Главная » Водоснабжение » Стамбул церковь святой ирины. Церковь святой ирины в стамбуле, турция. Храм Святой Ирины после падения Византии

Стамбул церковь святой ирины. Церковь святой ирины в стамбуле, турция. Храм Святой Ирины после падения Византии

Центр Акрополя (первый двор Топкапы) занимает просторный зеленый газон, размокший от дождя. В хорошую погоду здесь валяется на солнце стая бродячих собак (впрочем, все они чипированы), сегодня же пасмурно, справа вьется внушительная очередь к кассам дворца Топкапы. Немногочисленные туристы сворачивают влево - к Археологическому музею и парку Гюльхане. И совсем уж единицы задерживаются у маленькой билетной будочки Святой Ирины.

Церковь Святой Ирины - уникальный храм. Во-первых, его принято считать единственным византийским строением на территории Акрополя (правда, непонятно тогда, что делать с византийской же маленькой церковью в третьем дворе Топкапы), во-вторых, Святая Ирина никогда не была мечетью, - при османах здесь располагался арсенал, а затем - склад всяких редкостей.

Вход в церковь находится под беломраморным турецким навесом, совершенно не подходящим к суровой красоте Святой Ирины. Легкие колонки и орнаментальные панно смотрятся наивно и трогательно.

Святая Ирина - старшая сестра величественной Святой Софии. Когда-то здесь стоял храм Афродиты. но при Константине (в начале IV в) здесь возвели базилику, вплоть до 360 года выполнявшую роль патриаршего храма. После освящения Святой Софии ее старшая сестра, названная в честь Божественного Мира, была объединена с Софией общим двором и обслуживалась одним клиром. пространство между церквями заполняли кухни, подсобные помещения и большой госпиталь Святого Сампсона Странноприимца.
Чтобы представить себе Святую Ирину в расцвете красоты, нужно помнить, что культурный слой здесь зв века поднялся более чем на пять метров, а сам храм неоднократно горел (в том числе и во время восстания Ника) и обрушивался из-за землетрясений. Так что современный вид храма - примерно 753 года, периода активного иконоборчества.
Вниз, к мощному мраморному порталу входа, ведет непривычно широкий пандус.

Святая Ирина - крестово-купольный храм. Огромный основной купол диаметром 15,5 метров венчает четырехугольник стен 42,2 на 36,7 метров.
Внутри все огромное. Поражают мраморные окладки наглухо запертых дверей, лаконично украшенные простыми крестами.

На хоры ведет современная и довольно уродливая деревянная лестница. К сожалению, доступ туда закрыт.

Прекрасно сохранились тщательно пригнанные друг к другу плиты пола. Оригинальный способ укладки - не часто встречала такой. Сравните с мраморными реками соседней Софии!

Западная галерея Святой Ирины, откуда открывается выход в атриум, огромна и сурова.

Тусклый свет январского дня вливается через окно в южной стене.
При императоре Констанции II именно здесь, в святой Ирине. проходили ожесточенные споры с арианами. В 346 году в ходе массовых беспорядков в давке у стен церкви погибло около трех тысяч человек - константинопольцы не желали пропускать в храм арианского епископа Македония, охрана стала расчищать путь мечами, народ, как положено, запаниковал, что и повлекло за собой печальные последствия.

Атриум Святой Ирины - Юстинианов. К сожалению, мало у каких византийских храмов сохранились атриумы - например, на месте огромного двора Святой Софии сейчас летнее кафе, магазин сувениров и улочка. Однако здесь храмовый двор в прекрасном состоянии, жаль, что нельзя проникнуть за стеклянные двери. Колоннада, однако, поздняя, османская.
В глубине, у колоннады, - огромный порфировый саркофаг. Удивительно, но саркофаг не поврежден временем, сохранилась и плотно пригнанная крышка. Высотой это чудо 2,83 метра, стороны - 3,20м. на 1,91 м. В путеводителях этот саркофаг отмечен как саркофаг императора Константина, но в действительности в нем, вероятнее всего, покоятся останки Элии Евдоксии, 24-летней красавицы, супруги императора Аркадия, умершей родами 6 октября 404 года.

Крышку саркофага украшает интересный крест - анкх, восходящий к иероглифу "жизнь".
В атриуме находятся остатки еще одного императорского порфирового саркофага, разбитого и неизвестно кому принадлежащего, а также колодец и большой глиняный сосуд, возможно, для хранения зерна.

Полюбовавшись двором, возвращаемся в нартекс. Здесь в арках окон кое-где сохранились мозаичные фрагменты с геометрическим узором.

Плохо сохранившиеся остатки росписей проступают на потолке южного придела.

Внутреннний объем поражает. Это огромное, пустое и залитое светом пространство не портит даже натянутый тент (с потолка что-то сыплется и капает). На одной из центральных плит пола восседает огромный черный кот.
Кстати. отсюда видно. что колонны - разной длины и уравновешены базами.

Прекрасные в своей простоте капители с крестами и кое-где - с императорскими монограммами, их видно со стороны приделов.

Иногда Святая Ирина используется как концертный зал - благодаря отличной акустике.

В апсиде редкость - синтрон или специальные, выложенные амфитеатром, ступени для епископов. Синтрон поднят над уровнем пола примерно на метр, от основной части храма его отделяет деревянный подиум.

Деревянные лестницы и соединяющая их галерея перекрывают высокую арку в западном конце нефа. Кот (возможно, вышедшись прогуляться хранитель этого места) продолжает сидеть, внимательно оглядывая посетителей. Поглаживания не одобряет.

Через тент можно рассмотреть главный купол.

В апсиде находится единственное украшение Святой Ирины - огромный мозаичный крест. Удивительно, что изображение выложено на выгнутой поверхности. Черный контур эффектно выделяется на золотом фоне.

С мая по июль 381 года здесь проходили заседания Второго Вселенского собора.

Вот так выглядят внешние стены атриума Святой Ирины - аркада на заднем плане. Белые колонны с толстенькими капителями - оин из дворов госпиталя Святого Сампсона. Туристы почему-то сюда не забредают, а жаль.

Здесь хорошо виден константнопольский уровень почвы - ведущая в атриум дверь была полностью закрыта культурным слоем.

На задворках летнего кафе - вот такая интересная яма с ведущими в сторону Святой Софии тоннелями. Все пространство между храмами сейчас застроено - тут и мощные стены парка Гюльхане, и целая улица домов, - и представить себе византийское лицо этого места практически невозможно. Думаю, архелогов ждет немало открытий.

Церковь Святой Ирины только сейчас называется церковью. А когда-то она действительно служила храмом. Причём это был самый старейший храм в Константинополе.
Церковь Святой Ирины была построена ещё при императоре Константине, примерно в 4-м веке нашей эры.
Он обязал своих подданных принять христианство. Хотя до этого здесь был древний языческий храм. Его разрушили и построили христианскую базилику. Таким образом церковь Святои Ирины была главной церквью города до появления храма Святой Софии.

Почти все церкви в период Османской Империи перестраивались в мечети. Странно,
что султан Мехмет Завоеватель велел оставить стамбульский храм святой Ирины в покое, и долгое время здесь проводились христианские богослужения. Но когда стали строить дворец Топкапы, возник вопрос: можно ли оставить на территории султанского дворца христианскую церковь? И все-таки переделывать её в мечеть не стали. Просто церковь Святои Ирины использовали для хранения оружия. В 19 веке из здания сделали музей, а сейчас здесь проводят концерты классических оркестров.

Здесь уникальная акустика. Все дело в специальной архитектуре, благодаря которой слышимость в храме такая, что даже шепот слышен везде.

В церкви Святой Ирины также проходят различные выставки и другие культурные события города.

Найти церковь Святой Ирины очень легко. Если вы войдете на территорию дворца Топкапы через главные ворота, то вы сразу увидете её слева.

Церковь можно посетить с 9:00 до 17:00.
Вторник выходной.
Цена билета — 20 турецких лир.

5 комментариев

    Доброе время суток!
    Подскажите,пожалуйста, чтобы попасть в эту церковь кроме 20 лир нужно еще за вход на территорию дворца Топкапы заплатить? Или можно посетить эту церковь отдельно?
    Заранее спасибо за ответ.

February 21st, 2014

На радостях, что наконец открылся для посетителей храм св. Ирины, в последний день посещения Стамбула, побежал туда и нащелкал много-много фото, хотелось завпечатлеть детали и мелочи. Но к сожалению не так много сохранилось деталей и мелочей - практически все внутри уничтожено, видимо еще в стародавние времена.

В начале этой записи перепечатываю наверное лучшее, что написано о ц. св. Ирины - из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, Paris, 1969, (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) p. 103-106. Перевод с французского Т. А. Сениной, 2008 г. Потом еще посмотрю у Иванова, под рукой теперь нету и что-нибудь добавлю.


А пока фото с небольшими пояснениями. Прошу прощения за эмоциональность первого фоторепортажа - я много много лет мечтал попасть в этот храм, пытался договариваться с охранниками, но, видимо, не настолько был убедителен...

История.
Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη ). Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г. Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии. Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию. Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον — вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν , τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν — может быть, после ее восстановления в VIII веке.

Церемонии.
В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

Здание.
В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου , θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ , ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ < εὸ > ς ὁ σ < ωτ > ὴρἡμῶν , ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν . Верхняя надпись изложена следующим образом: ( Ὁ ο ) ἰκοδομῶν εἰς τ ( ὸν οἶκόν σου καὶ ) ἀνάβασιν αὐτοῦ , καὶ τὴν ἐπαγγελίαν ( τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμε ν εἰς τὸ ὄ ) νομα α ( ὐτοῦ ) . В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια , что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»


Здесь касса и вход с северной стороны храма

северный неф


главный купол - сейчас не могу сказать что значат эти рисунки, может быть кто-то подскажет? Издалека не видно - мозаика или живопись, но парусе видна большая шестиконечная звезда - этих звезд почти не видно, я даже не обратил внимания, только разбирая фото и увидев более раннюю фотографию из Энциклопедии Британника заострил внимание на эти звезды.


Britannica


северная стена храма


алтарная апсида с "иконоборческим крестом", интересно не в этом ли храме Константин Копроним велел вместо иконы на стене написать портрет своего любимого гонщика?


колонны и вся оставшаяся каменная резьба сохранилась со времен Юстиниана, обратите внимание на потолок - видны следы росписей, дальше будут еще фото с фрагментами проступающей древней росписи.


южный неф


западная часть юж. нефа


капитель колонны.


внутренний нартекс, видны остатки мозаик


вид из нартекса в северный неф, виден пандус ведущий к нынешнему входу-выходу из храма


вход на хоры, на которые меня не пустили, несмотря на уговоры - forbidden! конструкции недавние, это оборудование концертного зала, в храме давно проводится музыкальный стамбульский фестиваль.


вид из нартекса в сторону алтаря.


вид из храма в сторону главного входа из нартекса


первая колонна северного нефа


западные хоры, наверное как и в св. Софии место дома императрицы - обратите внимание на сохранившийся мраморный парапет, похожие есть и в Софии


юго-западная часть


лестница, ведущая на хоры


пол видимо не древний, но немогу сказать какого времени (помогайте специалисты), практически везде и наверное давно-давно ободрана облицовка стен, только в одном месте частично сохранилось что-то, см. ниже


остатки мраморной облицовки низа стен, вполне аутетнтичные


каринизы тоже наверное оригинальные


основание колонны


капитель и малый купол


кладка


восточная часть северного нефа


остатки мозаик в нартексе


внешний двор храма, туда не пускают, по описаниям при турках перестраивался


еще остатки мозаик в нартексе


балкон


еще мозаики - в западных полукружьях нартекса


кладка - сине-зеленые остатки штукатурки (?)


кладка свода


дверь в западной стороне юж. нефа, карниз возможно старинный, не уверен, что изначальный


вот что осталось от росписей в южном нефе - в других частях храма больше нет следов


стена


малый купол


еще лестница - с южной стороны


северный ряд колонн


еще раз главный купол


несговорчивый охранник


еще раз главный вход в храм (с западной стороны)


не было с собой широкоугольника, снимал на мыльницу, поэтому не видно большого объема храма

кладка в нартексе


свод над внутренней папертью храма

вид от современного входа в сторону нартекса


наружные фото: кладка карнизов

раскопанные части древних фундаментов


по Иванову между св. Ириной и Софией располагался один из самых известных госпиталей КПля, в основном там бесплатно лечили бедных и бездомных, причем уровень был таков, что некоторые вельможи старались попасть в эту больницу


ни внешних, ни внутренних украшений не осталось, но храм все равно прекрасен и величественен, в самом лучшем смысле


южная стена


а вот еще сохранившийся знак креста на пилястре

Твой мир даждь нам, Едине Человеколюбче!

На 26 апреля в Стамбуле обещали дожди, и я решил походить по музеям. Но сперва конечно же пошел к комплексу вокруг Святой Софии, полюбоваться на ее тысячелетние стены, бросить взгляд на Голубую мечеть на той стороне площади, посмотреть, что творится на месте раскопок императорского дворца. С удивлением увидел, что церковь Святой Ирины, о которой , сейчас открыта для посещений.

Но если по порядку, то руины императорского дворца непонятно когда откроют для посещений, зрительно все осталось таким же, как в прошлом году.

Раскопки около Ирины не трогали, все осталось как есть, только еще больше заросло. В стороне от раскопок нанесли всякого археологического мусора, в ином крымском музее подобное сочли бы музейным экспонатом. Например эту базу для колонны коринфского ордера, если я не ошибаюсь, с вмонтированным люком:)

В саму Ирину пускают через боковую дверь в северной стене, с турецким оформлением. Парадный вход, как и в Святой Софии, расположен на западе, но в сохранившийся византийский атриум (единственный из доживших до наших дней) с той стороны не пускают, к нему вплотную примыкает стена дворцового комплекса Топкапы и пристенные постройки.

Я уже писал, про этот один из старейших византийских храмов, что был основан еще Константином Великим, а в середине IV века, несмотря на свое название (eirene - "божественный мир"), стала ареной кровавых религиозных распрей между православными и арианами (три тысячи человек было убито прямо в храме). Святая Ирина неоднократно горела и страдала от землетрясений, посему приобрела свой окончательный вид только в VIII веке. И стены несут в себе следы прожитых веков, проход же внутрь приведен в изначальное состояние.

Причудлива история Ирины после османского завоевания. Решив, что одной мечети Айи-Софии на районе им вполне достаточно, турки превратили ее в арсенал, благодаря чему она сохранила и внешний вид и внутреннюю архитектуру. Оформление, конечно же не сохранилось, впрочем фрески погибли еще в эпоху иконоборчества, а внутренняя облицовка стен не пережила османов. Зато в Ирине очень много внутреннего пространства, своеобразная модель только самого мира, что скрыт в ее названии.

В смысле архитектуры Святая Ирина не представляет собой воплощенного в камне шедевра, каковым является София по соседству. Традиционный для раннехристианской архитектуры неф с двумя пределами, разделенными колоннадой. Обратите внимание, как симметричен внешний вид колонн в левом и правом пределах.

Главным убранством остался только громадный крест на полукуполе, сохранившийся со времен иконоборчества над полукруглым деамбулаторием с рядами. Туда не пускают, повторяя мотив многих мечетей, доступных для туристов только примерно на треть от общей площади.

Внимательно обошел все, где можно ходить. Когда-то стены у основания были украшены каменными плитами с геометрическими фигурами, они частично сохранились.

На самих же стенах, судя по отверстиям в кладке, была какая-то облицовка, утраченная со временем, быть может мраморная.

Еще сохранились раннехристианские символы на капителях колонн.

Теоретически, на втором этаже будет выставка османского оружия (это же бывший арсенал), но туда пока не пускают, хотя есть лестницы. Еще от предыдущего занятия храма осталась типично османский рисунок с вооружениями под куполом, повторяющий многие османские гербы.

Главный вход конечно же перекрыт, но в зарешеченном окне видно, что при реставрации внутри церкви все турецкие наслоения были убраны, нартекс же так и остался выполненным в османском стиле. Что сейчас находится в атриуме, непонятно.

Если пол собора выстлан современной плиткой, то перед закрытым входом она причудливо соседствует с византийским каменным настилом.

в К-поле[храм Св. Мира, Древняя церковь, Патриаршая церковь; греч. Ναὸς τῆς ῾Αγίας Εἰρήνης, ῾Αγία Εἰρήνη, Παλαιὰ Εἰρήνη, Παλαιὰ (ἀρχαία) ᾿Εκκλησία, πατριαρχεῖον; лат. Ecclesia Antiqua], один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи ; основан не позже нач. IV в., сохранившаяся постройка возведена имп. Юстинианом в 30-50-х гг. VI в.; позднее неоднократно частично перестраивалась. В наст. время - часть музея собора Св. Софии в Стамбуле.

История

Точное время возникновения христ. храма на месте И. х. неизвестно. Храм расположен на окраине городской территории античного Византия, возле т. н. Греческой стены древнего города. Вероятно, здесь уже в нач. IV в. находилось место собраний христ. общины. Церковный историк V в. Сократ Схоластик упоминает о том, что в Византии до эпохи имп. Константина I Великого были христ. община и скромный храм (Socr. Schol. Hist. eccl. I 16). Известно также о епископском престоле в Византии. Для уверенного отождествления И. х. с наиболее ранним храмом Византия недостаточно сведений. Согласно большинству визант. источников, И. х. был возведен в 20-30-х гг. IV в. имп. Константином, к-рый, по сообщению Сократа Схоластика, дал ему новое имя - в честь Св. Мира (Ibidem; Theoph. Chron. P. 23; Georg. Mon. Chron. P. 501; Phot. Bibl. Cod. 257; Patria CP. 1901. Т. 1. P. 18, 74). Название храма знаменовало одержанную в 324 г. имп. Константином победу в борьбе за единоличную власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских войн. В названии первоначально превалировал политический смысл. Подобные сооружения в честь установления мира были широко известны в рим. гос. традиции. Таковы алтарь Мира имп. Августа Октавиана (Ara Pacis Augustae), возведенный на Марсовом поле в Риме после завершения долгих войн между 13 и 9 гг. до Р. Х.; храм Мира, построенный в Риме имп. Веспасианом после победы в Иудейской войне (70 г. по Р. Х.). Т. о., строительство И. х. в К-поле стало продолжением римской традиции, но существенно обновленной христ. мировоззрением. Представления византийцев ранней эпохи о названии И. х. отразились в замечании историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.) о том, что и «Святой Мир» (И. х.), и «Святая Премудрость» (храм Св. Софии) - это священные свойства Бога, Которому в действительности и посвящены оба главных к-польских храма (Mathews. 1971. P. 79).

Поскольку строительство к-польской базилики Св. Софии затянулось до 360 г., главным городским храмом в этот период оставался И. х. После 360 г. освященная базилика Св. Софии стала кафедральной, но значение И. х. сохранилось. Оба храма продолжали использоваться одновременно: у них сформировался единый клир, к-рый совершал богослужения в Св. Софии по праздничным и воскресным дням, а в И. х.- по будням. Храмы расположены в 110 м друг от друга; их близкое положение неоднократно упоминается в исторических источниках (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). Храмы ориентированы по одной оси на юго-восток; у них было единое ограждение, и вокруг них постепенно был построен единый комплекс общественно-религ. зданий различных служб К-польского Патриархата, дворец патриарха и его канцелярии - Великая церковь (Μεγάλη ᾿Εκκλησία; Ibid. II 16). В периоды долгого строительства храма Cв. Софии, а затем его многочисленных перестроек и ремонтов основные события христ. жизни К-поля были сосредоточены в И. х. За этой церковью постепенно закрепилась роль храма при патриаршей резиденции.

В 336 г. еп. Александр К-польский заперся в И. х. и неск. дней молился о Божией помощи в разрешении спора с арианами, поскольку в это время имп. Константин потребовал от него принять Ария в церковное общение. Конфликт разрешился с неожиданной смертью Ария (Ibid. I 37-38; Sozom. Hist. eccl. II 29-30; Theodoret. Hist. eccl. I 14; Theoph. Chron. P. 32-33). В 337 г. в И. х. был рукоположен во епископа К-поля св. Павел Исповедник, но вскоре из-за противодействия партии сторонников диак. Македония он был низложен и сослан в Фессалонику (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6-7; Sozom. Hist. eccl. III 3-4; Theodoret. Hist. eccl. I 19). Епископом стал Евсевий Никомидийский, после его смерти в 341 г. св. Павел пытался вернуться на кафедру. Когда префект К-поля Филипп по приказу имп. Констанция II вез Македония (к-рого он поддерживал) на колеснице к И. х. для рукоположения, рядом с храмом они встретили яростное сопротивление толпы народа. Солдаты, сопровождавшие префекта, силой проложили путь к храму, причем погибли 3150 жителей: часть погибла под натиском толпы, нек-рые были убиты охраной префекта (Socr. Schol. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. III 7; Theodoret. Hist. eccl. I 14; Theoph. Chron. P. 32-33). С этого момента до 380 г. церковная власть в К-поле оставалась в руках ариан, им же принадлежал и храм. Согласно Житию прмч. Стефана Нового, в 381 г. в И. х. проходили заседания Вселенского II Собора , к-рый окончательно утвердил Символ веры и осудил арианство (Vita S. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1144). Свт. Иоанн Златоуст в период епископства в К-поле (398-404) произнес ряд проповедей в И. х. В 404 г., во время волнений, вызванных ссылкой свт. Иоанна Златоуста, базилика Св. Софии была сожжена, и до 415 г. И. х. был главным городским храмом. Согласно преданию, в 447 г. в И. х. был погребен мальчик, вознесенный на небо во время землетрясения в К-поле и слышавший там ангельское пение Трисвятого (ActaSS. Sept. T. 4. P. 687; SynCP. Col. 426). В 465 г. большой пожар, уничтоживший часть центра К-поля, едва не перекинулся И. х., но на этот раз храм не пострадал (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 13; историк называет здесь И. х. храмом «Единодушия», ῾Ομονοίας).

13-15 янв. 532 г., во время восстания «Ника», И. х. сгорел, как и весь центр К-поля. Свидетель событий Прокопий Кесарийский писал, что сильный ветер перебросил пламя с крыши дворца префекта претория на И. х., огонь уничтожил на своем пути термы Александра и странноприимные дома Еввула и Самсония вместе с их пациентами (Procop. Bella. I 24; Idem. De aedificiis. I 2; Chron. Pasch. P. 622; Theoph. Chron. P. 181, 184; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 647-648; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 154-155). Восстановление храма было включено в большой проект имп. Юстиниана по строительству на месте руин нового центра К-поля, в т. ч. собора Св. Софии. Сохранившийся архитектурный облик И. х. по большей части относится к эпохе Юстиниана. В дек. 564 (или 563) г. новый пожар в К-поле уничтожил значительную часть построек центра, в т. ч. 2 мон-ря рядом с И. х., а также часть его атриума и нартекса (Theoph. Chron. P. 240). Вероятно, утраты были вскоре восстановлены.

26 окт. 740 г. И. х. сильно пострадал от землетрясения (Niceph. Const. Brev. hist. P. 59; Theoph. Chron. P. 412). Реконструкция была проведена в ближайшие неск. лет, скорее всего после утверждения на престоле имп. Константина V (743).

И. х. снова упоминается в источниках в 859 г. в связи с историей борьбы церковных партий свт. Игнатия и свт. Фотия за Патриарший престол. Высланный в 858 г. из К-поля свт. Игнатий, уезжая, наложил запрет на проведение богослужений в Св. Софии. Сторонники свт. Фотия, возведенного на престол вместо свт. Игнатия, заняли собор св. Апостолов , но неск. епископов, поддерживавших свт. Игнатия, 40 дней заседали в И. х. и объявили о низложении свт. Фотия (Mansi. Т. 15. Col. 211; T. 16. Col. 416). Решение этого Собора в действие не вступило, поскольку большинство церковного клира и имп. Михаил III в то время поддерживали свт. Фотия.

В 923 г. имп. Роман I Лакапин издал политически важное постановление, согласно к-рому позволялось при очень строгих ограничениях заключение 3-го брака, но 4-й брак осуждался. Указ был призван прекратить длившееся уже 15 лет противостояние сторонников и противников 3-го брака имп. Льва VI Мудрого . По случаю примирения сторон было установлено ежегодно в июле совершать торжественную службу в И. х.; затем церковная процессия, в к-рой участвовали патриарх и имп. семья направлялась к собору Св. Софии (Const. Porphyr. De cerem. I 45 (36)).

По источникам X в. известно о некоторых особых литургических церемониях, проходивших в И. х. 23 янв. здесь совершалось поминовение мч. Климента Анкирского (SynCP. Col. 417); освящение храма праздновалось 27 или 28 апр. (Ibid. P. 631-632); в Великую пятницу патриарх совершал службу для катехуменов, т. е. оглашенных (Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34)). Также в Великую пятницу из реликвария имп. Большого дворца (или храма Богородицы Фара) в И. х. выносили для поклонения св. копие (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. К., 1907. С. 137-138).

После X в. И. х. почти не упоминается в визант. источниках. Вероятно, храм потерял значение после того, как в XII-XIII вв. политический центр К-поля и частично Патриаршая резиденция постепенно переместились во Влахерны . Тем не менее до 1453 г. И. х. сохранял свое положение одного из древнейших храмов К-поля.

С 1464 г., в эпоху османского правления, храм был включен в территорию султанского дворца Топкапы и использовался как казарма для дворцовой стражи янычар. В 1726 г., при султане Ахмеде III, в И. х. складировали оружие; здание в обиходе получило название Ич Джебехане (Арсенал). К стенам в ряде мест были подведены укрепляющие их контрфорсы. В 1846 г. в храме был размещен музей тур. военных трофеев. В 1875 г. при музее был организован отдел древностей, среди к-рых демонстрировались визант. саркофаги, цепь, протянутая через Золотой Рог во время осады 1453 г., памятник возничему ипподрома Порфирию, постамент для серебряной статуи имп. Евдокии. В 1894 г. рус. исследователь Д. Ф. Беляев в составе научной миссии РАИК посещал музей в сопровождении турецких гидов и послов. Он описал архитектуру храма, а также старинное оружие, развешанное на стенах алтаря и разложенное на синтроне, к-рый был обшит деревом вместо мраморного покрытия. В И. х. миссию застало землетрясение; храм от сильных подземных толчков быстро покрылся трещинами до самого барабана, но при этом никто не пострадал.

В 1939 г. из И. х. была убрана турецкая экспозиция и он был передан в состав музея собора Св. Софии. В XX в. в ходе археологических исследований южнее храма обнаружены захоронения византийской эпохи, к юго-востоку от него - большая цистерна для воды. В наст. время храм частично открыт для посещения как филиал музея собора Св. Софии.

Архитектура

Храм Св. Софии и И. х., составляя единое литургическое целое, были главным символом церковного и политического могущества столицы и империи. И. х. (внешние размеры 100×34 м, внутренние - 97×28,5 м) был одним из самых крупных архитектурных проектов имп. Юстиниана. По площади его превосходили только храмы Св. Софии (532-537; 77×71 м) и скорее всего св. Апостолов (536-550; точные размеры неизв.) (см.: Mathews. 1971. P. 78). Прокопий пишет, что площадь И. х. была меньше только площади собора Св. Софии (Procop. De aedificiis. I. 2, 13). Среди базилик И. х. был наиболее протяженным в длину, но базилика Богородицы Халкопратийской (между 450 и 460; ок. 69×31 м) превосходила его по ширине.

В архитектуре И. х. выделяется 4 основных строительных этапа: во время правления Константина, когда церковь представляла собой простую базилику; возведение купольной базилики при Юстиниане после 532 г.; перестройки после пожара 564 г. и после землетрясения 740 г. В наст. время И. х.- 3-нефная купольная базилика с нартексом, атриумом и 5-гранной апсидой с вимой.

Наос

И. х. состоит из центрального подкупольного пространства и примыкающего к нему с запада меньшего по глубине компартимента. Квадратное в плане центральное пространство перекрыто куполом на барабане. Барабан имеет сложные очертания: у основания - квадрат со скругленными углами, который ближе к оконным проемам приобретает форму правильного круга, переходящего в низкий купол. Переход от мощных подпружных арок к барабану осуществляется через паруса правильной треугольной формы. Сев. и юж. арки достигают внешних стен, т. о. образуя рукава подкупольного креста на всю глубину боковых нефов. Вост. подпружная арка перекрывает виму и через 2-уступчатую триумфальную арку соединяется с конхой апсиды. Зап. подкупольная арка служит одновременно опорой для свода зап. компартимента наоса. Он перекрыт купольным сводом сложной эллиптической формы; его сев. и юж. подпружные арки также доходят до внешних стен. Центральный купол опирается на мощные пилоны, между к-рыми поставлено по 4 колонны, служащие опорами для хоров над боковыми нефами. В зап. компартименте эти хоры опираются с каждой стороны на колонну и мощный пилон. Вместе с хорами над нартексом они образуют П-образный обход вокруг центрального нефа во 2-м ярусе. В промежутках между подкупольными пилонами хоры открыты в центральное пространство и отгорожены лишь низкими колоннадами. Вход в наос осуществляется из атриума через нартекс, а также непосредственно через двери в зап. части сев. нефа и центральной части южного. Сравнительно недавно были обнаружены еще 2 заложенных в позднее время входа, фланкирующих внутреннюю нишу неизвестного назначения в центральной части сев. нефа, приподнятую над уровнем пола.

Боковые нефы перекрыты поперечными коробовыми сводами, разделяющими каждую из травей. Поскольку они опираются на арки разного уровня (поперечные, переброшенные от импостов колоннад к простенкам между окнами на внешней стене, продольные в колоннадах и пристенные над окнами), то представляют неровную поверхность. Тем не менее выстроенные в ряд, они образуют красивую перспективу криволинейных поверхностей. Тонкие и изящные мраморные колонны, разделяющие нефы (по 1 в западном и по 4 в вост. компартиментах колоннад), контрастируют с мощными кирпичными пилонами. По декору они просты: вместо сложнопрофилированных баз они стоят на квадратных пьедесталах. Капители превращены в трапециевидные импосты с волютами, относящиеся к т. н. псевдоионическому ордеру. Со стороны центрального нефа на них вырезан крест в низком рельефе, а со стороны боковых нефов они украшены монограммами имп. Юстиниана и имп. Феодоры, такими же, как в храме Св. Софии. Это довольно скромное решение, т. к. обычно монограммы императоров занимали более заметное место в декоре храма.

Нартекс немного шире наоса и атриума. Он состоит из 5 ячеек: боковые перекрыты первоначальными крестовыми сводами, остальные - цилиндрическими продольными и крестовым (центральная) сводами, возведенными в тур. время. Из каждой ячейки двери вели в атриум - в 3 центральных прямоугольных портала с арочными окнами над ними и в 2 боковых арочных, более высоких (ныне заложенные). На уровне сводчатых конструкций нижнего яруса проходит карниз визант. времени, который охватывает все пространство храма по периметру. Над нартексом устроена сводчатая галерея: в ее угловых помещениях сохранились крестовые своды визант. времени, 3 центральные сводчатые ячейки относятся уже к тур. перестройке. В западной стене галереи 5 окон обращено в сторону атриума; столько же окон в восточной стене направлено в сторону центрального нефа и боковых галерей. Сохранившийся нартекс принадлежит к периоду 2-го юстиниановского строительства. Предшествующий занимал зап. часть существующего зап. компартимента наоса: массивные опоры под хорами обозначают его вост. границу. Он не превосходил ширину храма.

Апсида, полигональная снаружи, имеет в интерьере правильную полуциркульную форму. В восточной части храма нефы завершаются напоминающими пастофории купольными компартиментами. Они располагаются по сторонам вимы и имеют дверные проемы с севера, юга и востока, оформленные монументальными порталами. Вост. двери первоначально вели наружу, но после 532 г. (Mathews. 1971. P. 84) по сторонам апсиды были пристроены помещения неправильной формы. Кладка восточных компартиментов нефов представляет собой грубое попеременное сочетание 5-6 рядов кирпича и 3-4 рядов камня. Долгое время они считались изолированными и принимались за дополнительные апсиды храма, в результате чего возникла теория O. Вульффа о 3-частном святилище (Wulff O. Altchristliche und byzantinische Kunst. B., 1913. Bd. 1. S. 384) и Ф. В. Дайхманна - об И. х. как о прототипе 3-апсидных алтарей в средневек. Италии (Deichmann F. W. Caratteristiche dell"architettura proto-bizantina nel occidente // Corsi di cultura sull"arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1957. Vol. 5. Р. 54).

В храме много света, проникающего через большое количество окон в барабане, алтаре, стенах. Нек-рые из окон сейчас имеют прямоугольные очертания, но в визант. время все они имели полуциркульное завершение. Окна настолько широкие, что превращают стены в тонкую мембрану, которая не несет тяжести распора купола и полностью гасится массивными опорами. В алтаре над синтроном расположены 3 окна, самые большие по размеру; их оси расходятся по радиусам от единого центра. Барабан прорезан окнами меньшего размера, всего их насчитывается 20 (только 5 открыто в наст. время). На боковых стенах сделаны окна равных размеров, составляющие 4-ярусную композицию, изначально симметричную (в тур. времена неск. проемов было заложено). Нижний ярус с неравномерным распределением дверей и оконных проемов над ними соответствует уровню нефов; остальные 3 находятся на уровне галерей. В центральном компартименте с сев. и юж. сторон над 2 рядами по 5 окон помещаются по 3 окна, завершающие люнеты стен (в сев. стене заложены). В западном, более узком, аналогичная композиция урезана на одну ось. Вероятно, так же были расположены окна и на зап. стене.

Совр. облик И. х. во многом сходен с обликом собора Св. Софии. Поверхности сев. и юж. стен-мембран немного утоплены и очерчиваются огромными арками, соответствующими выступам подкупольных рукавов. Арки завершены щипцами, образованными 2-скатными кровлями над подкупольными рукавами. Между ними размещены малые щипцы, завершающие широкие центральные лопатки и дополняющие общий ритм оформления боковых стен. Простенки между окнами главного барабана превращены в небольшие контрфорсы, над к-рыми возвышается плоский купол. Кровля над сводом зап. компартимента столь низка, что едва видна снаружи.

Убранство

По словам А. ван Миллингена, все поверхности стен в интерьере были покрыты мраморной облицовкой. Это предположение подтверждается большим количеством мраморных осколков и металлических скоб, найденных в кладке. Верхние зоны храма - купол, паруса, подкупольные арки, конха - были покрыты мозаикой. Мозаика конхи сохранилась: на золотом фоне с зеленым поземом помещен золотой крест в черной окантовке, опирающийся на 3-ступенчатый пьедестал. На триумфальной арке помещены 2 мозаичные надписи. Нижняя соответствует Пс 65. 5-6 (Пс 64 в версии Септуагинты): «Γλησθησόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου̇ ἅγιος ὁ ναός σου, θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνη, ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ(εὸ)ς ὁ σ(ωτ)ὴρ ἡμῶν, ἡ ἐλπς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς κα τῶν ἐν θαλάσση μακράν» (Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего. Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко). Верхняя надпись повреждена (буквы, показанные в квадратных скобках, прописаны краской в местах разрушения мозаики и, по-видимому, не совпадают с тем, что было написано первоначально); смысл восстанавливается гипотетически - «[῾Ο ο] ἰκοδομῶν εἰς τ[ὸν οἰκόν σου κα] ἀνάβασιν αὐτοῦ, κα τὴν ἐπαγγελίαν [τοῦ ἀγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ᾐλπίσαμεν εἰς τὸ ὄ]νομα α[ὐτοῦ]». Ван Миллинген (Van Millingen. 1912. P. 95-96) реконструирует надпись на основе изречений из Ам 9. 6 (῾Ο οἰκοδομῶν εἰς τὸν οὐρανὸν ἀνάβασιν αὐτοῦ κα τὴν ἐπαγγελίαν αὐτοῦ ἐπ τῆς γῆς θεμελιῶν) и Пс 32 2-1 и Ис 26. 8 (ἠλπείσαμεν εἰς τὸ ὄνομα αὐτοῦ): «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле; уповаем на Имя Его». Надписи помещены в раму из флоральных мотивов. Остатки орнаментальной мозаики, аналогичные тем, что сохранились в храме Св. Софии, уцелели в софитах арок. По составу изобразительных мотивов большинство мозаик может быть отнесено к иконоборческому периоду (между 726 и 785), когда св. крест стал главным иконографическим мотивом и заменил во мн. храмах прежние изображения Христа, Богородицы и святых (Ibid. P. 102). К тому же эта мозаика могла пострадать в 740 г., и ее могли заменить новой. Та же иконографическая программа с цитатой из Пс 65. 5-6 первоначально украшала конху апсиды собора Св. Софии в Фессалонике (80-е гг. VIII в.). Надпись из Пс 65. 5-6 встречается также в храме святых Сергия и Вакха в К-поле (сер. VI в.), т. е. первоначальные тексты надписей, вероятно, появились в эпоху Юстиниана.

Из литургического убранства алтаря сохранился только 6-уровневый синтрон со ступенями в 55-60 см (кроме верхней, равной 45 см). Исследование кладки позволило определить, что ни одна из них не относится к начальному этапу строительства. Подобно нижним частям стен центрального нефа, основание синтрона сложено из квадратных каменных блоков, хотя и меньших размеров. Сверху сиденья были выложены из кирпича. Под синтроном находится полукруглый коридор, который освещался через неск. отверстий, расположенных на 4-й ступени. Арочные своды этого коридора выложены кирпичом, а входы оформлены скромными профилированными порталами, типичными для времени Юстиниана. Аналогичные коридоры, огибающие синтрон с внешней стороны или расположенные внутри его, часто встречаются в малоазийской архитектуре (храм Иоанна Богослова в Эфесе, 565; базилики на о-ве Гемилер (греч. Левиссос; близ. Фетхие) VI в.?). Это характерная черта к-польского круга памятников, хотя ее происхождение скорее всего нужно искать в строительной традиции римских театров.

Алтарная преграда не сохранилась, и теперь невозможно определить ее точную конфигурацию. Можно предположить, что она была традиц. П-образной формы, а киворий над престолом стоял по оси синтрона. Амвон упоминается во времена патриарха Фотия (858-867, 877-886), но сведений о его местоположении нет. Пол был заново облицован каменными плитами в тур. времена, следов прежней вымостки не осталось.

Атриум

В наст. время атриум И. х. имеет двойной обход: внутренний портик тур. времени и визант. внешний сводчатый обход. Старейшие визант. части относятся к периоду после 564 г., когда предшествующий атриум был уничтожен пожаром, о чем упоминается в сочинении Феофана (Mathews. 1971. P. 81); о его облике нет никаких сведений. Аккуратные кирпичные слои со случайными вкраплениями зеленого камня, обнаруженные во внутреннем портике и схожие с кладкой атриума собора Св. Софии, позволили П. Гроссману реконструировать аркады, выстроенные после 564 г. (Grossman. 1965). Он же обнаружил в юж. портике остатки визант. аркады, состоявшей из 2-колонных ячеек, над к-рыми располагались тройные малые арочки: атриум был 2-этажным (Mathews. 1976. P. 103). В 740 г. в атриуме была проведена реконструкция, в результате которой его облик сильно изменился. Опоры были укреплены и расширены, колонны удалены, а тройные арки превращены в однопролетные, о чем можно судить по остаткам юж. портика. Техника кладки сменилась чередующимися друг с другом 2 слоями кирпича и одним слоем колотого красного камня. Скорее всего сев. сторона атриума была выстроена аналогично южной, т. е. в виде аркады. Как выглядела зап. часть после 740 г., определить сложно. Гроссман из всех возможных вариантов ее реконструкций выбрал самый элегантный, в соответствии с которым по центру располагался кубический компартимент, а по его сторонам - по 3 арочных проема. Помимо 5 проходов в нартекс с севера в атриум вели еще 2 дверных проема, с юга - один, открывавшийся в богато украшенный мраморной облицовкой коридор, к-рый шел параллельно юж. стене храма вдоль второстепенных построек (большого открытого двора, гробницы, цистерны). В одной из комнат рядом с нартексом обнаружены остатки лестничного подъема на галереи храма. Он шел с запада на восток и состоял из 3 лестничных клеток, поднимавшихся до уровня галерей на 9 м; сохранилась первая из них (на 3 м), с порталом, оформленным крупными известняковыми блоками. Данный участок был открыт в результате раскопок Рамазаноглу в 40-х гг. ХХ в. (Idem. 1971. P. 79).

Скевофилакион

У сев.-вост. угла храма Ф. Диримтекин обнаружил круглое здание, являвшееся предположительно скевофилакионом (Dirimtekin. 1962); к сожалению, оно не было точно обмерено и зафиксировано. В целом это была ротонда диаметром 4 м, вписанная в квадрат со стороной 5,25 м. Кладка идентична той, что использована при возведении небольшой пристройки с вост. стороны, но между ними существует шов, что свидетельствует о более позднем периоде возведения. Техника кладки представляет собой грубое сочетание кирпича и каменных перевязок (5-6 кирпичных, 3-4 каменных ряда). Она похожа на ту, что была использована в атриуме в 740 г. (2 кирпичных, затем каменный ряд). Т. о., скевофилакион может быть датирован временем после 740 г. (Mathews. 1971. P. 84-85).

Датировка и анализ

В науке нет однозначной т. зр. на датировку частей сохранившегося здания. Существует версия, что постройка 532 г. была возведена на старом фундаменте, хотя и имеет более вытянутую форму (Беляев. 1894. С. 783; Mathews. 1976. P. 102). По мнению У. Джорджа, нартексу Константина принадлежат 2 массивные промежуточные опоры в зап. части наоса (George. 1913), с чем согласны не все исследователи (Mathews. 1976. P. 102). К 532 г. Джордж относит уровень до карнизов на опорах главного нефа, выложенный из тесаных камней; кладка верхних частей постройки, где чередуются кирпичные и каменные слои (opus mixtum), а нек-рые участки выложены только кирпичом, осуществлялась после 740 г. К 564 г. он относит лишь плоские пояски из кирпичей со случайными вставками из зеленых камней в атриуме и нартексе. С т. зр. Р. Краутхаймера (Krautheimer. 1987. P. 249-253), храм сохранил план 532 г. (в т. ч. помещения на вост. концах нефов). Над боковыми нефами шли сводчатые галереи, зап. компартимент наоса был перекрыт 2 цилиндрическими сводами. Подкупольное пространство гипотетически реконструируется им по образцу того, к-рое сохранилось в соборе Св. Софии: над боковыми галереями, открывавшимися в наос тройными аркадами (аналогичные формы сохр. в Каср-Ибн-Вардане, Сирия, сер. VI в., и Алахане, Турция, кон. V в.), находилась зона клеристория с «сегментированными окнами». Зона сводов и купол были разрушены в 740 г. и восстановлены с нек-рыми изменениями. Своды над боковыми галереями были разобраны, подпружные арки продолжены до внешних стен и превратились в рукава четко очерченного подкупольного креста (см. также: Комеч. 1987. С. 17-18). По мнению, высказанному Ж. Эберсольтом и развитому Т. Мэтьюсом, вся постройка вместе с куполом была возведена при имп. Юстиниане (Mathews. 1976. P. 102). Нартекс, так же как и атриум, принадлежит к периоду перестройки после 564 г.; предшествующий нартекс находился на 8 м восточнее (см. выше). Так или иначе, облик постройки, даже если он и подвергся значительным переделкам в результате повреждений 564 и 740 гг., в целом был определен изначальным замыслом 532 г.

Архитектура И. х. как традиц. купольной базилики представляла важное, но не главное направление церковного строительства при имп. Юстиниане; лучшие достижения того времени были связаны с разработкой грандиозных купольных храмов - святых Сергия и Вакха и Св. Софии в К-поле, св. Виталия в Равенне (527-548). Собор Св. Софии тоже является купольной базиликой, но в нем традиц. тип постройки получил совершенно новую, смелую интерпретацию, типологические рамки были фактически преодолены. Купольные базилики распространились в Византии в V в. (в Мериамлыке (474-491) и Алахане, обе - Турция) и стали одним из ведущих архитектурных типов при имп. Юстиниане: храм св. Сергия в Газе (до 536, Палестина), «базилика Б» в Филиппах (до 540, Греция), храм св. ап. Иоанна Богослова в Эфесе (завершен к 565, Турция), церковь в Каср-Ибн-Вардане (сер. VI в., Сирия) и др. Они строились преимущественно не в столице, и, вероятно, этот тип сложился в М. Азии или где-то еще на Ближ. Востоке.

В И. х. есть ряд черт, указывающих на ориентацию на предшествующие базилики. Здесь повторены мн. детали к-польской Студийской базилики (463): многогранная апсида с синтроном, П-образные галереи над наосом и нартексом, многочисленные входы из атриума в нартекс. Правда, наиболее архаичные части (напр., антаблементы над колоннадами) не повторяются. При сравнении И. х. с базиликами V в. нельзя не отметить важных изменений, происшедших за столетие в строительной технике и в стиле убранства храмов. Тяжелая каменная кладка была заменена кирпичной или смешанной, что позволило значительно уменьшить объем опор и толщину стен и увеличить площадь окон. На колонны опираются только галереи храмов, а основными несущими элементами становятся кирпичные или каменные опоры. Заметно изменяется мода на детали. Постепенно изживается классический ордер. Коринфская капитель, к-рая в V в. еще была популярной и получила богатейшую разработку, вытесняется квадратным импостом. Он иногда покрыт густой сеткой из листьев аканфа, но чаще остается без скульптурной обработки. Ионическая капитель, уже слившаяся с блоком импоста, все больше упрощается и теряет характерные греко-римские черты, превращаясь в псевдоионическую - именно такие капители присутствуют в И. х. Горизонтальный антаблемент последний раз встречается в храме святых Сергия и Вакха; в И. х. повсеместно, даже в атриуме, использованы аркады. Резко сокращается количество храмов с мозаичным декором полов, на смену которому приходят геометрические композиции мраморных облицовок или облицовок в технике opus sectile. Убранство и конструктивные детали И. х. выполнены в соответствии с этими универсальными для всей эпохи тенденциями.

Строительство И. х. придало традиционной купольной базилике новый, официальный статус. Она стала неотъемлемой частью столичного архитектурного стиля, что привело к распространению разнообразных вариантов этого типа храмов и, более того, к перестройкам классических базиликальных зданий в купольные базилики (напр., базилика близ Пирдопа, Болгария, кон. VI в.).

Лит.: Беляев Д. Ф. Храм Св. Ирины и землетрясение в К-поле 28 июня 1894 г. // ВВ. 1894. Т. 1. С. 769-798; oн же. Внешний и внутренний вид храма Св. Ирины в К-поле // Там же. 1895. Т. 2. С. 177-183; Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture. L., 1912. P. 84-105; Ebersolt J., Theirs A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 55-72; George W. S. The Church of St. Eirene at Constatinople. L., 1913; Dirimtekin F. Les fouilles faites en 1946-1947 et en 1958-1960 entre St. Sophie et St. Iréne à Istanbul // Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 161-185; Grossmann P. Zum Atrium der Irenenkirche in Istanbul // IstMitt. 1965. Bd. 15. S. 186-207; Janin. Les églises et monastères. P. 103-106; Mathews Th. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. Univ. Park (Pen.), 1971; idem. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographic Survey. Univ. Park (Pen.), 1976; Strube C. Die westliche Eingangsseite der Kirchen von Konstantinopel in justinianischer Zeit. Wiesbaden, 1973. S. 106-117; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 112-117; Peschlow U. Die Irenenkirche in Istanbul. Tüb., 1977; Krautheimer R., Ć ur č i ć S. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 1986 4; Mango C. A. Byzantine Architecture. L., 1986; Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. X - нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987; Краутхаймер Р. Три христ. столицы: Топография и политика / Пер. с нем.: Л. А. Беляев. М., 2000; Kirimtayif S. Converted Byzantine Churches in Istanbul. Istanbul, 2001; Оустерхаут Р. Византийские строители / Пер.: Л. А. Беляев. К., 2004.

С. В. Тарханова



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта