Главная » Проектирование » Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман. Конспект занятия в сенсорной комнате Занятия в сенсорной комнате

Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман. Конспект занятия в сенсорной комнате Занятия в сенсорной комнате

Наталья Ефтифеева
Конспект занятия в сенсорной комнате «Здравствуй, волшебная комната»

Конспект занятия в сенсорной комнате

«Здравствуй , Волшебная комната »

Цели : знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты , формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям , установление доверия между психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Задачи :

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального фона;

3) развитие коммуникативных умений;

4) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

5) развитие памяти, речи, оригинальности мышления.

Используемое оборудование : сухой душ, сенсорная тропа , пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, массажные мячики, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование, висящая система «Мелодичный звон» , панно «Звёздное небо» .

Ход занятия.

Вводный этап занятия

1. Приветствие. Знакомство.

Психолог : «Здравствуйте , ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место . На каждом занятии нас ждет увлекательное путешествие в необычные миры. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся необычными и волшебными ».

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель : создание благоприятного психологического климата в группе, формирование мотивации к общению.

Психолог : «Ребята, прежде чем отправится в путешествие по волшебной стране , давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро» .

Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты , который будет всегда нам помогать. Далее ведущий представляет игрушку-хранителя мира сенсорной комнаты : «Ребята, это домовёнок Шуня, он знает все, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок, домовёнок Шуня будет нас встречать и провожать на каждом занятии . Давайте поздороваемся с Шуней».

Дети рассматривают домовёнка Шуню, гладят его, знакомятся с ним.

Цель : оценка эмоционального состояния в начале занятия .

Психолог : «Ребята на каждом занятии в начале и в его конце мы будем заполнять Дневник настроения. У каждого из вас он свой.

Психолог : «Из трёх представленных эмоций вам нужно выбрать ту, которая отражает ваше настроение сейчас, в начале нашего путешествия, и приклеить её в свой дневник настроения».

Красный цвет Я ДОВОЛЕН, НАСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЕ.

Зелёный цвет НАСТРОЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ, МНЕ ВСЁ РАВНО

Синий цвет МНЕ ГРУСТНО, НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ

2. Коррекционно-развивающий этап занятия .

Ритуал входа.

Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

Цель : стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

Ведущий говорит ребятам о том, что Шуня покажет им, какие чудеса живут в Волшебной комнате , и показывает веселую дорожку (сенсорная тропа , которая не даст заблудиться в этом путешествии. Но вам нужно произнести волшебные слова :

Психолог :

Друг за другом мы пойдем,

Ощущенья назовем,

В комнату чудес войдем .

(Дети называют каждый по три ощущения, которые испытывают ножки) .

Психолог : «Ребята, для того чтобы попасть в волшебную комнату , нужно открыть, что, как вы думаете»? Ответы детей.

Психолог : «Верно, нужно открыть дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек . К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?»

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

Цель : укрепление физиологического дыхания у детей, тренировка силы вдоха и выдоха.

Психолог : «Правильно! Молодцы! Надо на него подуть. Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой. Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот».

Дети выполняют.

Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

Цель : стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Психолог : «А теперь ребята вам предлагается представить, что это волшебный дождь , который смывает все страхи, обиды и переживания».

Психолог : Наш друг домовёнок Шуня очень рад, что мы пришли к нему в гости и просит нас пройти дальше. Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. Пока мы шли в комнату , мы устали. И Шуня предлагает нам отдохнуть и отправиться в морское путешествие. Для этого нужно лечь на пуфики и внимательно посмотрим ролик.

Визуализация «Морское путешествие»

Цель : общая релаксация, выработка положительного настроя.

Детям предлагается лечь на мягкие напольные пуфы и показывается релаксационный ролик «Морское путешествие»

Так приятно расслабляться,

Но пора всем просыпаться.

Хорошенько потянитесь!

И друг другу улыбнитесь!

Пошевелите руками, ногами, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно встаньте.

Анализ :

1. Как себя чувствуете?

2. Удалось ли расслабиться?

3. Что вас впечатлило в увиденном?

Пальчиковая гимнастика («Осьминог» , «Дельфин» ).

Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Психолог : «Ребята, посмотрите, что вы видите? Верно, это бассейн, но это необычный бассейн. В этом бассейне живут морские обитатели. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это :

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо.? (Осьминог) .

Психолог : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию) .

Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

Психолог : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски

Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами :

Я сам себя не узнаю :

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Посмотрите, на горизонте появился следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого :

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн :

Любит поиграть. (Дельфин) .

Психолог : Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей) . Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Ребята, давайте изобразим дельфинов. Сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Упражнение «Волшебные мячики » (с использованием сухого бассейна и массажных мячей) .

Цель : развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

Психолог : Кто ещё нас ожидает на морском дне?

Ты попробуй взять меня :

Я колюсь, как ёжик.

Круглым вырос я, друзья,

И совсем без ножек.

Я живу на дне морском

Там, где очень тихо.

Звёзды движутся ползком,

А вот рыбки - лихо. (Морской еж) .

Давайте их найдём в нашем бассейне.

«Ребята, а сейчас давайте найдём в нашем бассейне морских ежей. Возьмите каждый по – волшебному шарику . Это и есть морской ёж.

Ёжик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)

А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) Дети выполняют.

А теперь я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Дети выполняют.

Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в бассейн. Ребята, давайте помашем морским обитателям и продолжим наше путешествие. Дети кладут мячики обратно.

Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

Цель : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

Психолог : «Ребята, вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный , как все предметы находящиеся в этой комнате , он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен» . Я называю цвет и как только в аквариуме загорится названный цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Дети выполняют.

Психолог : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды? Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную ночь.

Релаксация «Чудесная ночь» (с использованием пано «Звездное небо» ).

Цель : снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши ручки отдыхают

Ножки тоже отдыхают,

Глазки тоже отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем .

Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно.

Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Обсуждение :

1. Как себя чувствуете?

2. Удалось ли расслабиться?

Упражнение «Пожелания»

Цель : развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Психолог : «Ребята, я предлагаю вам всем вместе написать на нашем песочном столе пожелания для хозяина волшебной комнаты домовёнка Шуни . Что бы вы хотели ему пожелать?» Дети выполняют.

Ритуал выхода : дети выходят по сенсорной тропе .

3. Заключительный этап занятия .

1. Рефлексия занятия . (Получение обратной связи от участников группы) .

Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

Понравилось занятие или нет ?

Какие упражнения вам понравились больше всего?

Психолог : «Путешествие подошло к концу. Возвращаться мы будем по нашей волшебной тропинке » (прохождение по сенсорной тропе ) .

Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

Цель : оценка эмоционального состояния в конце занятия .

Психолог : «Ребята, сейчас, в конце нашего занятия , мы вновь вернёмся к нашим дневникам и заполним их» (заполнение Дневников настроения)

Ритуал прощания. Дети становятся в круг и берутся за руки. Произносятся слова : “До новых встреч”. Детей прощаются с игрушкой-хранителем таинственной комнаты Домовёнком Шуней .

, учитель-логопед

Функции сенсорной комнаты. Работа учителей-логопедов по релаксационной и активационной коррекции детей в сенсорной комнате. Конспекты занятий по возрастам.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которой способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий мы используем различную методическую литературу. Но в предложенных играх не ищем готовых рецептов, педагогам предоставляется возможность для самостоятельного творчества. Занятия в раннем возрасте проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах, что снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации детей, их эмоциональных реакций. Работа в сенсорной комнате с дошкольниками направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. При работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику. Тревожным детям на занятиях следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому. Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние детей через соответствующие органы чувств. На занятиях мы используем классические музыкальные произведения. По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, и “Октябрь” из цикла времена года и др. К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта — первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П.Чайковского — вальсы из балетов, тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М.Глинки “Романсы”; А.Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Вашему вниманию предлагаются конспекты занятий в сенсорной комнате для детей разных возрастных групп с ОВЗ.

Конспекты занятий

“Путешествие в сказочную страну” (I младшая группа).

Цель: Закреплять знания о зиме, обогащать и активизировать словарный состав (глаголы — строить, взяли, прилагательные — белый, холодный, пушистый).

Формировать интонационную выразительность речи в беседе о зиме, о диких животных, упражнять в употреблении словосочетаний по схеме “имя существительное + глагол”, учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, используя односложные (дом, снег), двусложные (медведь, зайка) слова, совершенствовать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения и созданию положительного эмоционального фона, развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Воспитывать умение вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать настроение музыки.

Оборудование: сухой бассейн, зеркальный шар, тактильные дорожки с различными видами наполнителей и покрытия, снежки (белые шары), ватные шарики (снежинки), сюрпризная коробка, волшебная палочка, шапочки зайчат, игрушки животных, пузырьковая колонка (печка), магнитофон, конфеты.

Ход занятия:

Организационный момент. Создание психологического комфорта.

Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома “Времена года”.

Логопед: Проходите, малыши. Я рада вас видеть, ребята (каждого ребенка берет за руку, улыбается ему). Мы с вами попали в сказочную комнату. Давайте поиграем.

— 1, 2, 3, волшебная палочка, деток в зайчиков преврати (надеваются шапочки).

Кто мы теперь с вами?

— А теперь на меня внимательно смотрите и слушайте.

Стихотворение о зиме (включается зеркальный шар):

Вот зима. Кругом бело – много снега намело.

— Посмотрите, все кругом белым-бело, много снега намело. Как красиво падает снег!

— Снег, какого цвета?

— А какой снег еще, если взять его в ручки? Холодный или теплый?

— Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем в снежки. Из коробки с цветными шарами выберите только белые шарики. Начнем игру. Будем бросать снежки далеко вперед. Хорошо зимой. Деткам зимой на улице весело, смешно. Ребята, вам понравилось играть в снежки?

Упражнение на дыхание “Снежинки” (используется вращающийся зеркальный шар).

Идет снегопад. Падают, падают снежинки на лапки нашим зайчикам. Что падает вам на лапки? Давайте сдуем снег. Мы сдуем снежинки сначала тихо: Ф-ф-ф, потом подуем на них, как ветер, сильно: В-в-в.

Релаксация в сухом бассейне. Мягкий, пушистый снег лежит везде: на крышах, на дорожках, на земле. Зайчики, вы хотите посидеть на снегу. Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики. Зайкам хорошо, мягко, тихо и уютно.

Замерзли ли наши зайки? Нужно нам до домика по дорожке дойти. Садимся на кресла – пуфики и снимаем обувь.

Хождение по тактильной дорожке. Садимся на кресла – пуфики и обуваем сандалики.

Теперь нам надо согреться в домике. Но домик у нас только один. Построим домики для всех зайчат. Что мы построим для зайчиков?

Пальчиковая гимнастика (дети слова проговаривают вместе с логопедом).

Пила, пила пили быстрей,
Мы строим домик для зверей.
Там белый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

Артикуляционные упражнения: У нашего домика окошки открываются и закрываются. Покажите зайчики ротиком, как они открываются, а потом закрываются. Вокруг нашего домика стоит заборчик. Покажите ваши белые зубки. В домике тикают часики: тик-так.

Покажите язычком, как тикают часики.

Релаксация “ У печки”.

В нашем домике есть печка. Подойдем к печке, ее огоньки освещают и согревают нашу комнату. Сядем возле нее, будем смотреть на пламя и слушать, как оно горит. Как спокойно и тепло зайчикам. Очень хорошо.

Я для вас приготовила сюрпризы. Кто из вас отгадает загадку, тот получит его.

Отгадывание загадок.

— Кто зимой холодной спит в берлоге?

— Кто зимой бегает по лесу злой и голодный?

— Хитрая плутовка, рыжая головка, зайчиков пугает, зайцев догоняет?

Вот мы и побывали с нами в зимней сказке. Вам понравилось, ребятки? Дети: Да!

“Знакомство с волшебной комнатой” (II младшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для коррекции эмоционально-волевой сферы детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Коррекционно-образовательные: формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание; развивать оптико-пространственные функции: воспитывать навык фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта; уточнить артикуляцию звука [с]; развивать артикуляционный аппарат; развивать мелкую моторику; формировать грамматический строй речи; повторить порядковый счет до 5; снять психоэмоциональное напряжение.

Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение; развивать произвольное внимание; развивать зрительное восприятие; развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия.

Материалы и оборудование:пузырьковая колонна, тактильные дорожки с различными видами покрытия, сухой бассейн, цветные лотки, люминесцентный шнурок, зеркальный шар, датчик движения, УФО лампа, CD с музыкой, пуфики, “звездный дождь”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. — Ребята, хотели бы вы попасть в волшебную комнату? Тогда нам надо превратиться в волшебников. Готовы? (Слова заклинания)

2. — Ребята, перед вами ручеёк, но что-то с ним случилось, не слышна его песенка. Чтобы его расколдовать, нужно спеть песенку водички (отрабатывается изолированное произношение звука [с]).

— Молодцы, вы расколдовали ручеёк! Послушаем, как он журчит, полюбуемся на рыбок! (включается пузырьковая колонна)

3. — Дальше наш путь лежит через болото к волшебному озеру. Там нам нужно найти волшебные камушки, чтобы расколдовать волшебный лес. Пойдем осторожно по кочкам, чтобы не утонуть в болоте! (Идут по тактильным дорожкам)

4. — Мы пришли к озеру. Здесь нас встречают лягушки (выполняется упр. “Лягушки”). Посмотрите, сколько тут много волшебных камешков. А теперь соберем их в лоточки. Алеша, положи синий камушек в синий лоточек. Лиза, положи зеленый камушек в зеленый лоточек. Маша, положи желтый камушек в желтый лоточек. Наташа, положи красный камушек в красный лоточек. Молодцы! Посчитаем, сколько всего у нас камушков! (Дети считают: один камушек, два камушка, три камушка, четыре камушка, пять камушков).

5. — Сейчас мы возьмемся за волшебную веревочку и окажемся в сказочном лесу (используется люминесцентный шнурок). Вот мы оказались в сказочном лесу! Посмотрите как много вокруг листьев, настоящий листопад! Давайте попробуем поймать листочки! Ой, они от нас улетают! (включается датчик движения).

6. Релаксация. Мы устали, отдохнем! Полежим, послушаем музыку (включается зеркальный шар и музыка).

7. Вот и пора нам возвращаться (дети проходят по тактильной дорожке). Мы подходим к волшебному дереву мудрости. Потрогаем осторожно его веточки. Теперь мы стали более здоровыми, сильными и умными! (Включается “Звездный дождь”)

8. Итог занятия. Молодцы, ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Вы настоящие волшебники! А теперь нам пора возвращаться в группу (произносятся слова заклинания).

“Зима” (средняя группа).

коррекционно-образовательные: Обобщение и закрепление знаний детей о зимнем периоде; развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане; использовать предметы-заместители;

коррекционно-развивающие: воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение; чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки; развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развивать общую моторику; развитие психических функций; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

Оборудование:колонна пузырьковая, тактильная дорожка с различными видами покрытия, сухой бассейн, зеркальный шар, CD с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”, контейнер с меховыми карточками коричневого, рыжего, серого, белого цветов, белое покрывало.

Ход занятия:

Организационный момент: — Сегодня мы будем играть ребята. Посмотрите, наша сенсорная комната превратится в зимний лес(включается зеркальный шар). Давайте оглядимся. Что вы увидели? (Дети отвечают). Падает снег.

I. Основная часть.

— Давайте по заснеженным дорожкам пройдем в лес.

(Дети проходят по тактильной дорожке).

— Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю снежным покрывалом. (Закрывает бассейн белым покрывалом).

— Наступила зима. Посмотрите, какие кучи снега навалило (сухой бассейн), как они называются, помните? (Ответы детей)

— Ах, как много снега, и какой он холодный! А еще как можно сказать?

Снег, какой? (Ответы детей)

— Давайте, слепим снежные комочки. А как еще можно играть зимой?

Какие еще бывают зимние забавы? (Ответы детей)

— А можно и просто сходить в зимний лес, посмотреть, какой он.

— Какие деревья зимой? (Ответы детей)

— Давайте выставим руки как веточки из снега. Мы превратились в деревья.

— Снег нападал на нас, покрыл наши ветки. (Кладет детям в руки шарики)

— Подул ветерок, и сдул снег. (Дети сбрасывают шарики)

— Какие животные живут в лесу? (Ответы детей).

— Где же сейчас медведь? (Ответы детей)

— Спит в берлоге. Давайте покажем, как медведь спит в берлоге, под снегом (дети зарываются в шарики в сухом бассейне). Как в берлоге спится медведю? (Ответы детей) И проснемся мы только весною (дети выходят из бассейна).

— А кто остался в лесу? Лиса, заяц, волк, белка. Холодно зимой в лесу, но они не замерзнут. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

(Работа с тактильными карточками)

— Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пора возвращаться домой. Ах, как завалило дорожку снегом. Придется взять лопаты и расчистить ее (дети совершают действия с воображаемыми предметами, проходят по тактильной дорожке).

— Раз, два. Все, дорожка свободна, заходите в дом. Можем мы сразу проходить в комнаты? Конечно, нет. Что мы забыли сделать? Верно, раздеться. Снимем теплую одежду. Расскажите, какую? (Ответы детей)

— Можно проходить в комнату. (Включается пузырьковая колонна)

— А у нас уже горит камин. Он похож на маленькую печку, внутри которой горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на наши кресла и будем смотреть на пламя. Какой огонь? Тепло вам?

— Давайте послушаем музыку. Если слушать внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и тепло у камина, как потрескивает огонь.

Но вдруг из-за окна донесется свист вьюги, завывание ветра.

Понравилось вам наше путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, гуляли по лесу, чистили дорожки у дома, грелись у огня и слушали музыку.

“Волшебное путешествие” (старшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

коррекционно-образовательные: закрепление представлений о лете; уточнение, расширение, активизация словаря (бежит, журчит, шумит, бурлит, длинная, пятнистая, веселая); совершенствование грамматического строя речи (существительных с глаголами, согласование существительных с числительными);

коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развивать общую моторику;

— развитие психических функций; способствовать снятию психо-эмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование:колонна пузырьковая, тактильная дорожка с различными видами покрытия, мягкая игрушечная змейка, сухой бассейн, зеркальный шар, две корзинки, шнурочки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Ребята, вы хотите оказаться на берегу теплой реки?

— Давайте станем ручейками и побежим к речке (автоматизация звука [c])

(Дети заходят в сенсорную комнату, включается пузырьковая колонна, Звучит музыка “Шум воды”).

II. Основанная часть:

— Посмотрите, мы догнали еще один ручеек. Давайте понаблюдаем за ним.

— Что делает ручеек? (Ответы детей: бежит, журчит, пузырится, шумит)

— Послушайте ручеек и скажите, что он делает? (Ответы детей)

— Ой, а кто нас здесь встречает? (Появляется змея-мякиш)

— (Дети – змея)

— Змея, какая? (Ответы детей)

— У змейки есть волшебные светящиеся шнурочки, и она предлагает вам из них что-нибудь сделать. (Дети из шнурков делают различные фигуры)

— Змейка приглашает нас погреться в лучиках солнечного света. (Включается зеркальный шар)

— Посмотрите, вокруг нас солнечные зайчики, а на что они похожи? (Ответы детей)

— Посмотрите они бегут по вашим щечкам, по вашим ручкам, ушкам, ножкам. Давайте поймаем их ножками (дети ловят), а теперь ладошками.

— Змейка приглашает нас искупаться в теплой речке, а дойти до нее нужно по дорожке.

(Дети идут по тактильной дорожке, подходят к сухому бассейну)

— Заходите в речку. Вода теплая и приятная. Нам хорошо и тепло.

— А на дне речки разноцветные камушки. Давайте соберем их.

(Каждому ребенку дается задание собрать свое количество камушек, и разложить в корзинки при этом посчитав их)

— Долго мы с вами купались, а теперь выходите погреться на солнышке.

— Ложитесь на коврик и погрейтесь в лучиках солнечных зайчиков.

релаксация: (включается шум воды) закройте глазки и представьте, что вы лежите на берегу реки, на теплом песочке. Солнечные зайчики согревают ваши щечки, ручки, ножки. Мягкий, теплый ветерок раздувает ваши волосы и щекочет щечки. Мы слышим, как шумит рядом речка. Шум воды тихий и спокойный. Вам хорошо, спокойно и тепло.

III. Итог занятия.

— Вам понравилось?

— А теперь пора возвращаться домой.

— Давайте попрощаемся со Змейкой и пообещаем ей, что обязательно еще придем в гости.

“Космос” (подготовительная к школе группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

коррекционно-образовательные: уточнить, расширить представления детей о космосе;

коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развивать общую моторику; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: УФО лампа, мягкие пуфики, зеркальный шар, датчик движения, “Калейдоскоп”, панно “Звезды”, “Звездный дождь”, тактильная дорожка.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Друзья, вы хотите, отправится в космическое путешествие?

— Включаем моторы (автоматизация звука [Р]), полетели.

(Заходим в сенсорную комнату, включена УФО лампа)

II. Основная часть:

— Посмотрите наверх, вперед. Что вы видите?

(Ответы детей). (Включается зеркальный шар)

— Звезды вокруг нас. Представьте, что мы тоже звездочки и нам надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними поиграть.

— Потянемся лучиком правой руки, лучиком левой руки. Потянемся лучиком правой ноги, левой ноги.

— Подружились! А теперь звезды хотят с нами поиграть в игру “Найди звезду глазами”. Мы должны стоять тихо и искать красную звезду только глазами (включается датчик движения – хлопаем по очереди, отвечаем полными ответами). (Включается “Калейдоскоп”)

— Пока мы играли, не заметили, как приблизились к солнцу. Давайте присядем и понаблюдаем за ним.

— Солнце, какое?

— Но подлетать к солнцу нельзя. А вы знаете почему?

— Правильно. Поэтому по звездной дорожке мы отлетим немножко (идем по тактильной дорожке).

(Включается “Звездный дождь”)

— И попали мы под звездный дождь. Давайте ощутим звездные потоки. Вы чувствуете, как звездный дождь наполняет вас космической энергией? Вам уютно, приятно и тепло.

— Мы пролетели звездный дождь.

— Вам понравилось путешествовать в космосе?

— А теперь нам пора возвращаться на нашу прекрасную планету “Земля”. Включаем моторы. Полетели (автоматизация звука [Р]).

Занятия в сенсорной комнате положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей. Необходимо учитывать, что для получения стойких улучшений подобные занятия должны проводится регулярно.

Испокон веков самой огромной ценностью для любого человека было собственное здоровье, здоровье его близких. Не зря в народе говорили: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял». Здоровье ребенка - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных характеристик, адаптационных и компенсаторных реакций в процессе развития.

Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем регионе медицинскими специалистами, показывает, что количество полностью здоровых детей, обучающихся в школе, стремительно снижается, растет процент учащихся, имеющих нарушения зрения, осанки, плоскостопие, проблемы желудочно-кишечного тракта и так далее. Такая же тенденция наблюдается и в дошкольных учреждениях.

Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Таким дошкольникам трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. Встречаются воспитанники с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, «тревожные» дети, имеющие проблемы вступления в контакт со сверстниками и взрослыми.

Сталкиваясь с детской агрессией, гиперактивностью, трудностями в общении, родители и педагоги часто теряются, не зная, как правильно себя вести, как помочь ребенку.

А ведь таких детей с каждым годом все больше и больше. Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные. Вот только некоторые из них:

  • Климатические условия Крайнего Севера: недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, короткое и зачастую холодное лето, излишек света в летний период (белые ночи), резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха (иногда на 15-20 градусов в сутки), недостаток ярких природных красок, большое содержание железа в воде и многое другое.
  • Социальные условия. Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда, в страхе потерять работу, мамы вынуждены оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь, что также негативно влияет на соматическое и эмоциональное здоровье ребенка.
  • Технологизация жизни. Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за
    компьютером, а известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов, на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста.

Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так, четыре года назад в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание и занятия в сенсорной комнате способствуют:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • нормализации нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  1. релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
  2. активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные
    мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки.

Как для релаксации, так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.

Релаксация (от лат. relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны: в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение, и наоборот.

Польза от систематических сеансов релаксации признана современной медициной. Доказано, что регулярная релаксация меняет химию организма: во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие
настроение. Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка и разнообразные световые
эффекты. Звездная сеть, прикрепленная к потолку, позволяет создать эффект ночного неба, на котором с разной
периодичностью появляются маленькие звездочки. С помощью цветодинамического прожектора на потолке или стене проецируется световое пятно с плавными переливами приятных и успокаивающих цветов, завораживающее своей красотой не только детей, но и взрослых, создающее ощущение волшебства. Направленный луч света на зеркальный шар, расположенный на потолке, создает эффект медленно плывущих солнечных зайчиков, что приковывает внимание детей, позволяя лучше расслабиться.

Кроме мягкой среды сенсорная комната оснащена звуковой средой. В нее входит висящая система «Мелодичный звон», которая используется для звукотерапии: приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации.

Основным приемом в моей работе с детьми является тренировка дыхания.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха - несколько минут. Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Изменяя осознанно тип, глубину, ритм, частоту и уровень дыхания, можно воздействовать практически на весь организм.

Существует три основных типа дыхания. Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл:

  1. верхнее дыхание (ключичное);
  2. среднее дыхание (реберное, или грудное);
  3. нижнее дыхание (брюшное, или диафрагмальное).

Верхнее дыхание. Дыхание этого типа, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи. При этом используется только верхняя часть легких, следовательно, в легкие входит лишь наименьшая часть воздуха из возможного объема. Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения.

Среднее дыхание. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Этот тип дыхания исключительно неэффективен,
поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость, кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

Нижнее, или диафрагмальное дыхание. При диафрагмальном дыхании легкие имеют больше свободы действия,
воздуха они могут поглотить больше. Диафрагмальное дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы и является, как показывают многие исследования, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Именно его мы отрабатываем на каждом занятии.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям. Известно, что дыхание является одним из самых известных методов борьбы со стрессом. Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует состояние психики. Снижение активности коры головного мозга приводит к снижению уровня мышечной активности.

Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят:

  • сухой душ,
  • сенсорная тропа для ног,
  • массажные мячи,
  • валики.

С помощью данного оборудования дети получают легкий массаж ног, рук, спины.

Известно, что массаж - это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека. Массаж в переводе с различных языков означает «прикосновение». Для детей он является неотъемлемой частью успешного физического и нервно-психического развития. Детские врачи считают, что массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка, ведь он способствует снижению уровня гормонов, вызывающих стресс, укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка.

Массаж для детей приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Даже при легком поглаживании огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга. Массируя ладони малыша, мы стимулируем центры речи.

Поэтому упражнения с различными массажерами включены во все занятия в сенсорной комнате:

  • хождение по сенсорной тропе в разном темпе,
  • разнообразные игры в сухом бассейне,
  • упражнения в сухом душе,
  • гимнастика для рук,
  • легкий массаж спины мячиками, валиками.

Занятияв сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.

В нашем детском саду проводятся подгрупповые психопрофилактические занятия с детьми 5-7 лет. Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей.

Конспект занятия в сенсорной комнате ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ

Задачи занятия в детском саду:

  • Знакомство детей с сенсорной комнатой;
  • развитие познавательной сферы;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
  • развитие навыков общения;
  • обучение навыкам релаксации.

Материалы и оборудование для занятия в детском саду:

  • Сенсорная тропа,
  • система «Мелодичный звон»,
  • сухой бассейн,
  • массажные мячики (по количеству участников),
  • модули,
  • маты,
  • пузырьковая колонна,
  • звездная сеть,
  • зеркальный шар,
  • цвето-динамический прожектор,
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия в детском саду:

Воспитатель предлагает детям снять обувь и построиться перед сенсорной тропинкой. Звучит спокойная музыка.

Психолог: — Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в волшебную комнату. Для того чтобы в нее попасть, нужно пройти по тропинке. Медленно переступаем с одного элемента на другой. Постарайтесь почувствовать, что находится у вас под ногами. Прислушайтесь к своим ощущениям. (Дети выполняют.)

— Итак, мы с вами добрались до невидимой двери в волшебную комнату. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек (перед детьми висит система «Мелодичный звон»). К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

Дети: — Надо на него подуть.

Психолог: — Правильно! Молодцы! Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой… Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. (Дети выполняют.)

— Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот. Молодцы! Наша дверь открылась. Проходите, ребята, дальше по тропинке. Посмотрите, мы с вами оказались перед необычным бассейном (сухой бассей), на дне которого для вас спрятаны «секретики». По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету. (Дети достают массажные мячики.)

— Молодцы, какие вы ловкие ребята. Присаживайтесь. Давайте посмотрим, что же за секретики вы нашли?

Дети: — Это разноцветные мячики.

Психолог: — А для чего они нужны?

Дети: — Для массажа.

Психолог: — Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. (Дети выполняют.) А теперь я предлагаю
встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас.
Прокатываем мяч по всей спинке. (Дети выполняют.) Приятно делать массаж? Замечательно, давайте сложим мячики
в корзинку. (Дети выполняют.)

— Посмотрите, перед нами необычная полянка, а на ней происходит какое-то волшебство. Давайте присядем и внимательно рассмотрим волшебную колонну. Последите глазками, как воздушные пузырьки поднимаются снизу вверх. Обратите внимание, как вода меняет цвет. (Дети все вместе наблюдают за пузырьками.)

— А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий. Для этого нужно лечь на спину, закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.

Звучит релаксационная мелодия, включается цветодинамический прожектор.

— Глазки закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках.

Наши ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Наши ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…

Вдох и тихий-тихий выдох -
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох -
Тело словно в облаках…

Так приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И друг другу улыбнитесь!

— Пошевелите руками, ногами, откройте глаза и медленно встаньте. (Дети выполняют.) Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Психолог: — А теперь нам пора возвращаться в группу. Проходим по нашей тропинке, пять раз наступая на каждый элемент, дуем три раза на звоночек, закрывая дверь в волшебную комнату. До новых встреч!

Литература

  1. ВОЛНА. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / Сост. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. - СПб., 2003.
  2. Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». - СПб.: Речь, 2009.
  5. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. - СПб.: Альма, 2007.
  6. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб., 2008.

Форма: подгрупповая (4 ребенка 2 класса)

Цели: Развитие когнитивной сферы у детей и снятие эмоционального напряжения. Стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений.


Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Обучать способам поднятия настроения;
- обучать методам снижения эмоционального напряжения.

Коррекционно - развивающие:

Развивать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы;
- развивать поисковую и творческую активность;
- закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, цветоощущения.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитание коммуникативных навыков;
- развитие смелости и уверенности в себе, снижение тревожности;
- воспитание дружелюбного отношения друг к другу.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка.

Формы и методы: Песочная терапия, музыкотерапия, игровая терапия, релаксация, метод стимулирования интереса к занятию – создание ситуаций занимательности, наблюдение, проблемно-поисковый метод – отгадывание загадки.

Развивающая среда: Сенсорное оборудование: стол для рисования песком, с подсветкой; сенсорное панно «Тучка»; сенсорные дорожки.

Материалы. Игрушка сундучок, цветочки на каждого ребенка; звездочки на каждого ребенка, мелодия «В гостях у сказки», музыка релаксации «Пушистые облачка».

Планируемые результаты: развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; овладение методами снижения эмоционального напряжения.

Последующая работа: продолжать работу по снижению эмоционального напряжения и стимулированию сенсорного развития детей.

Ход психолого-педагогической деятельности

Дети и психолог становятся на ковре в круг.

Психолог: Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы не одни, у нас

много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно.

А теперь поздоровайтесь друг с другом, повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему, повторяйте за мной
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
А можно, я вас всех обниму? (психолог обнимает всех детей)

Психолог:

Ребята, сегодня мне очень нужна ваша помощь. Я хотела показать нашим гостям, какая красивая у нас комната. Но видите, что случилось? Она потеряла все краски, исчезло волшебство. Злой волшебник заколдовал ее. «Пока вы не выполните все мои задания, не докажете, что вы дружные, внимательные, активные, волшебство не вернется!»

Ну что вернем волшебство?

Тогда в путь. Нас ждет увлекательное сказочное путешествие! Задания мы найдем на волшебной поляне. Чтобы попасть на поляну, мы должны пройти по тропинке

(тактильная дорожка).

Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Что чувствуют наши ноги, что за тропинка ведет нас на поляну? (ответы детей).

Ну вот, мы и на поляне. (слайд)

(дорожки быстро убирают)

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка.

Кто сундучок открывает,

Тот задания выполняет.

Давайте посмотрим, что в сундучке.

(открываю, достаю цветы).

цветы прекрасно пахнут.

«Дыхательная гимнастика»

Раз – поднесли ладошку с цветком к носу и сделали глубокий вдох через нос.

Два – задерживаем дыхание.

Три – медленно выдыхаем через нос. (повторить 3 раза).

(массаж рук шишками).

Задание № 1

Покажите, где у вас ухо, а где нос.

(упражнение «Ухо – нос».)

И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.

Задание № 2 (отыскать звездочки).

Давайте найдем, где они спрятались? (дети подходят к песочнице). По очереди каждый ребенок находит звездочку в песочнице, раскапывая песок. Молодцы! Мы нашли все звездочки и расколдовали их. Давайте приложим звездочку и пальчиком по контуру обведем ее, убираем звездочку, что получилось? Звезда на песке (включаю подсветку). Мы расколдовали наш песочный стол.

Задание № 3

Как же помочь нашим рыбкам?

Игра "Хлопни - топни"

Цель: развитие способности к переключению внимания.

1 серия. Психолог называет ряд слов. Когда назовет слово обозначающее животное, дети должны хлопнуть в ладоши.

Предлагаемые слова: стол, вилка, карандаш, коза, дорога, чашка, береза, кот, малина, кровать, жираф, река, слон, медведь, тетрадь, лиса.

2 серия. Дети должны топать ногами, когда услышат слово, обозначающее посуду.

Предлагаемые слова: диван, кофта, тарелка, дуб, стена, автобус, ложка, шкаф, кастрюля, молоко, суп, книга, котлета, стакан.

3 серия. Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слово обозначающее животное и топать ногами, когда услышат слово, обозначающее посуду.

Предлагаемые слова: стул, корова, шапка, рябина, вилка, дрова, лошадь, елка, сковорода, кровать, белка, сосна.

Колонна с пузырьками загорается

Психолог: - Ой, ребятки смотрите, пузырьковая колонна загорелась, а в ней пузырьки волшебные, они у нас меняют цвет. Какого цвета пузырьки?

Дети: - красного, желтого, синего, зеленого

Психолог: - Так, с этим заданием мы справились, молодцы! Давайте посмотрим какое задание у нас впереди.

Задание № 4

А как же нам расколдовать наш звездный домик?

Для этого мы должны рассмотреть, что за животные спрятались на картинке?

Молодцы. Нам осталось совсем немного.

Задание № 5

Следующее задание – «Отгадай загадку» (психолог вынимает из сундучка листок с загадкой).

Там, где гордая гряда
Вниз срывается Вода
Со скалы спуститься рад
Вниз бесстрашный (Водопад.)

Стоит Стеной

Радугой цветной.

(Водопад.)

Мы отгадали загадку и расколдовали наш волшебный водопад (психолог включает фибероптический душ).

Психолог.

Посмотрите, какой перед нами водопад. Вы любите купаться? Тогда давайте подойдем поближе к водопаду. Рассмотрите его внимательно. Сколько в нём цветов?

Сегодня мы с вами преодолели нелёгкий путь и немного устали. Давайте смоем с себя усталость в струях этого водопада. Войдите в водопад, представьте, что вы стоите под струйками прохладной воды. Почувствуйте, как вода проходит сквозь вас и уносит с собой всё ненужное и плохое.

Вам понравилось купаться в нашем водопаде?

Что вы чувствовали, когда купались?

Задание 6.

Нам осталось расколдовать наше волшебное озеро. Для этого каждый из вас должен спасти из озера жителя сказочной страны.

Дети по очереди ищут мягкие игрушки. (включаю сухой бассейн).

Психолог: Молодцы, ребята! Мы так много выполнили заданий, расколдовали нашу волшебную комнату. Надо отдохнуть. Ложимся на отдых. Релаксация под музыку «Пушистые облачка».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска Детский сад № 17 «Ладушки»

Конспект занятия в сенсорной комнате

для детей среднего дошкольного возраста

Подготовил:

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Охременко А.А.

г. Нижневартовск, 2018 г.

Программное содержание:

  • Закрепить приемы саморегуляции, снятия психомышечного напряжения, эмоционального напряжения.
  • Закрепить навыки межличностного взаимодействия со сверстниками.
  • Продолжать развивать психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, визуальное, тактильно восприятие.
  • Воспитывать дружеские отношения в коллективе

Методы и приемы:

  • Упражнения.
  • Моделирование игровой ситуации.
  • Психомышечная тренировка.
  • Релаксация с использованием музыки.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие воображения.

Речевое развитие:

  • обогащение пассивного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Физическое развитие:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование:

  • Ноутбук, колонки.
  • Волшебный мешочек с фигурами
  • Конверты

Ход психолого-педагогической деятельности

Приветствие с помощью мячика с каждым ребенком.

Приветствие ладошками и пальчиками с каждым ребенком.

Ребята нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас есть возможность ее расколдовать. Нам даны задания и если мы с ними справимся, то постепенно комната будет пополняться волшебством. Ребятки поможем нашей комнате вернуть волшебство?

Задание 1.

Есть у меня волшебный мешочек, с волшебными фигурами, ваша задача выбрать себе фигурку, а вторую точно такую же найти в мешочке.

Только если все справятся, волшебство начнет возвращаться обратно в нашу комнату.

Загорается цветок

Ребята наш цветок снова стал волшебным, посмотрите, а кто сидит на лепестках нашего цветка? Давайте мы с вами попробуем поймать бабочку

(Бабочка )

Я в руку взял большой сачок

И долго поджидал

Но вот прыжок,

Но вот скачок

Я бабочку поймал

Я ей на крылышки подул

Немножко погрустил

Потом взглянул

Потом вздохнул

А после - отпустил

Задание № 2

Теперь наш путь лежит через волшебную дорожку (тактильная дорожка).

Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Что чувствуют наши ножки? (ответы детей).

Загорается дорожка

И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.

Задание № 3

Следующее задание - «Отгадай загадку»

С тучки, как из решета,
Кап-кап-капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?
(Дождик)

Мы отгадали загадку и расколдовали наш волшебный дождик (психолог включает панно «Дождик»).

Психолог. Обратите внимание, какие красивые светящиеся волокна, они мягкие, длинные. Какие они еще ребята? Ответы детей (светящиеся, разноцветные, красивые, приятные, нежные…).

А теперь поиграем.

Игра

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (бег на месте.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)

Задание № 4

Задание: Для того, чтобы расколдовать наш волшебный фонтан, нам нужно выполнить следующее задание.

Массаж спины «Дождь»

Дети встают друг за другом и выполняют следующие движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам

(хлопки ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек,

Нынче праздник у лягушек

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин

(закидывают удочку)

Психолог: Ребята, злой волшебник заколдовал даже наше волшебное дерево.

Задание № 3 (отыскать цветочки).

Психолог: Ребята, посмотрите, здесь не хватает цветочков. Давайте найдем, где их спрятал волшебник? (дети ищут цветочки по всей сенсорной комнате и возвращают на). По очереди каждый ребенок находит звездочку в песочнице, раскапывая песок. Молодцы! Мы нашли все звездочки и расколдовали их. (психолог включает панно «Космос»)

Задание № 4

Ребят, чтобы продолжить наш путь, вам надо переплыть наш необычный бассейн, а почему он необычный? В нем можно промокнуть? (по очереди дети переплывают бассейн)

Задание № 5

Игра "Хлопни - топни"

Цель: развитие способности к переключению внимания.

1 серия. Психолог называет ряд слов. Когда назовет слово обозначающее животное, дети должны хлопнуть в ладоши.

Предлагаемые слова: стол, вилка, карандаш, коза, дорога, чашка, береза, кот, малина, кровать, жираф, река, слон, воробей, тетрадь, петух.

2 серия. Дети должны топать ногами, когда услышат слово, обозначающее посуду.

Предлагаемые слова: диван, кофта, тарелка, дуб, стена, автобус, ложка, шкаф, кастрюля, молоко, суп, книга, котлета, стакан.

3 серия. Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слово обозначающее животное и топать ногами, когда услышат слово, обозначающее посуду.

Предлагаемые слова: стул, корова, шапка, рябина, вилка, дрова, лошадь, елка, сковорода, кровать, белка, сосна.

Загорается верхнее панно

Психолог: Молодцы, ребята! Мы так много выполнили заданий, расколдовали нашу волшебную комнату. Надо отдохнуть. Ложимся на отдых.

Релаксация под музыку

Психомышечное расслабление «Цветные краски»

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

Прощание с каждым ребенком с помощью мячика.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта