В чем секрет овладения французскими глаголами? Большой тайны нет, но если знать следующие тонкости, то учить их будет все же легче. Кстати, в статье мы расскажем, как французские дети справляются с глаголами.
Перевод c английского статьи Камиллы Шевалье-Карфис «The Secret To Mastering French Verb Conjugation» с сайта frenchtoday.com
Возьмем, глагол «parler» (переводится как “говорить”) . Обратите внимание, какое у него окончание. В учебниках окончания подчеркивают, выделяют жирным шрифтом или красным цветом.
Спряжение французских глаголов — Настоящее время
Англоязычному студенту, например, такое спряжение непривычно. В английском языке вы добавляете “S” к третьему лицу в единственном числе (he, she, it ). За исключением нескольких неправильных глаголов, таких как to be — быть, глагол не будет сильно меняться:
Выглядит просто по сравнению с французским спряжением, не правда ли?
Глагол «parler» — это «правильный» глагол. Такие глаголы спрягаются по указанной выше схеме.
Рассмотрим глагол «parler» внимательнее:
Parler – er = parl
Je = основа + e = je parle
Tu = основа + es = tu parles
Il, elle, on = основа + e = il, elle, on parle
Nous = основа + ons = nous parlons
Vous = основа + ez = vous parlez
Ils, elles + основа + ent = ils, elles parlent
Студенты проводят часы, записывая эти спряжения.
Учебники по грамматике напичканы ими, в настоящем времени изъявительного наклонения и всеми другими временами и наклонениями. Книги обещают, что тренируясь таким образом вы освоите глаголы.
Позвольте не согласиться!
Спряжение глагола «aller» — перевод «идти»
Французские глаголы классифицируются по трем глагольным группам , структура спряжения которых «предопределена».
Пока это выглядит логично.
КРОМЕ ТОГО, во французском куча “неправильных” глаголов: глаголы с неочевидной моделью спряжения и остальные.
Первая группа, группа на «ER» включает только один неправильный глагол : тот, который заканчивается на «er», НО не соответствует же той же схеме спряжения, как у глагола «parler».
Примечательна схема спряжения глагола «aller» , который ТАКЖЕ очень полезен во французском. Хотя, она не окончательная, потому как существуют также глаголы, заканчивающиеся на «ER», неправильные судя по их окончаниям, но меняющие основу при правописании. Такие, как «jetter» . Но я отклоняюсь от темы.
Итак, первая группа французских глаголов с «ER» на конце — солидна. Многие полезные глаголы спрягаются по этой модели.
Однако у двух других «групп» много исключений .
Да, глаголы как «grossir» (поправиться) , «finir» (заканчивать, «choisir» (выбирать ) — правильные глаголы на «IR» . Но большинство глаголов, заканчивающиеся на «IR» , неправильные. Это глаголы: «venir» (приходить), «tenir» (держать), «dire»(говорить ). Список можно продолжать долго.
Так как же изучающему французский узнать, какой глагол на «IR» является правильным или неправильным?
Когда так много исключений к группе, и исключениями этими являются такие ходовые глаголы, нужно ли все-таки сделать акцент на этой группе.
Надо ли тратить часы на зубрежку этих таблиц на «IR» и «RE» или лучше использовать это время на оттачивание распространенных неправильных глаголов? Решайте сами.
Секрет такой: смотрите ролики в Ютубе, слушайте французскую речь и вы научитесь правильному спряжению глаголов подспудно, не сосредотачиваясь на грамматике.
Возьмём глагол «parler» в настоящем времени.
Глагольные формы после «Je, tu, il, elle, on, ils, elles» произносятся точно так же = «parl». Прямо как основа.
После «nous» произносится “ons” как [ɔ] носовое = “parlons» , после «vous» произносится [e] = «parlez» , так же как инфинитивная форма глагола «parler». Итак, произносим «parlez = parler = parl» .
Французский — это живой язык. Люди используют его каждый день для общения. Он дается легче, если учить его не только по учебникам.
Такая же логика действует и ко французскому Passé Composé при согласовании:
Все они произносятся одинаково.
Поэтому, когда вы говорите, вы не должны даже думать о том, чтобы делать согласование в речи. Это важно только в письменной форме.
Сначала вы должны научиться говорить по-французски. Найдите аудио или видео, где глагол или другое слово произносит носитель языка. Прослушайте несколько раз. Теперь произнесите глагол громко и максимально похоже, на то как произносит слово носитель. Так поступают дети во Франции — они учатся языку на слух.
Если бы больше внимания уделялось произношению французских глаголов, я бы не услышала, как многие студенты произносят немое «ENT» после ils/elles во французских глаголах.
Это самая популярная ошибка. Вы представить себе не можете, сколько продвинутых французских студентов, буквально «на убой ведут» глаголы.
И даже не заставляйте меня заводить разговор про связывание и немые окончания . Знаете ли вы, что “S” в «nous» и «vous» никогда не произносится как “S” ? Никогда, абсолютно никогда их не произносите!
Такое окончание либо не произносится, либо произносится как “Z” при связывании. Было бы проще, если бы вы запомнили для себя так:
И выучили бы прямо сейчас французские глаголы, требующие элизии и произносили бы их правильно.
Учить французский без аудио материалов - преступление при современных технологиях и вомзожностях.
Каждый занимающийся французским самостоятельно или в классе должен иметь Bescherelles или другие учебники , чтобы проверять, как пишутся глаголы. Если вы планируете писать по-французски, вам понадобится такая книга. Ими пользуются школьники во Франции.
Я не говорю, что все другие методы обучения плохи. Но подходы к обучению быстро устаревают. Французский иностранцам не преподают так же, . Есть разница. Французская малышня знает, как говорить, прежде чем научиться писать!
Пятилетний малыш с удивлением обнаружил бы, что форма «tu» обычно требует «s» . Для него / неё это в новинку.
Наш взрослый ум работает не так, как у ребенка. Знание грамматики может и поможет овладеть французским языком.
Чтобы отточить французские глаголы, например, вы должны:
Если вы считаете, что все французы понимают французское спряжение и знают, когда использовать сослагательное наклонение, вы далеко заблуждаетесь.
Да, мы учились этому в школе. Но это было очень давно. И мы не обязательно обращали внимание на это (хотя французская грамматика и спряжение — огромная часть французской школьной программы, гораздо большая часть по сравнению с английской грамматикой в англоязычных странах).
Вместо этого мы полагаемся на наше чутьё французского . Потому мы и можем говорить на языке, что можем писать на нём правильно.
Например, если я пишу:
Il faut que tu aies du courage = Тебе потребуется мужество.
У меня большой соблазн написать «il faut que tu es du courage» . Причина? Потому что ”tu es” широко используется , и звучит так же, как «tu aies» . Конечно, это не то же самое наклонение (индикативное сослагательное наклонение — субжонктив). Это даже не один и тот же глагол! (être vs. avoir ), но так сильна привычка писать «tu es», что это на самом деле очень распространенная ошибка.
Так откуда мне знать, что это сослагательное наклонение? Я бы приняла глагол за неправильное французский субжонктив:
Il faut que tu saches… например.
Даже если остальная часть предложения не сработает с «savoir» , тогда «il faut que» потребует сослагательного наклонения, этого достаточно.
Удачи с изучением французского языка, и помните, повторение выученного — вот ключ!
Лучше всего начать расширять свой словарный запас любого языка с глаголов. Дело в том что глаголы, как ни что другое помогают нам в общении и, выучив именно их, легче потом учить остальные слова.
Самыми часто употребляемыми глаголами во французском языке являются avoir и?tre, которые так же являются вспомогательными в сложных временах. Помимо них, к числу самых распространенных так же можно отнести faire, voir и аller. Данные слова не просто наиболее часто употребляемы поодиночке, существует множество устойчивых выражений образованных с их помощью.
Tre mari?(-e)
?tre fatigu?(-e)
?tre au ciel
?tre pr?sent(-e)
?tre en retard
?tre occup?(-e) ? faire qch
avoir soif
avoir faim
avoir peur de ...
avoir de la chance
avoir l"habitude de ...
Il fait du vent
faire ses examens
faire du sport
faire une promenade
faire du progr?s
laisser aller
on all? trop loin
aller-retour
aller le nez lev?
Это лишь малая час всех существующих выражений с данными глаголами. Во французском языке большую роль в значении глагола играет его управление (предлог стоящий после него), в зависимости от него перевод может быть как похожим, так и совершенно разным. Поэтому при изучении того или иного выражения или словосочетания всегда нужно обращать внимание на предлог, иначе можно сказать какую-то глупость.
Однако не стоит бояться множества выражений и управления, эти вещи очень легко запоминаются. К тому же в подавляющем большинстве случаев глагол обозначает одно и то же слово или подразумевает его употребление. Но вы заметили в выше приведенных примерах и совершенно разные значения, как в сочетаниях с aller (идти). Здесь специально приведены такие разнообразные примеры, что бы было понятно кардинальное различие значений даже в конструкциях с одинаковыми словами.
Так же необходимо быть внимательными и постоянно учитывать контекст, ведь совершенно идентичные выражения могут переводиться по-разному. Например «y aller franco», можно перевести, как «спросить прямо», или как «действовать напролом».
Другие часто употребляемые глаголы:
French | Russian |
adorer |
|
d?cider |
|
souvenir |
|
chercher |
|
tenir |
|
changer |
|
appeler |
называть |
terminer |
заканчивать |
sortir |
выходить |
?couter |
|
r?ver |
|
pleurer |
|
choisir |
выбирать |
apprendre |
dire |
говорить |
pr?venir |
предупреждать |
jouer |
|
savoir |
|
trouver |
находить |
arriver |
приезжать |
rire |
смеяться |
habiter |
|
boire |
|
refuser |
отказываться |
fermer |
закрывать |
mentir |
|
vivre |
|
rester |
оставаться |
demander |
|
ignorer |
|
remarquer |
замечать |
courir |
|
ouvrir |
открывать |
excuser |
извинять |
manger |
|
vouloir |
Всего существует 3 группы французских глаголов. Отличаются глаголы этих групп между собой по окончаниям инфинитива и по формам спряжения.
Первая группа французских глаголов содержит гораздо больше глаголов, чем вторая и третья группы. К ней относятся глаголы, имеющие в инфинитиве окончание —er .
Окончание это произносится как [e], например:
parler — говорить
habiter — жить
arriver — приезжать
Инфинитив состоит из основы и окончания. В глаголе «pérorer» péror – это основа, а er – окончание.
Спрягая глагол в настоящем времени, нужно прибавлять окончания к глагольной основе, например:
3-е лицо единственного числа:
il pérore — он ораторствует
еlle pérore — она ораторствует
3-е лицо множественного числа:
ils pérorent — они ораторствуют
elles pérorent — они ораторствуют (для женского рода)
И хотя глагол «pérorer» имеет разные окончания в единственном и множественном числе (-e и —ent ), он звучит одинаково .
Глаголы первой группы в повелительном наклонении во 2-м лице ед. числа заканчиваются на —e , а во 2-м лице мн. числа оканчиваются на —ez .
Например:
pérorer! — ораторствуй!
pérorez! — ораторствуйте!
II группу глаголов представляют глаголы, которые в инфинитиве имеют окончание —ir (établir — основывать, учреждать; interagir — взаимодействовать) и которые принимают во мн. числе настоящего времени суффикс —iss -.
Настоящее время présent глаголов II группы получают с помощью прибавления к основе определенных окончаний:
Во множественном числе между основой и окончанием стоит суффикс —iss -.
Например:
Interagir – взаимодействовать
Je interagis – я взаимодействую
Tu interagis – ты взаимодействуешь
Il interagit – он взаимодействует
Elle interagit – она взаимодействует
Nous interagissons – мы взаимодействуем
Vous interagissez – вы взаимодействуете
Ils interagissent – они взаимодействуют (мужской род)
Elles interagissent – они взаимодействуют (женский род)
Ниже перечислены наиболее часто употребляемые в речи глаголы II группы:
finir — заканчивать
grandir — расти
agrandir – увеличивать (ся)
choisir — выбирать
bâtir — строить
applaudir — аплодировать
mûrir — зреть
rougir — краснеть
jaunir — желтеть
fleurir — цвести
III группу представляют глаголы, у которых инфинитив имеет окончание —re (écrire – писать), —oir (devoir – долженствовать), и некоторые глаголы с окончанием —ir (partir – уезжать), не принимающие суффикса —iss — и др.
Глаголы III группы более трудны для изучения, так как при спряжении они изменяют свою основу. Например: lire – je lis – nous lisons; écrire – j’écris – nous écrivons.
При спряжении в настоящем времени (ед.ч.) глаголы III группы имеют окончания —s , —t . Окончания эти не произносятся.
III группа глаголов называется мертвым спряжением, так как глаголы во французском языке уже не создаются по таким образцам. Однако большинство глаголов этой группы очень употребительны, а в особенности следующие:
faire — делать
aller — идти
dire — сказать
voir — видеть
savoir — знать
pouvoir — мочь
mettre — ставить
devoir — долженствовать
vouloir — хотеть
venir — приходить
prendre — брать
croire — думать
lire — читать
écrire — писать
Таким образом, глаголы III группы не имеют определенных правил спряжения. Их просто нужно заучить.
Особенности спряжения глаголов часто становятся главной проблемой при изучении французского языка. К счастью, основные правила мало отличаются от русского языка: требуется видоизменить глагол (бегать, говорить) в соответствии с подлежащим (я, она, ты, мы) и используемым временем (прошедшее, настоящее, будущее). Во французском языке насчитывается 16 времен, но наиболее часто используется только 5, которых достаточно в большинстве ситуаций.
При спряжении глагол изменяется в зависимости от лица и числа подлежащего. В русском языке происходит то же самое. Например, следует говорить "я читаю", но для третьего лица необходимо изменить окончание на "ет" - "он читает ". Во французском языке глаголы спрягаются таким же образом. Каждому местоимению (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они) соответствует своя форма глагола.
Запомните французские местоимения. Во французском языке на одно местоимение больше, чем в русском, но их все равно легко запомнить:
Инфинитивные формы глаголов. Неопределенную форму глагола называют "инфинитивом". Так, в русском языке неопределенные формы глаголов имеют окончания "-ть" (делать) или "-чь" (печь). Во французском языке инфинитив также состоит из одного слова и имеет одно из трех окончаний - "aller" (ходить), "ouvrir" (открывать) и "répondre" (отвечать). Инфинитив является основой, которая изменяется при спряжении.
Существует три типа "правильных" глаголов. Во французском языке большинство глаголов попадают в одну из трех категорий в соответствии с окончанием инфинитива. Для каждой категории имеются свои правила спряжения.
Запоминайте неправильные глаголы. К сожалению, некоторые французские глаголы спрягаются по особому принципу. Практически в каждом времени такие глаголы имеют особые формы, так что их придется запоминать отдельно. Ниже приводится частичный список, который включает самые употребляемые неправильные глаголы:
Спрягайте "avoir" в настоящем времени, чтобы образовать "passé composé". "Passé composé" - это составное время в том смысле, что грамматическая форма состоит из двух частей. Первая часть - это спрягаемый глагол "avoir" (иметь)". Такая конструкция аналогична английскому языку с использованием глагола "have" в настоящем совершенном времени: "I have eaten" (я поел) или "She has run" (она прибежала). Это первая часть конструкции. Еще раз посмотрите, как спрягать глагол "avoir":
Узнайте "причастие прошедшего времени" глагола. Вспомните пример из английского языка "I have eaten" (я поел). В данном случае форма "eaten" является причастием прошедшего времени глагола "to eat" (есть). Так же и во французском языке - в прошедшем времени к глаголу следует добавить специальное окончание. Такие окончания легко запомнить:
Образуйте прошедшее время из двух частей. Просто добавьте к соответствующей форме "avoir" причастие прошедшего времени нужного глагола. Хотя буквально фразы всегда переводятся как "я поговорил" или "они выслушали", это время также можно перевести как "я говорил" или "они слушали". Рассмотрите несколько примеров:
Для некоторых глаголов необходимо спрягать "être" вместо "avoir". Формула "avoir + причастие прошедшего времени" применима для 95 % французских глаголов, но в ряде случаев требуется использовать "être (быть) + причастие прошедшего времени", чтобы получить прошедшее время. Переводятся такие конструкции прошедшим временем ("я упал"). Список глаголов:
Замените "avoir" на "être" для вышеперечисленных глаголов. Запомните перечень непереходных глаголов, для которых также используется причастие прошедшего времени. Обратите внимание, что глагол должен соответствовать подлежащему. Во множественном числе добавляется "-s", а для женского рода добавляется еще одна "-e".
Прошедшее незавершенное время описывает события, которые происходили продолжительное время. На самом деле все достаточно просто. Используйте такое время для действий, которые произошли в прошлом, но не в конкретное время. Например, "Когда мне было 10 лет, я играл в прятки" или "Каждую неделю мы покупали китайскую еду". Такие фразы могут относиться к одному из множества случаев, когда вы играли в прятки, или к привычке заказывать китайскую еду.
Найдите "основу" глаголов, отбросив окончание "-ons" формы настоящего времени первого лица множественного числа. Это же применимо для неправильных глаголов. Сначала избавьтесь от окончания "-ons". В русском языке все точно так же: например, основой глагола "работать" является “работа” (работаю, работает, работала). Рассмотрите примеры:
Добавьте к основе окончания незавершенного времени. В отличие от "passé composé", "imparfait" состоит из одного слова. Просто добавьте к основе нужное окончание "-ais, -ais, -ait, -ions, -iez, -aient" . В качестве примера рассмотрим глагол "regarder" (смотреть):
Ближайшее будущее образуется по формуле "aller + инфинитив глагола". Эта простая формула буквально переводится как "собираться сделать" и аналогична употреблению в английском языке. Например, ближайшее будущее используется в предложениях вроде "Я собираюсь бегать", "Она собирается кушать" и "Они собираются учиться" или почти в любом предложении, если действие произойдет достаточно скоро. Нужно использовать подходящую форму глагола "aller" в настоящем времени и добавить глагол в неопределенной форме. Рассмотрим ближайшее будущее время на примере глагола "nager" (плавать):
Добавьте окончания будущего времени к инфинитиву, чтобы получить будущее время. Следует помнить, что инфинитив - это неопределенная форма глагола вроде "parler," "finir" или "entendre". Основа для будущего времени всегда заканчивается на "r", поэтому следует отбросить букву "e" в глаголах вроде "entendre". Для каждого глагола в будущем времени используется только один ряд окончаний: "-ai, -as, -a, -ons, -ez, -ont" . Рассмотрим будущее время на примере глагола "nager" (плавать):
Итак, теперь вы знакомы с глаголами первой и второй группы. Все те глаголы, что в них не вошли, образуют третью группу глаголов во французском языке. Особенностью глаголов этой группы заключается в том, что к ней относятся самые древние глаголы французского языка, а при спряжении эти глаголы меняют не только окончания, но и иногда основу.
Изучение данной группы может показаться сложным, однако и здесь спряжение глаголов подчиняется определенным правилам.
Еще глаголы третьей группы называются нерегулярными
или неправильными
, к ним относятся:
Чтобы облегчить запоминание того, как спрягаются глаголы третьей группы, их можно разбить на несколько подгрупп.
Помимо упомянутых подгрупп, среди глаголов третьей группы имеются и те глаголы, которые спрягаются по индивидуальным правилам. Спряжение этих глаголов необходимо сверять со справочным материалом и стараться запоминать. К ним относятся глаголы: avoir, être, aller, faire, dire, lire, boire, croire, voir, vivre, suivre, connnaître, savoir, valoir, écrire (и схожие глаголы), vetir, mourir и некоторые другие.
Поскольку спряжение глаголов etre и avoir вам уже знакомо по предыдущим урокам, внимательно изучите то, как изменяются по лицам и временам другие глаголы:
aller — ходить | faire — делать | dire — говорить | lire — читать | boire — пить |
---|---|---|---|---|
je vais tu vas il/elle va nous allons vous allez ils/elles vont |
je fais tu fais il/elle fait nous faisons vous faites ils/elles font |
je dis tu dis il/elle dit nous disons vous dites ils/elles disent |
je lis tu lis il/elle lit nous lisons vous lisez ils/elles lisent |
je bois tu bois il/elle boit nous buvons vous buvez ils/elles boivent |
vivre — жить | suivre — следовать | connnaître — знать | savoir – знать, уметь | valoir — стоить |
je vis tu vis il/elle vit nous vivons vous vivez ils/elles vivent |
je suis tu suis il/elle suit nous suivons vous suivez ils/elles suivent |
je connais tu connais il/elle connaît nous connaissons vous connaissez ils/elles connaissent |
je sais tu sais il/elle sait nous savons vous savez ils/elles savent |
je vaux tu vaux il/elle vaut nous valons vous valez ils/elles valent |
voir — видеть | croire – думать, верить | écrire — писать | vetir — надевать | mourir — умирать |
je vois tu vois il/elle voit nous voyons vous voyez ils/elles voient |
je crois tu crois il/elle croit nous croyons vous croyez ils/elles croient |
j’écris tu écris il/elle écrit nous écrivons vous écrivez ils/elles écrivent |
je vêts tu vêts il/elle vêt nous vêtons vous vêtez ils/elles vêtent |
je meurs tu meurs il/elle meurt nous mourons vous mourez ils/elles meurent |
Запомните: все производные от приведенных в таблице глаголов также спрягаются по их типу.
Запомнили? Теперь настало время упражнений!
Упражнение 1. Проспрягайте следующие глаголы третьей группы:
Permettre, tenir, transcrire, dormir, interdire, recevoir, pouvoir, répondre
Упражнение 2. Распределите глаголы по трем группам спряжений.
Rougir (краснеть), chercher (искать), reflechir (размышлять), prendre (брать), aimer (любить), etre, acheter (покупать), construire (строить), chanter (петь), sentir (чувствовать), travailler (работать), lever (поднимать), jouer (играть), revoir (видеть снова), brunir (загорать).
Ответ 1.
Permettre — позволять | Tenir — держать | Transcrire — переписать | Dormir — спать |
---|---|---|---|
je permets tu permets il/elle permet nous permettons vous permettez ils/elles permettent |
Je tiens tu tiens il/elle tient nous tenons vous tenez ils/elles tiennent |
Je transcris tu transcris il/elle transcrit nous transcrivons vous transcrivez ils/elles transcrivent |
je dors tu dors il/elle dort nous dormons vous dormez ils/elles dorment |
Interdire — запрещать | Recevoir — получать | Pouvoir — мочь | Répondre — отвечать |
je interdis tu interdis il/elle interdit nous interdisons vous interdites ils/elles interdisent |
je peux tu peux il/elle peut nous pouvons vous pouvez ils/elles pouvent |
je peux tu peux il/elle peut nous pouvons vous pouvez ils/elles pouvent |
je réponds tu réponds il/elle répond nous répondons vous répondez ils/elles répondent |
1-ая группа | 2-ая группа | 3-я группа |
---|---|---|
Aimer, acheter, travailler, lever, jouer, chercher, chanter | Rougir, reflechir, brunir | Prendre, etre, construire, sentir, revoir |