д.). Эта задача является комплексной. Ее решение осложняется тем, что профессия медицинской сестры считается недостаточно престижной и малооплачиваемой, а работа очень тяжелой: эмоционально-психологические нагрузки, повышенная опасность заражения инфекционными заболеваниями (туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ) и т. д. Это во многом определяет высокую текучесть сестринских кадров в ЛПУ, а следовательно, вызывает трудности в обеспечении высокого уровня трудовой дисциплины.

Для решения этой сложной задачи необходимо принять во внимание ряд основополагающих принципов:

1. Работа руководителей сестринских служб по укреплению трудовой дисциплины должна носить многофакторный, комплексный характер.

2. Важнейшими элементами управленческой деятельности среди сестринского персонала являются повышение престижа сестринской профессии, создание благоприятных условий труда, оптимизация нагрузок, социально-бытовая защита и т. д.

3. Работа по укреплению и обеспечению высокого уровня трудовой дисциплины должна рассматриваться руководителями сестринских служб как приоритетная.

4. Основным методом управленческой деятельности руководителей сестринских служб должна быть индивидуальная работа с учетом личностных особенностей каждого сотрудника.

5. Руководители должны реагировать на каждый случай нарушения трудовой дисциплины или достижения успехов в работе.

Для обеспечения высокого уровня трудовой дисциплины следует использовать разнообразные методы и направления (Хейфец А.С., 2001; 2002):

Организационно-распорядительные методы управления;

Социально-психологические методы управления;

Экономические методы управления;

Правовые методы управления;

Организационно-техническое обеспечение деятельности сестринского персонала;

Контроль за деятельностью сестринского персонала.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта