Главная » Фасад » Коррупция и методы борьбы с ней. Арест губернатора: власть показала, как бороться с коррупцией

Коррупция и методы борьбы с ней. Арест губернатора: власть показала, как бороться с коррупцией

Сегодня я решил затронуть такую серьезную и актуальную тему как борьба с коррупцией . И предложить один метод такой борьбы, который я еще нигде не встречал в наших условиях, но который мог бы оказаться вполне действенным. Я расскажу вам не только как побороть коррупцию, но и как вывести работу бюджетных (то есть, наиболее коррумпированных) учреждений и организаций на новый качественный уровень.

Конечно же, все это будет носить характер мнения, которое в чем-то даже может быть ошибочным. Не факт, что ко мне вообще кто-то прислушается, и, тем более, что нечто подобное будет воплощено в жизнь. Тем не менее, борьба с коррупцией в России, Украине и других постсоветских странах – это, я думаю, действительно “больная тема”, поэтому тоже решил высказаться об этом – почему бы и нет.

Думаю, все знают, что когда у нас говорят о борьбе с коррупцией, чаще всего это касается введения и усиления уголовной ответственности за совершенные коррупционные преступления. Причем, чем жестче эта ответственность – тем больше поддержки среди населения это находит.

Я же, как финансист, хочу рассмотреть противодействие коррупции с необычной, финансовой точки зрения. Думаю, что это будет правильнее и эффективнее, поскольку коррупция – это ведь преступления, имеющие под собой именно финансовую основу. Итак, обозначу основные моменты, касающиеся противодействию коррупции в моем понимании.

Правило 1 . За финансовое преступление должно быть финансовое наказание. Обязательно жесткое и однозначное. Грубо говоря, человек, пойманный на получении взятки, на воровстве денег из бюджета, должен ответить за это уплатой в бюджет штрафа, в определенное количество раз превышающего размер этой взятки или украденной суммы. Думаю, в 20 раз, плюс-минус, в зависимости от ситуации, будет нормальная “такса”. Причем, если он не в состоянии оплатить такой штраф – необходимо для этого реализовывать его имущество с аукциона и/или вычитать определенную сумму из его регулярных доходов до тех пор, пока штраф не будет полностью уплачен, пусть даже пожизненно.

Также есть смысл стимулировать скорейшую уплату штрафа в бюджет. Например, если штраф не погашается сразу же после начисления, на него начинают начисляться проценты, допустим, в размере двойной (примерно как минимальная ставка по кредиту). Тогда коррупционер не будет заинтересован затягивать этот процесс.

Сажать коррупционеров, на мой взгляд, не нужно. Во-первых, потому, что если реально посадить всех, кто берет и дает взятки, ворует из бюджета, страна превратится в одну большую тюрьму. И остальные люди будут работать только на содержание этой тюрьмы. Если сажать избранно – это как-то неправильно, согласитесь, и еще больше будет порождать коррупцию.

К тому же, представьте, давайте смоделируем ситуацию… Допустим, чиновник взял взятку, его поймали и присудили 5 лет тюрьмы. На его содержание в тюрьме за этот период уйдет в сотни раз больше денег, чем взятка, на которой его поймали! Откуда берутся эти деньги? Из налогов и сборов, которые платят обычные люди. Таким образом, получается, что борьба с коррупцией в том виде, что есть – это просто дополнительные расходы, которые ложатся на плечи налогоплательщиков.

Кому-то легче от того, что, допустим, 100 рублей из его ежемесячного дохода идет на содержание под стражей какого-то коррупционера? Думаю, что гораздо правильнее было бы, чтобы, наоборот, этот коррупционер доплачивал вам эти 100 рублей. Искупал свою вину, так сказать. Финансово.

Борьба с коррупцией будет эффективной и вообще полезной только в том случае, когда она будет приносить доходов больше, чем расходов. В реальности же сейчас все происходит наоборот: на борьбу с коррупцией выделяются немалые финансовые ресурсы (напомню, что косвенно – это деньги граждан), которые куда-то уходят и совершенно не окупаются. Проанализируйте бюджеты, и убедитесь в этом сами. То есть, от такого противодействия коррупции простые люди только теряют. И это неправильно.

Раскрытие коррупционного преступления должно приносить прибыль в бюджет, а не убытки. В противном случае я вообще не вижу смысла борьбы с коррупцией.

Правило 2 . Финансовое стимулирование сотрудников по борьбе с коррупцией. Далее, давайте подумаем, а заинтересованы ли госслужащие, осуществляющие какие-то функции по противодействию коррупции, в этом самом противодействии? Думаю, ни для кого не секрет, что именно службы по борьбе с коррупцией зачастую оказываются самыми главными коррупционерами.

Почему так происходит? Все предельно просто: они не имеют финансовой мотивации, исходящей от государства, чтобы задерживать и судить коррупционеров, зато имеют финансовую мотивацию “закрывать глаза” на коррупционные преступления, которую обеспечивают им сами коррупционеры. Соблазн велик, и бороться с ним одной идейностью просто нереально – давайте смотреть правде в глаза.

Как существенно повысить мотивацию противодействия коррупции? Очень просто: какая-то доля штрафа, уплаченного коррупционером в бюджет, должна возвращаться тому, кто его поймал и раскрыл преступление.

То есть, должен быть некий принцип партнерской программы. Допустим, 10% от штрафа – непосредственному исполнителю, выявившему нарушителя закона, 1% – его начальнику, 0,1% – начальнику начальника и т.д. Согласитесь, как сразу все будут заинтересованы в поимке коррупционеров? Например, поймали человека на взятке 10000 долларов – он обязан уплатить в бюджет штраф в 20-тикратном размере этой суммы – 200000 долларов. И с этого платежа отличившийся сотрудник сразу получает 20000 долларов. Либо, если платеж оплачивается частями, для него это задержание превращается в источник пассивного дохода на долгое время. А провел 10 таких задержаний – обеспечил себя на всю жизнь. И, это очень важно, не за счет государства, не за счет людей-налогоплательщиков, а за счет преступника-коррупционера! Как вам такая мотивация?

Я думаю, что при таких условиях люди шли бы на должности по борьбе с коррупцией даже с минимальными зарплатами от государства или вообще без зарплат бы работали. И тут существенная экономия – замечательно же!

Сотрудники по борьбе с коррупцией должны быть материально заинтересованы в поимке взяточников и воров бюджета. Только тогда они будут работать эффективно. И эту материальную мотивацию можно обеспечить за счет самих же коррупционеров – государство на этом вообще ничего не теряет, а только получает огромный приток штрафов в бюджет.

Правило 3 . Финансовое стимулирование “информаторов”. Мотивация в борьбе с коррупцией необходима не только профильным службам, но и абсолютно каждому человеку, который способен внести в это нужное дело свой посильный вклад.

Механизм прост: человек, сообщивший о коррупционном преступлении, факт которого будет подтвержден, тоже должен получать свою “долю” от штрафа, уплаченного в бюджет преступником. Например, тоже 10%.

При такой мотивации за коррупционерами начнется настоящая охота, и борьба с коррупцией станет максимально эффективной. И абсолютно каждый человек, принявший в ней участие, ощутит это пополнением своего бюджета. Чем активнее каждый будет бороться с коррупцией – тем больше он на этом заработает. И снова повторяю: заработает только за счет самих коррупционеров, а не кого-то еще.

Правило 4 . Перевод государственных структур на самофинансирование и создание конкуренции. В предыдущих пунктах я рассматривал приемы борьбы с коррупцией, устраняющие ее последствия, а теперь перехожу к самому главному – к устранению причины.

В чем заключается главная причина коррупция? Она носит чисто финансовый характер: желание улучшить свое финансовое состояние, увеличить свои личные доходы незаконными методами. Согласны?

Думая о том, как побороть коррупцию, нужно, прежде всего, постараться упразднить эту причину, то есть, возможность незаконного финансового обогащения государственных чиновников. За счет чего происходит это обогащение? Правильно – за счет бюджетных средств, которые поступают в госструктуру и распределяются ее руководителем. Как сделать так, чтобы украсть бюджетные средства было невозможно? Нужно максимально перевести все государственные структуры на самофинансирование.

Что это означает? Что бюджетные структуры должны стать коммерческими предприятиями, зарабатывающими прибыль, и оплата труда сотрудников этих предприятий, а прежде всего – руководителей, должна зависеть от того, сколько они заработали.

Как происходит сейчас? Есть бюджетное предприятие. Оно получает финансирование из государственного или местного бюджета. В том числе и на свои текущие расходы, и на оплату труда работников, включая премии. Чем более “пробивным” будет руководитель, тем больше финансирования он сможет “выбить” своему предприятию. Это что касается расходов. Доходы же бюджетного предприятия ему не поступают вообще. Они поступают сразу в бюджет, тоже либо местный, либо региональный, либо государственный.

Заинтересован ли руководитель такого предприятия в том, чтобы его структура работала прибыльно, то есть, получала больше доходов, чем финансирования? Абсолютно нет. Потому что на его личный уровень оплаты труда это практически не влияет. Ну, может быть, какую-то премию небольшую выплатят 1-2 раза в год, и не более того.

Тогда в чем его материальная заинтересованность? В том, чтобы привлечь как можно больше финансирования, из которого он может, путем использования всевозможных коррупционных откатных схем, максимально пополнить свой личный бюджет. Ему вообще не важно, на что пойдет это финансирование, испытывает ли предприятие в нем необходимость, ему важно, сколько он оттуда сможет украсть. Поэтому он будет, в первую очередь, “пробивать” финансирование на те статьи расходов, из которых можно украсть больше! Это очень логично, так это сейчас и происходит.

А еще его материальная заинтересованность в том, чтобы доходы его предприятия поступали не в бюджет, а лично ему в карман. Поэтому он тоже будет стараться всячески этому способствовать, что тоже вы можете наблюдать сейчас практически повсеместно.

Чтобы разорвать этот “гордиев узел”, чтобы была реальная борьба с коррупцией, а не ее видимость, нужно только менять всю схему работы бюджетных структур на другую, такую, при которой:

  1. Руководитель структуры просто не смог бы пользоваться указанными выше схемами;
  2. Руководитель структуры был бы лично материально заинтересован в успешности и прибыльности своего предприятия.

Этого можно достичь, переведя такие предприятия на самофинансирование. То есть, нужно прекратить финансировать их из государственных и местных бюджетов, а заставить работать прибыльно, обеспечивать свои расходы своими доходами, а не “вливаниями” извне. Причем, задачу эту нужно возложить, естественно, на руководителя каждой такой структуры. Ну а руководителей, не справляющихся с этой задачей, менять на более эффективных.

Как будет происходить в этом случае?

Во-первых, финансирования не будет, поэтому украсть деньги из бюджета будет просто невозможно.

Во-вторых, руководитель не сможет воровать из своих расходов через откатные схемы: он будет заинтересован заплатить как можно меньше, чтобы предприятие не было убыточным, ведь иначе его уволят.

В-третьих, руководителю так же не выгодно будет пропускать доходы “мимо кассы”, потому что тогда тоже предприятие станет убыточным и его уволят.

При этом прибыль (доходы минус расходы), полученную бюджетным предприятием, целесообразно делить на 2 части, я предлагаю – 50/50, пополам. Одну половину предприятие перечисляет в бюджет, формируя государственные доходы, а вторую расходует по своему усмотрению: на собственное развитие и модернизацию, а также на надбавки по оплате труда своим сотрудникам.

Таким образом, сама мотивация к получению взятки или отката, которая присутствует сейчас, изменится на противоположную: мотивацию к зарабатыванию прибыли. В этом будет заинтересован как каждый отдельно взятый сотрудник (чем лучше он будет работать, чем больший вклад внесет в работу своей структуры – тем больше премию получит, как это происходит сейчас во многих коммерческих структурах), так и, в первую очередь, руководитель.

Внедрение подобной системы смогло бы не только стать действенным способом противодействия коррупции, но и существенно повысить эффективность работы бюджетных структур. Неэффективные руководители бы быстро “отсеялись”, а эффективные конкурировали бы между собой за клиентов, улучшая для этого качество обслуживания при фиксированных расценках на услуги.

Убыточные бюджетные предприятия превратились бы в прибыльные. Бюджеты всех уровней вместо постоянных расходов на финансирование своих структур начали бы получать доходы от их прибыли.

То есть, выиграли бы от внедрения такой системы абсолютно все: и государство, и предприятия, и их сотрудники. Все, кроме коррупционеров: их преступные схемы просто утратили бы свою финансовую привлекательность.

Подведем итоги. Предложенные мной методы борьбы с коррупцией:

  1. Не требуют практически никаких затрат со стороны государства.
  2. Предполагают хорошую материальную мотивацию всех, кто будет противодействовать коррупции.
  3. Перекладывают все расходы на внедрение этой системы на самих коррупционеров.
  4. Стимулируют эффективную работу и совершенствование системы бюджетных учреждений.
  5. Существенно снижает бюджетные расходы и при этом увеличивает доходы.

Смотрится красиво, правда? Вот такой могла бы быть реальная борьба с коррупцией в России, Украине и других странах в моем понимании. Буду рад услышать ваши мнения по поводу этого всего в комментариях. Конечно же, пока это на уровне рассуждений. Это лишь общий принцип, над которым можно было бы при желании и необходимости поработать и довести его до совершенства. Я думаю, что он имел бы весьма неплохой эффект. Что скажете?

Если вам понравилась эта информация, и вы согласны, что такая борьба с коррупцией была бы эффективной – поделитесь ссылкой на эту статью в соцсетях, на форумах и сайтах, на которых вы общаетесь. Будем продвигать эту идею в массы: кто знает, а вдруг к ней прислушаются? Мы все от этого только выиграем.

До новых встреч на ! Берегите личные финансы и повышайте свою финансовую грамотность!

по курсу "Политология"

Екатеринбург 2008

Введение

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Введение

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15% ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30% ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.

1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

А воз, как говорится и ныне там.

А давайте мы на секунду поверим в слова кремлевских мурзилок и посмотрим, как идет борьба с коррупцией, которую сам Путин призвал большим злом, на самом деле. Особенно в последние месяцы. И в качестве примера приведу три судебных разбирательства с коррупционерами. Хотя мог бы привести примеры многих министров, которые занимают высокие должности, будучи коррупционерами. Но не буду этого делать по по некоторым причинам. Еще в суд подадут за якобы клевету.

"Игорное дело"

В начале июля закончилась пшиком очередная кампания по борьбе с коррупцией.. Если кто не помнит, то речь идет об "игорном деле", когда прокуроров обвиняли в крышевании игорных заведений. И вот спустя нескоько лет, "игорное дело" благополучно завершилос ез столько нужных посадок, о которых ради пиара говорил Путин.

Фигурант дела о незаконном игорном бизнесе в Подмосковье, бывший первый заместитель прокурора Московской области Александр Игнатенко освобожден из СИЗО "Лефортово".

Он уже покинул здание СИЗО, передает "Интерфакс". Игнатенко вышел из здания в 23:58. На улице его встретили адвокаты, двое сыновей, а также представители 14 ТВ-компаний и корреспонденты информационных агентств. Однако бывший арестант отказался отвечать на вопросы журналистов, сообщив лишь, что самочувствие у него "хорошее"... Ссылка

А как нам втирали, что хотя бы "игорное" дело власти доведут до конца. И все его фигуранты окажутся на скамье подсудимых. Помню я этот радостный визг на охранительских сайтах и блогах. И теперь Кремль постарается по тихому закрыть это дело. И со мной в этом согласен Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл КАБАНОВ, который тоже считает, что "игорное дело" закроют из-за замешанности в этом деле многих VIP-персон.

То, что "игорное дело" будут по тихому закрывать, было ясно с самого начала. Тем более большинство его фигурантов уже давно были на свободе. В прошлом году например, до того, как экстрадировали Игнатенко, былвыпущен из СИЗО последний фигурант этого дела, экс-прокурор Нищеменко. Как тут не вспомнить "дело Удальцова", "болотное дело" и сравнить его с "игорным делом". Ведь Удальцов за мифический шпионаж и финансирование от Торгамадзе, сидит под домашним арестом. И ему грозит реальный срок, в отличии от прокуроров. И вряд ли Удальцов и фигуранты "болотного дела" попадут под амнистию. Как туда попали фигуранты "игорного дела".

Дело Ивана Моковкина

Переносимся из Москвы, где суды освобождают продажных прокуроров, в Кемеровскюу область. Дело в том, что там проходили судебные разбирательства по "делу Ивана Маковкина", приговор которому был вынесен не так давно. Хотя можно ли это назвать приговором? Вот посудите сами.

Суд пожалел главу комитета имущества, продавшего сыну мэра энергетическую компанию с дисконтом в 710 млн руб.

В Кемеровской области вынесен достаточно мягкий приговор чиновнику, нанесшему бюджету Новокузнецка ущерб почти на миллиард рублей, в том числе путем продажи городской энергетической компании сыну мэра за пятую часть ее стоимости, сообщает пресс-служба СКР.

Бывший председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецка Иван Маковкин признан виновным в совершении преступления по п. "в" ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий)...

Центральный районный суд Новокузнецка назначил Ивану Маковкину наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления сроком на 3 года.

Вдумайтесь только! Пять лет условно за причиненный ущерб городу Новокузнецку, который составил, как говорится в сообщении, около 980 млн рублей. Еще он три года не будет возможности занимать должности в органах местного самоуправления. За украденный мешок картошки в нынешней РФ дают гораздо больший срок, чем за украденные миллиарды. Во втором случае нередко "наказывают", назначая на министерскую должность.

А вообще, о какой борьбе с коррупцией можно говорить после таких приговоров? Итак крупных коррупционеров не трогают. В основном стрелочниками назначают чиновников по мельче. И даже в этом случае, как с Маковкиным, они избегают реального наказания. А что бывает с крупными ворюгами, об этом напишу ниже.

Дело "Оборонсервиса".

А вообще изначально "дело Оборонсервиса" и про Сердюкова хотел написать в самом начале статьи. Но потом решил, что это нужно оставить на самое сладкое. Сейчас подробнее об этом напишу.

Сперва несколько слов об этом деле. В прошлом году, когда сняли Сердюкова, в охранительских блогах царила эйфория, что вот сейчас Путин вовсю начнет борться с коррупционерами. И что мол, посадка Сердюкова не за горами. Я уже тогда скептически относился к таким заявлениям и утверждал, что это дело является политическим спектаклем. И как видите, я оказался прав. Впрочем, не я один, а подавляющее большинство российских граждан. Вот две противоположные друг другу новости, появившиеся два дня назад.

Коррупцию в российской оборонной промышленности предложили приравнять к государственной измене. Как пишет 19 августа «Коммерсантъ», соответствующий законопроект планирует внести в Госдуму депутат от «Справедливой России», член комитета по обороне Игорь Зотов.

Разработанные Зотовым поправки классифицируют как госизмену действия или бездействие должностных лиц, «влекущие за собой ослабление обороноспособности страны». Взяточничество в «оборонке» предполагается карать в соответствии со статьей 275 УК (государственная измена), то есть лишением свободы на срок от 12 до 20 лет. Лента.ру

После появления этой новости многие наивные путинские хомячки могли подумать, что сейчас Путин покажет Сердюкову, где раки зимуют и отправит его за решетку. Но не долго музыка играла, не долго фраер танцевал. Оказывается эта новость была лишь прикрытием для другой новости, связанном с Сердюковым.

Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета России отказалось возбуждать уголовное дело, фигурантами которого могли бы стать экс-глава Минобороны Анатолий Сердюков и бывший директор департамента образования оборонного ведомства Екатерина Приезжева. Об этом в понедельник, 19 августа, пишет газета «Коммерсантъ»...

В действиях Сердюкова проводившие проверку правоохранительные органы усмотрели признаки злоупотребления служебным положением. В документах, направленных в ГВСУ СКР, в частности, говорится, что Сердюков использовал свои полномочия вопреки интересам службы и «требованиям законодательства о защите конкуренции и размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд, дав согласие на поставку мебели в училище за счет средств фонда».

Однако, пишет «Коммерсантъ», ГВСУ СКР с выводами Главной военной прокуратуры не согласилось и уголовное дело возбуждать отказалось. Надзорное ведомство, по данным издания, намерено этот отказ обжаловать. Получить комментарии в Следственном комитете по поводу отказа в возбуждении дела, изданию пока не удалось. Лента.ру

Ну вот, а были такие наивные дураки, которые всерьез верили, что власть, в лице Путина посадит Сердюкова. Видимо им незнакомо пословица "Воров ворону глаз не выклюет"? Или же у них очень сильно развит путинизм головного мозга? А есть еще и третий вариант. Многие из путинцев просто отрабатывали денежки, которые им поступали из АП.

Кстати, мы как-то подзабыли Екатерину Васильеву, помещенную под домашний арест. И мне стало интеерсно, как там с Васильевой стало? Жива, здорова, часом не болеет?

Разочарую многих ее недоброжелатей. Катенька жива, здорова и ничем не болеет. Наоборот, она не забывает о своих привычках. Несмотря на домашний арест в 13-комнатной квартире, активно занимается шопингом в дорогих магазинах. И даже ее зарубежные счета не заморозили. И чего она после этого недовольна. А вот мне интересно. Удальцову тоже разрешают 4 часа гулять на свежем воздухе? Или же на него эти меры не распространяются?

Ну что, кто еще всерьез думает, что власть, в лице Путина, борется с коррупцией в стране? Я думаю и саму Васильеву всерьез сажать не будут. Приговорят к пяти или шести годам лишенрия свободы. А там и экономическая амнистия подоспеет. Не зря же ее приняли? Тем более, как говорил сам Путин, он своих не бросает.

Как бороться с коррупцией.

Прежде чем закончить статью, напишу свои рецепты борьбы с коррупцией. Для начала договоримся, что нынешняя власть с этой заразой бороться не удет и даже не собирается. А все эти аресты всего лишь пиар-кампания Кремля. Но если бы Кремль всерьез собирался бы бороться с коррупцией, то он пошел бы на следующие шаги:

1. В срочном порядке в Госдуме была бы ратифицирована Уже много лет этот документ пылится в ГД. И похоже там же останется.

2. Вернул бы смертную казнь за коррупционные преступления, по которым к высшей мере приговаривались бы коррупционеры, уровня Сердюкова, Васильевой, Чубайса, Фурсенко и т.д.

3. Вернул бы в Уголовный кодекс статью "О конфискации имущества", по которому имущество коррупционеров конфисковывалось бы в пользу государства.

4. Запретил бы иметь чиновникам, депутатам счета, собственность за рубежом, а также отправлять жить свои семьи или учиться своих детей за рубеж. А за имением счетов, посадил бы этих коррупционеров.

Короче говоря, этих шагов можно придумать достаточно. Только было бы желание. Но я повторю свою мысль еще раз. Нынешняя власть, как бы кремлевские мурзилки не отрицали этого, никогда не пойдет на такие шаги. Если всерьез начнут бороться с коррупцией, то это будет означать, что нужно будет почистить большую часть чиновничьего аппарата. Но увы, вместо этого, раз в несколько месяцев будут устраивать показушные пиар-кампании с посадкой чиновников какого-то Мухосранска. И то на короткий срок. А быдло и дальше будет верить в эти спектакли, пока есть зомбоящик. Ведь легче верить в кремлевские сказки, чем самому начать мозгами соображать.

Примеры борьбы с коррупцией в Китае и в России.

Заканчивая статью приведу два примера борьбы с коррупцией. Сперва посмотрим на наших восточных соседей китайцев. Как они с этой заразой пытаются бороться. А потом еще один пример России.

Бывший министр железных дорог Китая Лю Чжизюнь приговорен к смертной казни за коррупцию и злоупотребление служебным положением. Взятки в особо крупных размерах, которые брал министр, не только привели к серьезным убыткам, но и нанесли ущерб имиджу партии и государства, сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на китайские СМИ. Вести. ру

Ну что ж, молодцы китайцы. Хоть она в Китае не до конца побеждена, но китайцы с этим борются, как могут. В России к огромному сожалению, о расстреле крупного чиновника можно лишь помечтать. Про посадку я вообще молчу. Кстати, о России. Вот еще другой пример того как с ней у нас борются.

"Минэкономразвития разместило на сайте госзакупок заказ на проведение исследования, в рамках которого предполагается выяснить уровень, структуру и специфику «деловой» коррупции, а также эффективности принимаемых в России антикоррупционных мер. Как говорится на странице заказа, стоимость госконтракта составит до 11 миллионов рублей без учета НДС".

Действительно, в таланте нашим чиновникам не откажешь. Хороший способ они придумали распилить эти деньги. В следующий раз на исследование коррупции нужно потратить 11 миллионов долларов хотя бы. А то маловато будет этих рублей, чтобы спиздить исследовать коррупцию. Хотя, кто знает. Может это лишь предварительные цифры этого спизжевания исследования. Ну не могу я поверить, что чиновники ограничатся 11 миллионами рублей. Поэтому, даешь больше денег на изучение коррупции. Так победимЪ.

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Разработка классного часа

группа 42 Б, отделения: СиЭЗиС

Разработал преподаватель:

Н.Л.Шахмеликьян

Классный руководитель: Шахмеликьян Н.Л.

Классный час на тему «Коррупция и борьба с ней».

Группа 42 Б

Дата: 7.04.2015

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Ход мероприятия.

Организация группы.

Объявление темы и цели урока.

Беседа с учащимися.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.

Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Коррупция вредит всем. Она усугубляет положение бедных, искажает социальное и экономическое развитие, разлагает систему государственных услуг населению. Вместо здоровой конкуренции коррупция ведет к конкуренции, основанной на взяточничестве. Главная забота ТИ - наименее защищенные слои населения, вынужденные в полной мере испытывать на себе последствия коррупции.

Коррупция означает, что:

Решения принимаются не на благо общества, а только исходя из личных интересов,

Общественные инвестиции облагаются неофициальным частным «налогом» до тридцати процентов от стоимости проекта. Такие чрезмерные расходы часто увеличивают национальную задолженность,

Создаётся угроза окружающей среде. Если агентства по охране окружающей среды подвержены коррупции, то расшатываются самые незыблемые устои стабильного общественного развития,

- «процветает» нарушение прав человека. По мере роста коррупции попадают под угрозу основные социальные и экономические права, доступ к медицинскому обеспечению и образованию, предоставление адекватного жилья и снабжение качественной водой.

Коррупция является всемирной проблемой.

К сожалению, борьба с коррупцией не приводит к окончательному успеху, поскольку она ведётся в рамках законов, которые являются следствием безнравственной концепции управления общественными процессами.

Восприятие коррупции:

Коррупция – ложь, аморальность

Коррупция – взяточничество

Коррупция – слишком много взяток

Коррупция – слияние криминала с властью

Коррупция – комплекс коррупционных отношений

Коррупция – элемент любых соц. отношений

Коррупция – система устройства власти и т. д.

Существуют два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). Получение взятки ‑ одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки ‑ преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия).

Часть первая статьи 290 УК РФ гласит, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равноза общее покровительство или попустительство по службе ‑ наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части второй статьи 290 УК говорится, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть третья статьи 290 предусматривает наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Если деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290, совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с вымогательством взятки в крупном размере, то, в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста МРОТ).

Статья 291 УК РФ «Дача взятки» определяет наказание для взяткодателя ‑ штраф в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно ‑ наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи МРОТ минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Итог мероприятия.

Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за

процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка классного часа

На тему: «Коррупция и борьба с ней»

группа 42 Б, отделения: СиЭЗиС

Разработал преподаватель:

Н.Л.Шахмеликьян

2015

Классный руководитель: Шахмеликьян Н.Л.

Классный час на тему «Коррупция и борьба с ней».

Группа 42 Б

Дата: 7.04.2015

Цели:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Ход мероприятия.

Организация группы.

Объявление темы и цели урока.

Беседа с учащимися.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.

Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Почему надо бороться с коррупцией?

Коррупция вредит всем. Она усугубляет положение бедных, искажает социальное и экономическое развитие, разлагает систему государственных услуг населению. Вместо здоровой конкуренции коррупция ведет к конкуренции, основанной на взяточничестве. Главная забота ТИ - наименее защищенные слои населения, вынужденные в полной мере испытывать на себе последствия коррупции.

Коррупция означает, что:

Решения принимаются не на благо общества, а только исходя из личных интересов,

Общественные инвестиции облагаются неофициальным частным «налогом» до тридцати процентов от стоимости проекта. Такие чрезмерные расходы часто увеличивают национальную задолженность,

Создаётся угроза окружающей среде. Если агентства по охране окружающей среды подвержены коррупции, то расшатываются самые незыблемые устои стабильного общественного развития,

- «процветает» нарушение прав человека. По мере роста коррупции попадают под угрозу основные социальные и экономические права, доступ к медицинскому обеспечению и образованию, предоставление адекватного жилья и снабжение качественной водой.

Коррупция является всемирной проблемой.

К сожалению, борьба с коррупцией не приводит к окончательному успеху, поскольку она ведётся в рамках законов, которые являются следствием безнравственной концепции управления общественными процессами.

Восприятие коррупции:

Коррупция – ложь, аморальность

Коррупция – взяточничество

Коррупция – слишком много взяток

Коррупция – слияние криминала с властью

Коррупция – комплекс коррупционных отношений

Коррупция – элемент любых соц. отношений

Коррупция – система устройства власти и т. д.

Наказание за взяточничество в России

Ответственность за взяточничество предусмотрена уголовным кодексом (УК) Российской Федерации .

Существуют два вида преступлений, связанных со взяткой : получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия).

Часть первая статьи 290 УК РФ гласит, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равноза общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В части второй статьи 290 УК говорится, что получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть третья статьи 290 предусматривает наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Если деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 290, совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, с вымогательством взятки в крупном размере, то, в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста МРОТ).

Статья 291 УК РФ «Дача взятки» определяет наказание для взяткодателя - штраф в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи МРОТ минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Итог мероприятия.

Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за

процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта