Главная » Канализация » Раннехристианское искусство. Мозаики IV - VI вв. Типы храмов ротонда, базилика Презентация на тему типы христианских храмов базилика

Раннехристианское искусство. Мозаики IV - VI вв. Типы храмов ротонда, базилика Презентация на тему типы христианских храмов базилика

Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре стало государственной религией империи. Новый статус Церкви потребовал создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св.Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба Господня в Иерусалиме, храмов св.Софии и св.Апостолов в Константинополе.




Базилика Форма античного храма не подходила для строительства христианской церкви, в силу глубоких религиозных противоречий. В отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – молитвенный дом, где собирается много людей. Базилика – старинное название общественных зданий. В Древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где происходили общественные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Базилика оказалась удобной для христиан благодаря вместительности.






Структура христианской базилики Вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Средний неф шире и выше боковых. Верхний его ярус прорезан окнами для освещения. Нефы разделялись не глухой стеной, а аркадой. Центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой, где размещается алтарь. Апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господен.




В отличие от базилик на римских форумах, здесь не применяли сводчатых перекрытий. Они увенчаны двускатной кровлей, опиравшейся на деревянные балки и стропила. Сводом перекрывалась лишь апсида (ее свод назывался конхой). Апсида была невелика, поэтому между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Он придавал зданию символическую форму креста.


Перед входом в базилику находился двор, обнесенный стеной с открытой галереей (атриум).В центре находился водоем, дающим воду для святого очищения (омовения перед входом в храм). При отсутствии двора преддверием храма служило отгороженное от нефов с запада помещение (нартекс), предназначенное для кающихся или оглашенных. Наружный облик помещения нарочито скромен. Внутри – ослепительная роскошь.




Базилика св.Петра в Риме Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона между 64 и 67 годами. Его могила стала местом паломничества. Петр в глазах христиан был главой Католической церкви благодаря словам Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16,18) Петр считался первым римским епископом, основателем престола, который позднее стали называть папским.








Базилика св.Петра гг. Пятинефная базилика. Апсида была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Над алтарем была сень, опиравшаяся на 4 витые колонны, привезенные из Греции по приказу Константина. Длина храма с атриумом – 220 метров, высота центрального нефа – 25 метров. Стены были расписаны фресками, на триумфальной арке и конхе апсиды сверкали мозаики.








Центрические постройки этого периода представляют собой сооружения мемориального характера, или мартирии. Они возникают из распространенного в Древнем Риме типа мавзолея – усыпальницы. Кроме того за образец свода и замкнутого статичного пространство берется Пантеон. Разные плановые решения: круглые сооружения, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечный крест.
23






Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Урок 17 Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства. Христианство - одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа - Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет. Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, - ротонде и базилике. Ротонда - (итал. rotonda, букв. - круглая), круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Базилика (от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей - т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику. обычно через нартекс. Ротонда Базилика Сан Марко в Венеции В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Мавзолей Констанции в Риме- круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим на восточной окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей был обращён в церковь, посвящённую её имени (Santa Costanza). При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач. Мавзолей Констанции. Интерьер. IV в. Рим Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение. Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников - парусов. Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мозаика Христианская базилика, к примеру Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам - плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis - корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.) Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.) Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс - помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой - полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннее пространство, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка. В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола - мозаикой. В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел - символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна. Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно». В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку - праотцу Аврааму. Действующие лица расположены по двум уровням. ввepху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий нaвстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом. Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением eгo правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства coхранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона. Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являл ась eгo тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру «души по естеству христианской». О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы гycтых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах -подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание. К примеру, в мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из нeгo вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и мнoжеством гроздьев имели евхарuстuческий смысл. Дeти символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры. Евхаристия (от греч. eucнaгisтia - благодарение) - в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, в хлебе и вине, которые вкушают во время службы верующие, воплощены тело и кровь Христа Мозаика мавзолея Констанции в Риме Пастырь Добрый из дворца Константина Великого.Мозаика. IV в. Музей мозаики. Стамбул Праведные души у стен Небесного Иерусалима.Мозаика. V в. Церковь Санта –Мария Маджоре. Рим Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у нoг или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово «ichthys» (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу юйос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» . Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а eгo caмoгo называли «небесной рыбой» . Голуби символизировали христианскую душу, которая, отрешаясь от тела, улетает в райские кущи. Павлин, роскошная птица с пышным хвостом, словно гoстья из другого мира, благодаря античному поверью о том, что eгo мясо никогда не гниет, стал христианским символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа. Синий фон, на котором размещали рыб, павлинов, голубей, напоминал об их небесной сущности и означал свет, небо. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ caмoгo Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира. С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в cтpoгo установленную систему изображения - иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве. Домашнее задание Христианская символика и её значение в раннехристианском искусстве.












































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный материал открывают серию уроков, посвященных изучению христианского искусства на уроках МХК в 10 (профильный уровень). При изучении данной темы учащиеся должны осознать особенности перехода от образности искусства Древнего Рима к символике средневекового искусства /рассчитан на 2 урока/.

Урок подготовлен по материалам:

  • Учебника “Мировая художественная культура: учебник (+DVD приложение) для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень); автор Емохонова Л.Г.. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008-2010. Урок 17.
  • Книги для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. Мировая художественная культура: 10 класс (базовый уровень); авторы Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. Урок 17.

Цель урока: пробуждение глубокого, искреннего интереса учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

  • сформировать у учащихся целостное представление о связи внешнего вида и внутреннего пространства церквей с христианским ритуалом;
  • дать представление о внешнем и внутреннем устройстве христианского храма и о символике раннехристианских изображений;
  • развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint

Тип урока: урок-постижение с элементами беседы-размышления (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска SMART Board)).

Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

2. Формулирование темы урока (фронтальная форма, словесный метод, прием мотивации: создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Тема нашего урока “Раннехристианское искусство” .

На уроке мы рассмотрим такие понятия как “христианство” и “раннехристианское искусство”, рассмотрим архитектуру этого периода и зарождение христианской символики.

Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1.

3. Освоение нового материала.

Знакомство с понятиями “христианство” и “раннехристианское искусство” (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Что такое христианство? Пожалуйста, дайте определение.

Следуют ответы учащихся (как правило, верные, однако несколько разобщенные).

Учитель: Подведем итог слайд 2.

Учитель: Итак, какой период в истории искусств называется “Раннехристианским искусством”? слайд 3.

Учащиеся записывают определения.

Знакомство с архитектурными сооружениями раннехристианского периода (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, работа с планами и схемами).

Учитель: После принятия христианства в качестве официальной религии в Римской империи возникла необходимость постройки новых культовых сооружений. Перед архитекторами встала задача создания большого пространства, способного вместить в себя огромное количество верующих. Храмы на территории Римской империи имелись в достаточном количестве, однако власть не стала их использовать. Почему?

Учащиеся: Потому что они были языческими. Потому что они были посвящены языческим богам.

Учитель: Правильно. Необходимо было либо создать абсолютно новую архитектурную форму, либо воспользоваться теми сооружениями, которые имелись в архитектуре Древнего Рима, но не имели отношения к культовым постройкам. Власть выбрала второй вариант слайд 4.

Первый тип храмовых построек представлен в форме ротонды слайды 5-8.

В виде ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии (крестильни) для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Помимо круга, баптистерии или мавзолеи имели в плане квадрат или крест слайды 9-10. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Круглая форма мавзолея Констанции в Риме(IV в.) напоминает о вечности Церкви Христовой. Его внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Особую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V в.). На пересечении рукавов креста его венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение.

Вторым типом храмов стала древнеримская базилика слайды 11-14.

Формы древнеримской базилики были несколько видоизменены слайды 15-16.

Учитель (работая со слайдами, постепенно открывает части схемы): В восточной части храма появилась полукруглая апсида, в которой располагался алтарь (в некоторых храмах под алтарем находятся захоронения святых). Сама форма алтарной апсиды – полукруглая – напоминает пещеру. В христианстве известно две пещеры: одна Вифлеемская, где в загоне для скота родился Христос, другая Гроб Господень, куда положили снятое с креста тело Христа и откуда он встал, разрушив узы смерти.

Со временем в базилике появился поперечный неф – трансепт слайд 16.

Благодаря поперечному нефу, план храма приобрел форму креста.

Учащиеся зарисовывают схемы и планы слайды 15-16.

Знакомство с принципами декоративно-живописного оформления первых христианских сооружений (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Предельно простые по форме, лишенные какого-либо декора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато украшались мозаиками. Как вы думаете, почему? слайды 17-19.

Учащиеся дают свои варианты ответа.

Учитель (дает ответ): Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован слайд 20. Искусство “мерцающей живописи” (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка слайды 21-25.

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных сооружениях, таких, как мавзолеи Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой. Стены и своды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: “Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно” слайды 21-26.

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Санта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа расположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму слайд 27.

В книге Бытия говорится о явлении трех отроков бездетным Аврааму и Сарре, жившим в дубраве Мамре. По закону гостеприимства Авраам взял масла и молока, лучшего теленка из стада, велел Сарре сделать пресные хлебы и угостил пришедших. После трапезы один из путников сказал: “Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры”. Сарра, находясь в шатре, усмехнулась про себя, так как была в летах преклонных. Но путник, не видя ее, велел не смеяться, ибо нет ничего трудного для Бога. Тогда Авраам и Сарра поняли, что принимали у себя Бога.

Действующие лица расположены по двум уровням. Вверху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий навстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом.

Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением его правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства сохранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона.

Знакомство с раннехристианской символикой в изображениях (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являлась его тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру “души по естеству христианской”. О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы густых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание слайды 28-29.

В период гонений на христиан в Римской империи именно в римских катакомбах появляются первые христианские символические изображения. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга слайд 30.

Характеристика отдельных символов:

  • Крест слайды 31-32. В центре купола мавзолея Галлы Плацидии светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды.
  • Животворящий крест слайды 33-35. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ самого Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира.
  • Ихтис слайды 36-40. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово “ichthys” (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу “Иисус Христос, теу юйос, сотер”, что значит “Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель”. Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а его самого называли “небесной рыбой”. В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью: бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков”; (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода”; (Мф 13:47). В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок – будущие нательные кресты. Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22). Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде”. Очевидно, символ Рыба был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, – особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере.
  • Хризма слайды 41-43. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) – древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. “Hoc vince” (слав. “Сим побеждай”, букв. “Этим побеждай”).
  • Альфа и Омега слайды 42-44.
  • Добрый пастырь слайды 45-49. Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у ног или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец.
  • Оранта слайды 50-52.
  • Агнец слайды 53-54. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы – апостолы или, шире, вообще христиане.
  • Ангел, телец, лев и орел слайды 55-59. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым серпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна.
  • Дельфин и якорь слайды 60-61.
  • Корабль слайд 62
  • Виноградная лоза слайды 63-64. В мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из него вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и множеством гроздьев имели евхаристический смысл. Дети символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры.
  • Голубь слайды 65-66.
  • Феникс, павлин, петух, черепаха слайды 67-71.

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в строго установленную систему изображения – иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве слайд 72.

Слайд 2

Храм Ирода в Иерусалиме (19 г. до н.э. – 70 г. н.э.) Многие события земной жизни Иисуса Христа связаны с Иерусалимским храмом

Слайд 3

В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм для посвящения Богу.Дева Мария и Иосиф были бедны, поэтому принесли в качестве полагающейся жертвы двух голубей. Старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя встретил в храме Деву Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

«Сретение Господнее» (современная русская икона)

Слайд 4

Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещают Иерусалим для участия в храмовом богослужении. В одно из таких посещений двенадцатилетний отрок Иисус остается в храме, родители ищут Его и затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?«Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Евангелие от Луки, гл. 2)

«Двенадцатилетний отрок Иисус в храме» (Современная коптская икона) «Преполовение» (Современная греческая икона)

Слайд 5

Во время своей земной жизни Иисус Христос посещал Иерусалимский храм, заботился о порядке в нем и его благолепии. «Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». «И говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Своим примером Иисус Христос освятил обычай совершать богослужения в храме, освятив саму идею храма и необходимость в нем. «Изгнание торгующих из Храма» (Современная русская икона) «Изгнание торгующих из храма» (Мануил Панселин. XIII в. Фреска собора Протата в Карее, Афон)

Слайд 6

В беседе с самарянкой Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только Иерусалимском храме, но и в других местах.

«Христос и самарянка» Современная коптская икона

Слайд 7

Молился Иисус Христос не только в храме. Тайную вечерю со своими учениками Он совершил в частном доме –Сионской горнице. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница называется матерью всех христианских церквей.

Иерусалим

Слайд 8

Одно из помещений перистильного дома представляла собой продолговатую комнату, разделенную рядами колонн на три части и являлась главной в гостевой части дома - называвшуюся«икос» или «экус». «Сионская горница» относилась к этому типу комнат перистильного дома.

Иерусалим, «Сионская горница» Наиболее распространенным типом богатого жилого дома начала I в. н.э. был перистильный тип.

Слайд 9

Перистильный тип жилого домаПланировочная система перистильного дома включала в себя две части: жилую и гостевую. В гостевую (парадную) часть дома имелся изолированный вход со стороны улицы. Центром композиции гостевой (парадной) части являлся открытый внутренний двор – перистиль – окруженный по периметру колоннами. Все помещения, окружавшие двор, имели выход в него и через него же освещались. Экус являлась одной из комнат в гостевой части дома и его пространство разделялось колоннами на 3 части.Среднее пространство экуса иногда бывало выше и шире боковых.

1 – Атрий (внутренний двор жилой части дома); 2 – Таберна (торговая лавка или мастерская); 3 – Крылья атрия; 4 – Переход (отдельный вход в гостевую часть дома; 5 – Перистиль (двор гостевой части); 6 – Экседра (комната или столовая, служившая местом отдыха, собраний, бесед) 7 –Таблинум (Помещение главы семьи - предназначалось для деловых встреч и приема клиентов, а также для хранения документов (табличек с записями). 8 – Экус (икос). Иерусалим. «Сионская горница»

Слайд 10

Гонения на христиан со стороны иудеев и принятие в христианскую общину язычников (без обрезания) прервали связь апостолов и их учеников с Иерусалимским храмом.

Общинный христианский дом в Дура - Европос, Сирия. 231 г. В период гонений появляются первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений, но внешне не отличающиеся от жилых домов. А – Вход; В – Двор – атриум; С – Вход на уровень баптистерия; D – Баптистерий; Е – Купель; F – Помещение для оглашенных (притвор); G – «Церковь». Лишь войдя внутрь, можно было - благодаря настенным изображениям и предметам церковного обихода - понять, что человек оказался в храмовом помещении. G F B D А

Слайд 11

Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Ниши –локулы; Кубикулы; Крипта; Капелла. 3 1 2 4 2 Б В Г Д А А. Алтарь; Б. Амвон; В. Солея; Г. Апсида; Д. Престол; Е. Притвор Катакомбные церкви(II – нач. IV вв.) Е 1 1 1

Слайд 12

Римские катакомбы(II – нач. IV вв.)

Катакомбы Присциллы в Риме

Слайд 13

По своему устройству катакомбы представляют собой сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты: малые, средние и большие.

Ниши – локулы Кубикулы

Слайд 14

Согласно описанию крипт и капелл те и другие имели в плане форму четырехугольникас колоннами для поддержания потолка. Применительно к потребностям христианского богослужения передняя часть крипт и капелл предназначалась для духовенства, а остальная для мирян. В стенах крипт и капелл могли устраиваться специальные углубления для погребения усопших, а сами стены украшались священными изображениями. Для перекрытия крипт и капелл применялись как плоские, так и сводчатые, и арочные конструкции

Место для духовенства Место для верующих Крипта Схема принципиального решения Катакомбы св. Себастьяна в Риме Крипта

Слайд 15

РимКатакомбы св. Себастьяна Крипты(Реконструкция)

  • Слайд 16

    Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним решением.В глубине капеллы находилась полукруглая экседра (апсида). В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом для приготовления Таинства Евхаристии. По сторонам престола располагались места для священнослужителей. Аспидная часть крипт и капелл, как правило, приподнята над их средней частью. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда проникал дневной свет. Перед входом в капеллы устраивались небольшие тамбуры – притворы – для нахождения в них оглашенных (готовящихся принять крещение) и кающихся.

    Капелла Схема принципиального решения А Б В 1 2 3 4 5 А – Алтарь; Б – Церковь (место для молящихся); В – Притвор (место для оглашенных и кающихся); 1 – Апсида; 2 – Престол; 3 – Амвон; 4 – Солея; 5 – Люминарий; 6 – Алтарная преграда. 6 Рим, катакомбы Домитиллы

    Слайд 17

    Рим, катакомбы Домитиллы

  • Слайд 18

    Планировочное решение катакомбных церквей традиционно связано с планировкой «Сионской горницы»: их внутреннее пространство разделено рядами колонн на части – нефы.

    Перистильный дом («Сионская горница») Катакомбные церкви (крипты, капеллы) Крипта Капелла

    Слайд 19

    Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет законченный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Но при сформированности объемно – пространственного решения катакомбного храма не решен его внешний облик. Иерусалимский храм I II III I II III Деление на три части внутреннего пространства катакомбного храма аналогично делению Иерусалимского храма

    Слайд 20

    С момента принятия Римом христианства как государственной религии (391 г.), встал вопрос о создании христианского храма, олицетворяющего в своем образе идею христианства.При этом объемно – пространственное решение храма должно сохранять уже сформировавшиеся в катакомбных церквах традиции и вмещать большое количество молящихся.В III – IV веках в Римской империи самыми красивыми и вместительными зданиями были базилики.Слово «базилика» - происходит от «базилевс» - «Царь и судья». В античном Риме базилики не имели религиозной функции и выполняли судебно-административным учреждением. Здания базилик были построены по плану продолговатого четырехугольника, внутреннее пространство которого делилось рядами колонн на три части (нефы), имели экседры и портики.

    Базилика Максенция – Константина (308 – 312 гг.)

    Слайд 21

    После принятия Римом христианства здания базилик после определенных изменений были отданы под первые христианские храмы.

    1 2 1 2 Римская базилика – судебно – административное здание Римский христианский храм - базилика

    Слайд 22

    Раннехристианские храмы – базиликиАрхитектурная традиция сформировавшаяся в катакомбных храмах и Сионской Горнице (четырехугольная форма плана, деление пространства на части колоннами, наличие экседры – апсиды), была причиной того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить свои храмы по типу базилик.

    1 2 3 1 – базилика Сан-Джованни ин Латерно в Риме (~313 ~318 гг.); 2 – базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа (~333 г.); 3 – базилика монастыря Курси (Палестина). Кон. V в. С В

    Слайд 23

    Базилика Рождества Христовав Вифлееме (~ 333 г.)

  • Слайд 24

    Христианские храмы III – IV вв. имели определенные внешнюю и внутреннюю форму и вид, а именно: форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство этого четырехугольника разделяется рядами колонн на три, а иногда и пять частей, называемых «нефами» или «кораблями». Центральный неф, а иногда и боковые оканчивались полукруглым выступом (апсидой). Средний неф был больше и выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны выхода находилось преддверие, называемое «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо).

    В С Отличительными чертами планировочного решения и архитектуры такого христианского храма, начиная с IV века, являются: Ориентация алтаря на восток; Разделение внутреннего пространства на нефы рядами колонн; Обилие света, направленного сверху; Наличие открытого двора - атриума со стороны входа. Этот тип храма носит название церковной базилики или продольного храма. Атриум – двор перед христианской церковью – «райский сад» Римский христианский храм - базилика

    Слайд 25

    Базиликальный храм был единственной формой культового христианского здания вплоть до переноса столицы Римской империи в Византию (324 г.). Начиная с этого периода, и в особенности с момента официального разделения Империи на Западную и Восточную (395 г.), образуются новые типы храмов соответствующих различной стилистике и объемно – пространственным решениям.

    Римский христианский храм – базилика (продольный храм) Рим Базилика св. Петра 324 г. (Реконструкция)

    Слайд 26

    395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную Развитие формы Средневековой базилики 3 1 – Средокрестие; 2 - Апсида; 3 – Ориентализирующие капеллы; 4 – Лучевые капеллы; 5 - Нартекс Трансформация планировочного решения Римской христианской базилики Конец IV - X вв. Западная Римская империя Восточная Римская империя Византия Конец IV в. V в. VI в. VII в. Разрез А - А

    Слайд 27

    988 г.Крещение Руси Принятие христианства от Византии

    Приняв христианскую веру, священнослужителей и систему богослужения, Русь позаимствовала из Византии крестово-купольную систему решения каменных храмов. Крестово-купольная система на Руси была серьезно переработана, и таким образом, изначально приобрела существенные отличия в объемно – планировочном решении русских храмов от византийских. Церковная архитектура начинается на Руси с утверждением христианства. «Крещение Руси» Современная икона, Россия Киевская Русь (X – XI вв.)

    Слайд 28

    Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов

    Монастырь Осиос Лукас в Фокиде (Конец X – 1-я пол. XI в.) Церковь Успения Богоматери (Десятинная церковь) в Киеве 989 – 996 гг. Первый каменный христианский храм Руси

    Слайд 29

    Церковь Панагии Горгоэпикоос в Афинах (X в.) Церковь Успения Богородицы в Дафни (пер. пол. XI в.) Византийские и русские крестово-купольные храмы X – перв. пол.XI вв. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (~1036 г.) Храм св. Софии в Киеве (1017 – 1034 гг.) Храм св. Софии в Новгороде (1045 г.) Храм св. Софии в Полоцке (~ 1050 г.) Византия Русь

    Слайд 30

    Византийские, русские и западно - европейские храмы XI – XIV вв. Западная (католическая) церковь Разделение христианской церкви на: Западную (католическую) – центр в Риме и Восточную (православную) – центр в Константинополе I II III Византия Планы романских соборов (XI - перв. пол XII вв..) План готического собора (Вт. пол XII- XIV вв.) 1054 г. Романский и готический стили Церковь Богородицы Паммакаристы (Радующейся) в Константинополе (вт. пол. XIII – нач. XIV вв.) Церковь Апостолов в Фессалониках1312-1315 гг. Русь 1 2 Собор Кирилловского монастыря. Киев, (1146 г.); Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском (1152 – 1157 гг.); Собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (сер. XII в.); 4. Собор Федора Стратилата «на ручью» в Новгороде (1360 – 1361 гг.); 5. Храм Покрова на Нерли (1165 г.); 6. Собор Перынского скита в Новгороде (XIII в.); 7. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1347 г.) Восточная (православная) церковь) 5 1 2 3 4 6 7

    Слайд 31

    29 мая 1453 г.Взятие турками - османами Константинополя - столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.

    Жан-Жозеф Бенжамен-Констант «Султан Мехмед II в покоренном Константинополе» Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи. Османская империя

    Слайд 32

    После гибели Византии новым оплотом Православия стала Русь.

    «Константинополь пал, потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская» Филипп I, митрополит Московский, 1458 г. 1 2 Церковь 3 4 5 Дьяконник (ризница) 6 Алтарь; Средняя часть храма (церковь); Красные врата; Притвор или трапезная; Колокольня, звонница; Паперть. в В Иконостас Притвор или трапезная

    Посмотреть все слайды


    «Вечная живопись» - мозаика, широко применявшаяся уже в античности, была взята на вооружение христианским искусством в IV веке. Когда христианином стал сам император, по всем концам империи стали строиться огромные храмы-базилики, а на святых местах возводились мемориальные ротонды – мартирии. Христианские постройки нуждались во внутреннем оформлении, и перед изобразительным искусством встали новые задачи.

    Во-первых, мозаичные изображения переместились с полов, где они были обычным декором, на своды зданий. Впрочем, и в христианских сооружениях пол продолжал декорироваться мозаиками, включавшими и фигуративные изображения. Затем изменилась сама мозаичная техника. Вместо тусклого цвета природных камней мозаику стали выкладывать из цветных кубиков стеклянной массы – смальты.

    В римском мавзолее дочери императора Константина Констанцы (в средние века ошибочно названном церковью Санта Констанца), представляющим собой ротонду с круговым обходом, представлены сделанные совсем еще в римском духе многочисленные сценки сбора винограда и приготовления вина. Мозаики на белом фоне ковром покрывают свод обходной галереи. Однако за изображениями виноградной лозы и человечков, топчущих в точиле собранные грозди, а так же клюющих плоды и пьющих из чаш птиц угадываются вполне христианские символы.

    Искусство тех лет остается еще во многом иносказательным, наполненным символами и аллегориями. Пройдет еще несколько веков пока (хотя бы на теоретическом уровне) будут сформулированы те принципы, на которых будет базироваться православная иконопись, а формы самого церковного искусства приблизятся к привычным современному верующему типам. Прошедший в Константинополе в 692 году Пято-Шестой Трулльский собор (дополнивший предшествовавшие ему два вселенских собора) постановил в 82 правиле следующее:

    "На некоторых изображениях честных икон начертывается указываемый пальцем Предтечи агнец, который принят во образ благодати, представляя предуказанного нам законом истинного Агнца, Христа Бога нашего. Итак, с любовью принимая древние образы и сени (тени), как символы и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Итак, чтобы хотя посредством картин представить совершение глазами всех, мы определяем запечатлевать отныне на иконах по человеческому образу вместо древнего агнца - Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего, чтобы через это усмотреть высоту смирения Бога Слова и руководиться к воспоминанию Его жизни во плоти, страдания и спасительной смерти и происшедшего отсюда искупления миру".

    На практике христианское искусство IV-VI вв. либо продолжало использовать некоторые привычные, существовавшие уже в катакомбах изображения, либо же брало за основу сюжеты и композиции искусства римского. Важнейшие заимствования были сделаны из римского официального императорского искусства. Это было тем более логично, что за основу архитектурной формы храма был взят тип светского общественного здания – базилики, предназначенной у римлян для судопроизводства, деловых и политических собраний.

    С самого начала важнейшим местом для размещения изображений в храмах-базиликах стал свод алтарной апсиды, к которой устремлялись взгляд и движение каждого вошедшего внутрь человека.

    Одним из первых христианских сюжетов, занявших свод апсиды, стала сцена «Traditio Legis» (Даяние закона). В римском искусстве эта сцена изображала императора, возводящего в должность чиновника. В том же мавзолее Констанцы сохранились две мозаики середины IV века, основанные на этой композиции.

    На первой из них представлен восседающий на шаре Христос, изображенный таким образом как Космократор, Владыка всего мира. К Нему в церемониальной позе подходит пророк Моисей, принимая полой своей одежды из рук Христа свиток закона. Десять стоящих вокруг них пальм намекают на десять заповедей.

    На мозаике другой апсиды к стоящему Христу подходят апостолы Петр и Павел. Господь с поднятой в жесте триумфатора рукой стоит над горой, из которой истекают четыре райские реки (Бытие. 2: 10-14). К сожалению, мозаики пострадали от времени, лица на них подверглись в результате ремонтов сильному искажению.

    Иной, наиболее значимой темой алтарных мозаик стала эсхатология. В этом выразилось горячее ожидание второго пришествия Христа, особенно свойственное ранней Церкви.

    Мозаика в апсиде римской церкви Санта Пуденциана, выполненная на рубеже IV-V вв., представляет второе пришествие Христа.

    В центре изображен Господь в золотых одеждах, восседающий на престоле как Владыка и Судья. По сторонам от Него полукругом восседают апостолы, из которых сразу узнаются Петр и Павел, над головами которых некие женщины (персонификации) держат лавровые венки. Апостолы, являющие собой всю полноту Церкви, восседают на престолах согласно словам Евангелия: «...в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28).

    Вся сцена представлена на фоне города - Небесного Иерусалима (Откр. 21). В небе, покрытом голубовато-бело-алыми облачками, парит победоносный Крест, по сторонам которого представлены четверо крылатых существ – человек, лев, телец и орел. Явившийся в небесах Крест украшен золотом и драгоценными камнями. Это – знак победы, а не страстей. Подобные изображения восходят к кресту, явившемуся в видении императору Константину и установленному им в качестве памятника своей победы над Максенцием. Цветные, как бы освещенные зарей облака стали распространенной деталью эсхатологических композиций, а животные, взятые из видения пророка Иезекииля (Иез. 1), указывают на то, что перед нашими глазами происходит теофания – явление Бога.

    В другом римском храме, посвященном святым мученикам Косьме и Дамиану, на мозаике VI века представлен грядущий, как бы спускающийся к нам по лестнице из облаков, Христос.

    Правая рука Господа поднята в приветственном, триумфаторском жесте. Апостолы Петр и Павел, положив руки на плечи мучеников, представляют их Христу. Святые, как и положено при встрече римского триумфатора, подносят Господу в дар венки, держа их почтительно в покровенных руках.

    Замыкают композицию святой Феодор в патрицианской одежде так же с венком в покрытых руках и папа Феликс с моделью построенного им храма в руках. Изображение папы было позднее переделано и выделяется свойственным новому времени натурализмом.

    Другим сюжетом для изображений в алтаре было Преображение Христа, так же понимаемое как теофания. Сохранились два знаменитых примера этой сцены в двух различных концах христианского мира. Оба изображения созданы в VI веке.

    В базилике Сан Аполлинаре ин кляссе в итальянской Равенне в своде апсиды изображен райский сад. В золотом небе над ним, покрытом теми же цветными облачками, в наполненной звездами небесно-голубой сфере явлен победоносный, торжествующий Крест. Приглядевшись, можно различить и небольшой, помещенный на перекрестии лик Христа. Буквы Альфа и Омега так же относятся ко Христу (Откр. 22: 13) и не оставляют сомнений, что окруженный круглой славой Крест является символическим изображением самого Господа. Сам по себе мотив круга или небесной сферы прочно войдет в христианское искусство. Благодаря часто встречающейся его миндалевидной форме он получит название – мандорла. В иконописи этот мотив сделается исключительным атрибутом самого Христа или Богоматери, держащей Сына на руках. Обозначая прежде всего божественную славу, сфера так же указывает на явление иного, горнего мира.

    Парящие в облаках пророки Илья и Моисей не оставляют сомнений в том, что это именно Преображение. Спускающаяся сверху над сферой рука, обозначающая Божественную десницу, указывает на глас Бога-Отца (Мф. 17: 5). Снизу можно увидеть трех овечек, являющихся аллегорическим изображением апостолов. Другие овцы, числом двенадцать, стройным рядом подходят к фигуре святого епископа Аполлинария, изображенного снизу по центру в позе оранта – молящегося.

    Совершенно иначе представлено Преображение на мозаике в базилике монастыря св. Екатерины на горе Синай, исполненной присланными из Константинополя мастерами.

    Здесь изображение строгое, лаконичное и можно сказать «историческое». В нем нет никакой иносказательности, но осталась символичность, помогающая передать сверхъестественную суть происходящего. Фактически, это уже пример зрелого церковного искусства. По такому пути пойдет в будущем вся православная иконопись.

    На сплошном золотом фоне, исключающем намек на чувственную реальность, в сияющих белых одеждах представлен окруженный мандорлой Христос и беседующие с Ним Илья и Моисей. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, а в Его нимбе, что сделается впоследствии общепринятым, изображен крест. Снизу представлены павшие ниц апостолы, двое из которых воздели в удивлении и созерцании руки. Петр же лежит под ногами Христа, образуя как бы основание, в чем можно усмотреть аллюзию на евангельские слова: «Ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18).

    Возвращаясь к теме ветхозаветных прообразов, следует вспомнить еще одно изображение V века, сохранившееся в маленьком храме монастыря Осиос Давид в Салониках.

    Здесь богоявление представлено близко к тексту книги пророка Иезекииля (Иез. 1, 2), который изображен тут же с краю композиции, прислушивающийся к Божию гласу. Симметрично ему с другой стороны сидит пророк Аввакум.

    В центре в сверкающей сфере на радуге восседает торжественно поднявший руку Христос, левой рукой Он показывает развернутый свиток с надписью: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ис. 25:9). Христос изображен юным и безбородым, что было весьма распространенным уже во фресках катакомб. Впоследствии такой тип войдет в иконопись под названием Спаса Эммануила (Мф. 1: 23). Как и изображение Христа Ветхого Днями (т. е. старца), этот образ указывает на вечность Христа, еще до воплощения являвшегося в видениях пророкам. Из-под ног Христа проистекают четыре райские реки, напоминающие слова Апокалипсиса: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22: 1). С четырех сторон окружающей Христа славы выглядывают четверо крылатых животных, держащих на этот раз кодексы Евангелий.

    Помимо центральной композиции в своде апсиды базилики украшались изображениями на обрамляющей апсиду триумфальной арке и стенах центрального нефа. Об этих циклах, заключающих в себе ветхозаветные и евангельские сцены будет, сказано позднее.

    Базилики, как уже отмечалось, не были единственным типом христианских построек. Уже с IV века возникает ряд центрических купольных зданий, живописное оформление которых тем более важно, так как впоследствии именно купольный тип зданий станет преобладающей формой храма в византийской и шире – православной архитектуре.

    Продолжение следует...



    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта