В народных пословицах яркое отражение нашли религиозные воззрения. Русские пословицы о Боге и вере многогранны. В них соединились языческие и христианские представления, вера в судьбу и суд божий: Чему быть, того не миновать. Все в мире творится не нашим умом, а Божиим судом . Пословицы, с одной стороны, олицетворяют покорность и веру во всемогущество Творца, но, в то же время, предостерегают: На Бога надейся, а сам не плошай. В царской России волю правителя приравнивали к воле божией: Все Божие да государево. Народ говорил: царь батюшка и царица матушка, себя же люди называли людьми божиими и государевыми. Вера в бога оказывала мощное влияние на жизненный уклад: Без Бога ни до порога, Материна молитва со дна моря вынимает. Многие пословицы напоминают по строению и смыслу библейские заповеди: Жить – Богу служить, Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
Интересно, что наряду с почтением бога существовали пословицы с жесткой критикой служителей церкви: Поповские глаза завидущие, а руки загребущие, Богу — слава, а попу — каравай сала . Остры и колки сатирические высказывания: Дьяк у места, что кот у теста, Бог сотворил два зла: подьячего и козла.
В двухтомном собрании русских пословиц В. И. Даля разделы, посвященные Богу и вере — одни из самых обширных. В этой статье перечислим наиболее интересные и меткие пословицы про Бога и веру .
Жить – богу служить.
Велико имя господне на земли.
В мале бог, и в велике бог.
Сильна божья рука. Божья рука – владыка.
Бог не в силе, а в правде.
Велик бог милостию. Богат бог милостию.
Бог на милость не убог.
Милостив бог, а я, по его милости, не убог.
Во времени подождать: у бога есть что подать.
Божья вода по божьей земле бежит.
Ни отец до детей, как бог до людей.
Друг по друге, а бог по всех (печется).
Всяк про себя, а господь про всех.
Не по грехам нашим господь милостив.
Даст бог день, даст бог и пищу.
Его бог благословил (детьми, богатством, досужеством, дородством и пр.).
Кабы не бог, кто бы нам помог?
Бог поберег вдоль и поперек.
Бог полюбит, так не погубит.
С богом пойдешь – до блага дойдешь (к добру путь, или: добрый путь найдешь).
На бога положишься, не обложишься.
С богом хоть за море (прибавка: а без бога ни до порога).
Человек ходит, бог водит.
Кто к богу, к тому и бог.
Кто любит бога, добра получит много.
Бог не дремлет – все слышит.
Тот не унывает, кто на бога уповает.
В делах человеческих сам бог свидетель.
Бог видит, кто кого обидит (или: кто кого любит).
Бог долго ждет, да больно бьет.
Бог и слышит, да не скоро скажет.
Бог видит, да нам не сказывает.
От людей утаишь, а от бога не утаишь.
Перед попом утаишь, а перед богом не утаишь.
Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего встанешь.
Сколько ни мудри, а воли божьей не перемудришь (ответ крестьян на нововведения).
Бог виноватого найдет.
Бог не Никитка, повыломает лытки (т. е. накажет).
Суда божьего околицей не объедешь.
Его сам бог пометил (или: запятнал, покарал).
Кто богу угоден, тот и людям приятен (или: пригоден).
Живем, поколе господь грехам нашим терпит.
На этом свете помучимся, на том порадуемся.
Бог тебе судья!
С богом (т. е. иди, начинай и пр.).
Бог с тобою (т. е. прощаю, благословляю; или: отойди, отвяжись; или: опомнись, образумься).
Перед богом все равны. Перед богом все холопы. Все мы рабы божьи.
Не бойся никого, кроме (или: только) бога одного.
Коли бог по нас, то никто на нас (или: против нас).
Все в мире творится не нашим умом, а божьим судом.
Человек предполагает, а бог располагает (перевод).
Человек так, а бог инак. Человек по-своему, а бог по-своему.
На человеческую глупость есть божья премудрость.
Ты к худшему, а бог к лучшему.
Он его бранит, а бог его хранит.
Кто добро творит, того бог благословит.
В небо приходящим отказу не бывает.
Без бога ни до порога.
С бога начинай и господом кончай!
Благослови, господи, достояние твое!
Всякое житейское отложим попечение!
В тревогу – и мы к богу, а по тревоге – забыли о боге.
Бог-то бог, да и сам не будь плох.
Бог шельму (плута) метит.
Кто верит в Бога и его благости, тот живёт в радости.
Бог до людей как отец до детей.
С Богом пойдёшь - добрый путь найдёшь.
Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
Счастливому талант от Бога дан.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Бережёного и Бог бережёт.
Что Бог ни делает, всё к лучшему.
Человек предполагает, а бог располагает.
С верой нигде не пропадешь.
Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь.
Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.
Попы за книжки, а миряне за пышки.
Лучше брани: Никола с нами.
Спаси и помилуй ты менчя, мать пресвятая богородица; а живу я в крайней избе на селе (или: и крайнюю избу на селе).
Первую мерлушку попу на опушку!
Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай!
Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения).
Келья – гроб, и дверью – хлоп!
Иконы не купят, а меняют (вместо; не покупают).
Образа да ножи не дарят, а меняют.
Его ангел хранитель спас (или: уберег).
Вера спасает.
Вера животворит.
Одолели черти святое место.
Бог дал, а с чертом потягаемся.
Черт бессилен, да батрак его силен (т. е. человек).
Вера и гору с места сдвинет.
Быть тебе в раю, где горшки обжигают.
Бог любит праведника, а черт ябедника.
Как ни молись, бог все услышит.
Какова вера, таков у ней и бог.
Веру переменить – не рубашку переодеть.
Менять веру – менять и совесть.
У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность).
Без добрых дел – вера мертва (или: нема) пред богом.
Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем.
Спаси, господи, люди твоя (и благослови достояние твое).
Хлеб-соль величай (т. е. молись после еды).
Славите бога, так слава и вам!
Не скажешь аминь, так и выпить не дадим.
Божье забудешь, и своего не получишь.
На божье посягать – свое потерять.
Напади бог, нападут и добрые люди.
«Господи, помилуй!» – не грех говорить и не тяжело носить.
«Господи, помилуй!» – не тяжело говорить и легко носить.
Наше дело: «Помилуй, бог!», а живет и: «Закрой, Христос!»
Буди имя господне благословенно отныне и до века!
Молитва места не ищет.
Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
Аминь человека спасает.
Прости, господи, прегрешения мои!
С нами крестная сила! С нами бог и все святые его.
Наше место свято!
Не встанет свеча перед богом, а встанет душа.
Богу молиться – не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским).
Пению время, а молитве час.
Хлеб ест, а креститься не умеет.
Молись, а злых дел берегись!
Богу молись, а в делах не плошись!
Богу молись, а добра-ума держись!
Богу молись, а к берегу гребись!
Молитва – полпути к богу (или: ко спасению).
Молись иконе да будь в покое!
Кто перекрестясь работает, тому божья помощь.
Богу молиться – вперед пригодится.
Перейти крест – грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося).
Кто без крестов (т. е. без тельного креста), тот не Христов.
Без креста и молитвы не будут ловитвы.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Не торопись, сперва богу помолись!
Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где богу молятся!
Одно трости: господи, прости!
Одно знай: господи, помилуй и отыми и подай!
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
Пораньше просыпайся, да за бога хватайся!
Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
Испостился, измолился в нитку.
Не хлебом живы, молитвою.
Великий пост всем прижмет хвост.
Одно спасенье – пост да молитва.
Бог даст совет, так и в пост мясоед.
Постись духом, а не брюхом!
Послушание паче поста и молитвы.
Грех под лавку, а сам на лавку.
Выше божьей воли не будешь (не станешь).
С богом не поспоришь.
Не по нашему хотенью, а по божью изволенью.
Не нашим умом, а божьим судом.
Бог вымочит, бог и высушит.
Бог отымет, бог и подаст. Бог дал, бог и взял.
Все мы под богом ходим.
На весь мир и сам бог не угодит.
Власть господня. Воля божья. Святая воля его.
Под богом ходишь – божью волю носишь.
Что богу угодно, то и пригодно.
Бог по силе крест налагает.
Господня воля – наша доля.
На бога надейся, а сам не плошай!
Один бог безгрешен. Един бог без греха.
Нет такого человека, чтоб век без греха прожил.
Люди темные: не знаем, в чем грех, в чем спасенье.
Без веры господь не избавит, без правды господь не исправит.
Кто молится: «Помилуй, господи, мя безгрешного!» – будет в аду.
Без денег в церковь ходить грех.
Согрешили попы за наши грехи (т. е. по нашим грехам и они грешат).
Всякая неправда грех.
Грехи тяжки. Тяжело грехи носить.
Что грешно, то и смешно (или: потешно).
Грешному путь вначале широк, да после крут (или: тесен).
Грехи любезны доводят до бездны.
Грех сладок, человек падок. Грех сладко, человеку падко.
Грех грехом, а вина виной.
От бога отказаться – к сатане пристать.
Сатана и святых искушает.
Заступи черту дверь, а он в окно.
ЧАСТЬ 1
Пословица : Благими намерениями дорога в ад выложена
Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность (2Пет. 1:5 ).
«Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным» (прп. Исаак Сириянин). Как пишет протоиерей о. Валентин Свенцицкий: «Всё доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую незаметно обращается во зло».
Вот почему прп. Исаак Сириянин говорит: «Всякое дело, если делаешь его без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному».
Можно ли думать, что для приобретения рассудительности лишь достаточно знать заповеди Господни? Нет – не достаточно. Надо ещё хорошо знать, какие заповеди наивысшие и какими можно по нужде пренебрегать, при необходимости исполнить наивысшую заповедь.
Господь Сам располагал заповеди в известной последовательности, чтобы дать нам возможность оценивать их относительное значение для нас в деле Богоугождения. «Возлюби Господа Бога твоего…» — сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная её: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39 ).
По существу и вторую заповедь о любви к ближнему надо расчленить на две. Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28 ).
Т.о. надо различать безопасность и пользу для души и то же для тела и соответственно, основные заповеди христианина надо располагать в такой последовательности:
1) Любовь к Богу.
2) Любовь к ближнему, проявляемая в заботе о душе ближнего.
3) Любовь к ближнему, проявляемая в заботе о теле ближнего и его материальных нуждах.
Пословица : Не годами старость красна, а делами
Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. (Пс. 118:100 ).
Феофан Затворник пишет: «Во всяком народе старцы почитаются людьми умудренными не только учением, но и опытами жизни, — лицами, составляющими твердыню общества…
И это не трудно, — чтобы, т.е., тот, кого учит Господь, разумел «более старцев». Благодать восполняет лета, и мудрость старческая делается достоянием нестарого летами. Т.к. возраст старости – «житие нескверно» (Прем. 4:9 ), то научение нескверному житию представляет старческое разумение. Когда св. Иеремия отказывался, за молодостью, от пророческого служения, то ему сказано было: не говори: «молод» (Иер. 1:7 ). Божий суд не почитал его отроком, потому, конечно, что он имел сединную мудрость, которая сияла в нем всеосвящающей Божиею благодатью».
Пословица : Не строй церкви, пристрой сироту
Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище . (Пс. 67:6 ).
Построение храма – это жертва Богу. Сказано: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13 ).
Жертвы — жертвами, а в общении с людьми, нуждающимися в помощи, требуются не жертвы, а милосердие к людям. Вы приносите жертвы и относитесь безучастно к людям, требующим милосердия и любви; Я поступаю иначе: первое, выдающееся место в Моей деятельности занимает милосердие» (как бы говорит Господь Иисус Христос) (См. Лопухин А.П. «Толковая Библия» т.3).
Добродетель милосердия занимает особое место среди всех других добродетелей. Суд Господень при конце мiра будет происходить по признаку проявления человеком милосердия (Мф. 25:34-46 ).
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7 ). Милостивые будут помилованы Господом на страшном суде, но это нисколько не мешает тому, чтобы их миловали и в здешней жизни! Подумать только, что наше спасение зависит от милосердия к ближним! Правда, дела милосердия надо отличать от внешней благотворительности . В делах благотворительности сердце может и не участвовать, как в делах «милосердия», которые совершаются по велению милующего сердца. При благотворительности «благие», т.е. хорошие дела, могут совершаться и из-за различных низменных побуждений, т.е. по тщеславию, по гордости – ради самолюбования, чтобы отвязаться от просителя и т.п. В этих случаях один факт «благотворения» ещё ничего не говорит о пользе от него душе.
Все жертвы и милостыни надо совершать с любовью к ближнему! Поэтому так важно «пристроить сироту». Некоторые люди усыновляют чужого ребенка и заботятся о нем с любовью, как о своем. Некоторые устраивают сирот на работу. Есть и другие способы позаботиться о сиротах.
Пословица : Одной рукой собирай, другой раздавай
Христианин должен трудиться, чтобы прокормить свою семью, но и уделять из заработанного нуждающимся (нищим, обездоленным, сиротам и т.д.). Это относится не только к деньгам, но и к духовной помощи (утешить плачущего, дать совет попавшему в затруднительное положение, разделить радость с радующимся и т.д.).
Покаяние, говорит преподобный Марк, как я полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами: оно совершается исполнением заповедей Христовых, соразмерно этому исполнению. Заповеди — одни, более общие, заключают в себе много частных, и многие части порочности отсекают разом. Например, в Писании сказано: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6:30 ), и: «от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42 ): это — заповеди частные. Общая же заключающая их в себе — «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21 ), «и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21 ), разумея под крестом терпение встречающихся нам скорбей. Раздавший все нищим, и взявший крест свой, исполнил разом все вышеозначенные заповеди.
Пословица : Лучше дать нежели взять
Блаженнее давать, нежели принимать … (Деян. 20:35 )
Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства. (А.П.Лопухин т.3, Деян.)
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7 ).
Господь обещает спасение милостивым! Какая огромная награда и как мы должны всеми силами стремиться к исполнению этой заповеди блаженства!
Пословица : Жизнь дана на добрые дела
Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2:10 ).
Бог, воссоздавая нас во Христе Иисусе, этим самым предназначил нам вести добродетельную жизнь: последняя является т.о. безусловно необходимой, неизбежной для христианина. Впрочем, выражение «нам исполнять» показывает, что и нам надлежит нечто сделать самим в своем новом состоянии, что не только благодать Божия будет вести нас к высшему прославлению, но и сами мы обязаны заботиться о своем нравственном развитии. (А.П.Лопухин т.3, «Еф.», с.248.)
Пословица : Простота хуже воровства
«Простым», т.е. неискушенным в мудрости. Коварные люди обманут такого человека. Поэтому царь Соломон говорит: «простым дать смышленость» (Прит. 1:4 ). Простым, незлобивым людям приличествует быть мудрыми людьми. В отношении коварных людей они д.б. благоразумными подобно змеям: «злобою, сказано, младенченствуйте, умом же будьте совершенны» (1Кор. 14:20 ). Простые люди должны научиться познавать тайны Божии. Митр. Филарет сказал: «Если вы не хотите учиться словам Божиим, то вы не ученики Божии».
Пословица : Тому тяжело, кто помнит зло
Злоба есть не что иное, как желание мщения. Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается в сердце. Чего ради повелено нам скоро его пресекать. Апостол сказал: Гневаясь, не согрешайте: «солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27 ). Как пожар, когда вскоре не потушится, многие поедает дома: так и гнев, когда вскоре не пресечется, много зла учинить может и многих бед виною бывает. И на душе тяжело, как будто камень на сердце лежит.
.
(свт. Тихон Задонский «Творения» т.1, с.126; т.2, с. 163-164.)
Пословица : Не смейся чужой беде — своя не гряде
Сказано: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль . (Иак. 4:9 )
Всецелое нравственное исправление людей не м.б. осуществлено без покаяния, и Апостол убедительно призывает читателей к покаянному плачу и трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления. Евангелист Лука говорит: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25 ). Часто смех бывает над кем-либо и тогда он не отличается от насмешки, т.е. тяжелой формы греха осуждения. Вместе с тем, пишет о. А.Ельчанинов: «Смех (не улыбка) духовно обессиливает человека». Как пишет Н.: Страсть к злоречию и осмеянию других часто фарисейски облекает себя в тогу нравственного возмущения и, начиная с «невинных» сплетен, доходит до той «друзей клеветы ядовитой», которая ранит больше самых разных нападок врагов. Т.е. посмеявшись над кем-то (его недостатками, его бедой), ты выносишь тяжелый грех осуждения, а это значит и твоя беда поспела. (Н.Е.Пестов «Современная практика православного благочестия»).
Пословица : Завистливое око видит далеко
Свт. Тихон Задонский пишет: «Зависть есть печаль о добре и благополучии ближнего. Завистливый постоянно мучается, глядя на благополучие ближнего. Внутрь себя ему смотреть некогда, его «завистливое око» смотрит только на окружающих его людей». (свт. Т.Задонский «Творения» т.1, с.127.) Нечестивые исполнены бывают зависти. Царь Соломон говорит: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (Еккл. 4:4 ) Апостол Павел учит христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит. 3:3 ). (А.П.Лопухин «Тит» т.3, с.424-425.)
Пословица : Завистлив бывает обидлив
Здесь «обидлив» означает «несправедлив, неправеден» (см. «Полный Церк.-слав. словарь» прот. Дьяченко). Написано: «Ибо не неправеден (ц.-слав. – «не обидлив») Бог» (Евр. 6:10 ). Бог – справедлив и праведен. А завистники — несправедливы и неправедны.
Пословица : Не беда, что на черепе пусто, было бы под черепом густо
Одно из имен Господа Иисуса Христа есть Премудрость (греч. — Σοφια). В книге Притчей царя Соломона сказано: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит. 1:7 ).
Христиане должны уподобляться Христу и быть мудрыми. Глупцы только презирают мудрость и наставление, а значит, и Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Премудрость Божия. Глупый не спасется, т.к. он обязательно попадет в сети, расставленные коварными грешниками и их начальником диаволом.
Апостол Павел говорит: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (
Пословицы и поговорки о Боге, вере, грехах
Пословицы и поговорки о Боге рассказывают о веровании в Бога, о его присутствии. Они повествуют, что в мире что-либо происходит только с Божьего повеленья, что Бог - справедливый чудотворец и расценит, где правда и где ложь. Пословицы помогают верить людям в хорошее, совершать добрые дела, справляться с жизненными перепутиями. А вера в Бога даст силы и терпение.
Мне нравится 102