Главная » Фасад » Национализм в Казахстане глазами детей: они говорили, что я «сасык орыс. “Уровень национализма в Казахстане постоянно растёт, а русских становится всё меньше” Отражение национализма в казахском эпосе

Национализм в Казахстане глазами детей: они говорили, что я «сасык орыс. “Уровень национализма в Казахстане постоянно растёт, а русских становится всё меньше” Отражение национализма в казахском эпосе

Замечу сразу, появление комплементарной статьи в адрес казахов со стороны руководителя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня «Взлетают на крыльях мечты китайско-казахстанские отношения», написанной им накануне официального визита в нашу республику, вызвало далеко не одобрительную реакцию со стороны ряда российских СМИ.

Масло в огонь подлило и громкое заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сделанное им в ходе саммита ШОС, проходившего вначале июня этого года в Астане, где он дал недвусмысленно понять, что дальнейшее развитие Казахстана связано с Китаем. Что, опять-таки, не осталось не замечено российской стороной.

Россия не хочет сближения Казахстана с Китаем. И вот уже со стороны России последовала ответная реакция. Опять кое-кто пытается разыграть русскую карту в нашей стране, с тем, чтобы принудить власти Казахстана отойти от сотрудничества с Китаем в пользу России.

Так, спустя неделю после саммита ШОС русскоязычное издание «www.zakon.kz» дает перепечатку статьи Максима Крамаренко « Русские организации в Казахстане бьют тревогу и апеллируют к международной общественности» , опубликованной до этого на мало кем посещаемом интернет-ресурсе «www.russians.kz», где набор жалоб со стороны автора и его коллег по антиказахскому цеху раздается все тот же, привычный, что и в девяностых, на засилье в республике казахского языка, и на якобы угнетенное положение представителей русской этнической группы в Казахстане.

Притом, что сама апелляция к этой самой «международной общественности», выглядит в устах автора данного опуса особо комично, с учетом нескончаемых санкций, которыми сегодня мировое сообщество обкладывает эту самую «международную общественность».

А вот и еще. И это тоже материал, вышедший на следующей неделе после саммита ШОС.

Вначале издание «Сentr Azia Monitor» публикует, а затем ряд казахстанских изданий перепечатывают интервью, известного своим субъективным отношением к казахской проблематике, «политолога» Нуртая Мустафаева, с кричащим заголовком «Казахстан может исчезнуть как государство только из-за национализма – эксперт», в котором интервьюер, с апломбом, достойным лучшего применения, призывает закрыть программу по переселению казахов-оралманов на свою историческую родину. (Интересно, как он собирается это сделать, не вызвав шум и скандал в казахской среде, с обязательными обвинениями власти в предательстве казахских интересов?)

Но дальше еще интереснее. Он призывает саботировать программу внедрения государственного языка в республике, проводимую сегодня государством, растянув ее не на десять или двадцать лет, а на долгие десятилетия. Может, и лет на сто. Что, на взгляд политолога, явилось бы идеальным решением языковой проблемы в Казахстане.

Но это смотря для кого. Понятно, что только не для самих казахов.

Как говориться – еще пару таких советчиков, и врагов нам уже точно не надо. Сами между собой передеремся.

И вообще. Я не понимаю. Кто Мустафаева наградил этим самым званием политолога, если он сам себе противоречит чуть ли не в каждой строчке.

Так, к примеру, он говорит, цитирую: «Но надо понимать, что национализма уже нет (в Казахстане – ремарка моя), никакого - ни плохого, ни хорошего, ни здорового, ни больного. Он исчез как явление, его похоронили еще в 1960-е годы. Его эра закончилась! Поймите, национализм-это движение за создание собственного государства в колонии. А Казахстан - не колония! Колониальная система давно рухнула».

И тут же Мустафаев сам себе противоречит, заявляя: «Казахстан может исчезнуть как государство в нынешних своих границах только за счет межэтнического фактора, если не будет единства народа…Причем сценарий распада в нашем случае может быть очень жестким. Достаточно вспомнить межэтнические столкновения между киргизами и узбеками на юге Кыргызстана в 2010 году, в результате которых за три дня вырезали несколько тысяч человек...»

Вот и пойми после этого нашего горе-политолога, заблудившегося в двух политологических соснах. Как будто такие научные дисциплины, как логика и диалектика ему вообще не ведомы.

Ну как, объясните мне на милость, возникнет в государстве межнациональный конфликт, в котором нет самого национализма?

Поэтому и вещи надо называть своими именами. У нас в Казахстане нет на сегодня казахского национализма, поскольку отсутствует питательная среда для его возникновения, но в тоже время существует национал-реваншизм, поддерживаемый отдельной группой казахстанцев, из среды так называемых махровых «ватников», мечтающих о возвращении прежних колониальных (по-Мустафаеву) порядков.

И вот таким националистам – великодержавным шовинистам мы всем своим обществом должны дать укорот. Жесткий укорот, а не идти у них на поводу за их требованиями в части отмены программ по внедрению государственного языка, или переселения оралманов.

Иначе наша трусость будет воспринята ими, как наша слабость. А на слабых и обиженных, как будет известно господину Мустафаеву, возят не только воду, но и всякие другие грузы.

Русские Казахстана

А между тем все эти господа Краморенко и Мустафаевы проходят мимо очевидных вещей. Они не замечают в своем антиказахском угаре, что общество наше изменилось. В том числе и его русскоязычная часть. Многие русские Казахстана сегодня стоят ближе к казахам, чем к своим единокровным соплеменникам из России.

И благодарить за это надо президента РФ Владимира Путина, с его провалившейся на Донбассе и в Крыму реваншистской идеологией «русского мира».

Русские Казахстана прекрасно понимают, что путинская хунта использует их в качестве пушечного мяса, если форс-мажор, по типу украинского, произойдет в Казахстане.

Ведь мы видим, что происходит на Донбассе, где голодный люд за килограмм гречки готов по двенадцать часов работать в угольном забое.

И где оборванные дети и женщины спят в погребах, опасаясь артиллерийских обстрелов.

А с другой стороны, не прошли бесследными и двадцать пять лет Независимости Казахстана, времени, за которое наше республика поднялась из разрухи и встала твердо на ноги.

Русские Казахстана видят, что казахи им зла не желают, и так же готовы с ними делиться последним куском хлеба, как это было в годы войны и прочих суровых испытаний, выпавших на долю наших отцов и матерей.

Алтынорда

По мнению Жениса , неказахи практически полностью отстранены от политической жизни Казахстана. Это связано с тем, что публичная политическая жизнь становится делом чисто «внутриказахским» .

- В последние годы публичная политическая жизнь в нашей стране, тем более связанная с оппозиционной деятельностью , все больше становится чисто внутриказахским делом , - говорит Байхожа .

Аполитичность русскоязычного населения, по словам журналиста, связана со страхом казахского национализма:

- Русских в Казахстане…останавливает страх перед возможным приходом к власти националистически настроенных политиков, - говорит Байхожа .

По словам Байхожи, неказахам приходится выбирать из двух зол: либо нынешняя власть, либо казахский национализм. А выбирают из двух зол всегда меньшее. И меньшим злом, по сравнению с национализмом, является коррупция.

- Ситуация напоминает шахматный цугцванг, когда любой из возможных вариантов является проигрышным, - поясняет Женис. - Либо нынешний режим... хотя и гарантирующий какое-то межэтническое спокойствие в стране, либо казахский национализм со всеми вытекающими из этого последствиями (в лучшем случае "чемодан - вокзал - Россия "). И "нетитульные", естественно, выбирают меньшее (для себя) из зол. Иначе говоря, казахские националисты сами толкают их в объятия власти .

Женис Байхожа говорит о том, что большинство авторов, которые пишут о казахском национализме, не видят его роли в создании «неказахской аполитичности». По мнению Байхожи, «даже те, кто называет себя сторонником цивилизованного, просвещенного национализма, почти прямым тексом говорят: "мы, казахи, - главные на этой земле, и только нам решать ее судьбу; наш язык - главный, и только на нем должно говорить все население страны", то о каком сплоченном гражданском обществе, способном предъявить власти консолидированные требования, можно вести речь? ».

По словам журналиста, казахские националисты считают, что представители других этносов не могут быть патриотами Казахстана:

- Если эти люди твердо стоят на том, что принцип пропорционального представительства различных этносов в госорганах для Казахстана неприемлем и даже опасен (мол, инородцы распродадут страну, а патриотами, по их мнению, могут быть только "титульные"), то как после этого можно призывать эти самые этносы к политической активности?

Лидеры казахских националистов тоже не прочь порассуждать о единой гражданской нации. Однако они видят ее создание только на собственных условиях, которые вряд ли могут устроить представителей этнических меньшинств. Очевидно, что здесь должно быть встречное движение со взаимными уступками, поиск консенсуса. Но для наших национал-патриотов, как мы не раз убеждались, существуют только два мнения: одно - их, а другое - ошибочное.

Преамбула
Надежда и вера в интернационализм с дружбой народов приносят русским свои плоды

Чуда не произошло. Многовекторная политика, проводимая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым долгие годы, на деле оказалась лишь формой строительства национального казахского государства, а реверансы в сторону русских и русскоязычных были призваны закамуфлировать этот курс до поры до времени. Аргументов для подобной трактовки событий становится все больше. Во всяком случае, та часть казахстанской политической элиты, которая выступает за этнический национализм явно берет верх. Атака идет по линии истории, культуры и языка. Точно также было недавно на Украине. Последствия могут быть похожими.

Симптоматичным признаком изменения ситуации стал отказ от проведения военного парада по случаю Дня Победы в Астане. Об этом сообщила пресс-служба Минобороны Казахстана. По словам военных, в этом году парад пройдет почему-то в сентябре и будет приурочен к Дню независимости Казахстана. На самом деле этот праздник отмечается в стране 16 декабря. Именно в эту дату в 1991 году Верховным Советом был принят Конституционный закон о независимости Республики Казахстан.

Так или иначе, традиционного парада в мае не будет. И это при том, что в 2015 году, на 70-летие Победы, он был самым мощным в новейшей истории Казахстана. Пять тысяч военнослужащих и двести единиц боевой техники прошли при поддержке авиации мимо посольства США. Тогда из-за событий на Украине в стране были сильны опасения, что Казахстан станет следующим по счету объектом для «цветной революции», и власти хотели продемонстрировать силу. Само действие происходило 7 мая, 9-го Назарбаев присутствовал на параде в Москве. Видимо, это был последний аккорд .

А ведь Казахстан и его жители сыграли активнейшую роль в Великой Отечественной войне. В некоторые моменты определяющую. Так, именно здесь, в Алма-Ате, а также в соседней Киргизии была сформирована знаменитая 316-я стрелковая дивизия, чьи бойцы известны миру как «панфиловцы ». Именно их подвиг во время обороны Москвы в 1941 году остался в веках и даже упомянут в тексте гимна российской столицы. Фразу лейтенанта Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» и вовсе знает каждый школьник. Кстати, среди казахов почти сотня - 99 Героев Советского Союза.

Интересно, что культ героев-панфиловцев в бывших советских республиках Азии, пожалуй, даже более сильный, чем в России. Когда бывший глава Росархива Сергей Мироненко готовил свою идеологическую диверсию с развенчанием их подвига, больше всего возмутились этим именно представители Казахстана. На Всемирном конгрессе русской прессы они напомнили, что практически в каждой школе существует музей героев и новомодное отрицание подвига их земляков вызывает у них отвращение. И вот теперь этот подвиг войны атакован вновь. На этот раз уже собственными, казахстанскими властями.

В том, что речь идет не о случайности, нет никаких сомнений. Это целенаправленная политика. Никто не желает никакой «экономии средств». Государства не отказываются от идеологически значимых мероприятий ради экономии. В конце концов, в том же 1941-м на фронт уходили прямо с парада на Красной площади. Потому что надо было. Нынешнему Казахстану, очевидно, не надо. Парад Победы воспринимается как идеологическая связь с чуждым теперь явлением - Россией.

В этом убеждают и другие события из того же ряда, имеющие фундаментальный характер. Такие, как, например, переход с кириллицы на латиницу . С инициативой этой выступил сам Назарбаев, причем достаточно давно - десяток лет назад. Но именно сейчас идея обрела плоть и кровь. В марте была принята соответствующая государственная программа, выделено финансирование. На латиницу переведут всю государственную документацию, названия улиц, печати, паспорта и другие документы граждан. Только на начальном этапе чиновники освоят 300 млн долларов. Ясно, что такие деньги государство Казахстан будет тратить, только если считает цель действительно очень важной. Перевести страну на латиницу означает интегрировать ее в западный англосаксонский мир (и отчасти в тюркский, использующий латиницу) и вывести ее из мира русского. Никак иначе это объяснить нельзя.

Завершиться процесс перехода на новый алфавит должен к 2025 году. В этом Казахстану помогут «коллеги» из тюркского мира, уже прошедшие этот путь, - специалисты-филологи из Азербайджана. Кстати, разговоры скептиков о том, что подобный вопрос следует вынести на референдум, отклика в Астане не нашли. Все диктуется высочайшей волей. Ну да, на словах речь идет о создании условий для интеграции в мир, лучшего изучения детьми английского языка и языка интернета, однако это второстепенные задачи. Очевидно, что главная цель - политическая - максимальный отрыв Казахстана от России .

Навязывая своей стране латиницу, Назарбаев не забывает и о развитии казахского языка. Так, с 2018 года история страны будет преподаваться в школах только на казахском. Русские будут обязаны выучить сначала язык национального большинства и лишь затем получат возможность получать полноценное среднее образование. Очевидно, что без этого любая, даже самая скромная карьера для них будет невозможна. Альтернатива - отъезд из страны.

Еще одним способом развития национальной казахской идентичности и противопоставления ее русской стала тема местного «голодомора», аналогичного украинскому. Речь идет о голоде, который испытали на себе многие регионы СССР в 1930-е годы. «Голодающие Поволжья» - это оттуда. Именно эту тему использовали на Украине для разжигания ненависти к русским. Мол, это был сознательный геноцид русскими украинцев. По той же схеме действуют и в Казахстане. В Астане открыт соответствующий памятник трагического вида.

По свидетельству «русского империалиста» Ермека Тайчибекова , находящегося сейчас в заключении за свои взгляды, подобные памятники целенаправленно открываются во всех городах Казахстана с населением свыше 5 тысяч человек. То есть речь идет о целенаправленной кампании, в которой казахи выставляются жертвами русских и в связи с этим противопоставляются им. Ясно, что добром это не кончится. Назарбаев не вечен.

Когда к власти в Казахстане придет новое постсоветское поколение, взрыв казахского национализма неизбежен.

И здесь возникает вопрос, что делать в этой ситуации России. В стране, несмотря на отъезд, по-прежнему живут миллионы русских и русскоязычных , составляющих теперь национальное меньшинство. Живут преимущественно в северной, исторически русской, части страны. Достаточно напомнить, что в местах, где расположен ныне казахстанский город Уральск, гулял когда-то восставший Емельян Пугачев. И причем тут безусловно уважаемые казахи?

Вряд ли этого не понимают в Кремле. Однако все минувшие с распада СССР годы Москва делала ставку на центральные власти Казахстана в надежде на ее добрую волю. Примерно как на Украине на якобы пророссийского Януковича. Мол, не буди лихо, пока оно тихо . При этом все попытки поднять русский вопрос подавлялись совместно спецслужбами обеих стран. А таких крупных попыток было как минимум три.

Первая в 1997 году, когда сорвалось казачье восстание в Кокчетаве. Власти действовали на упреждение - упразднили Кокчетавскую область, слили ее с Северо-Казахстанской, лишив возможности местные власти принять решения, сближающие с Россией. Это была абсолютно легитимная попытка, опирающаяся на действующий закон и волю жителей, но она не удалась. Следующая была уже более брутальной - группу Казимирчука обвинили в намерении захватить власть вооруженным путем и осудили на длительные сроки. И, наконец, третья попытка - Эдуарда Лимонова и его соратников в 2001 году - была купирована на территории России. Впрочем, российский суд оправдал бунтарей. Проведя несколько лет за решеткой, они вышли на свободу.

Проблема русского меньшинства тем не менее никуда не делась. Как видим, ставка на центральную власть и доверие к ней со стороны Москвы лишь отложили ее на время. Сейчас период межнационального мира подходит к концу . Казахский национализм выходит на историческую сцену. Отказ от общего прошлого, от Победы 1945-го - первый звонок. Впереди немало трагических событий.

Определивший главной задачей казахского национализма создание национального государства, на страницах газеты «Жас Алаш» рассказал, как нужно действовать националистам, чтобы достичь поставленной цели. Фактически его статью можно рассматривать как попытку сформировать программу действий для националистов.

Так ли страшен национализм?

«Современный казахский национализм должен обладать качествами, способными не только возродить исчезающие национальные ценности, обогатить их общечеловеческим достоянием, но и сплотить все этносы, населяющие Казахстан, чтобы они вместе с казахами рука об руку трудились во имя реализации этих задач.

Думаю, сегодня национализм не стал значительным явлением. Тем не менее, многие наши граждане в определенной степени болеют за свою нацию, то есть обладают достаточным чувством национализма. Известно, что в советский период национализм расценивался как негативное явление. Однако тот казахский национализм, как в свое время отметили наши мыслители, носил просительный характер, мы желали достичь уровня передовых наций.

В настоящее время определенно ясно, что национализм избавился от негативной оценки советского периода, обогатился новым содержанием, призывающим любить свою нацию, защищать ее интересы и служить во имя ее развития.

Однако кажется, наш национализм до сих пор не избавился от своего просящего характера. Ведь и сегодня мы не можем сказать, что в действиях чиновников во власти преобладают национальные чувства, они даже боятся, что их могут назвать националистами.

В основном за правильное решение национальных проблем выступают только гражданские активисты. Однако мне кажется, что

отсутствие поддержки со стороны правительства привело к тому, что большинство предложений, отстаивающих национальные интересы, остаются все на том же просительном уровне

Нынешняя задача казахского национализма заключается в том, чтобы достичь взаимопонимания между властью и обществом, действительного единства в действиях. И здесь правильно, если националисты будут руководствоваться программной статьей «Курс в будущее: духовное обновление».

Родной язык - неутихающая боль

Мировое сообщество считает нашу республику национальным государством… И первый признак любого национального государства - государственный язык. Он, безусловно, у нас есть, но только на бумаге. Несмотря на свой государственный статус, сфера применения казахского языка очень узкая. Хотя нашей независимости перевалило уже за четверть века, мы не можем добиться существенного расширения применения родного языка.

К сожалению, мы до сих пор не придаем значения тому, что только необходимость и нужда в знании государственного языка играют решающую роль в поднятии его престижа и авторитета. Если мы дальше будем волокитить поднятие государственного языка на соответствующий уровень, то есть резко не повысим его общественно-политическую функцию и значительно не расширим сферу его применения, то новая кампания по переходу от кириллицы на латиницу не даст желаемого результата.

По большому счету,

в национальном государстве во всех государственных учебных заведениях языком обучения должен быть казахский язык

Вступив на путь независимого развития, мы вынуждены были признать процесс глобализации. А это привело к уменьшению людей, говорящих на родном, то есть казахском языке, пытающихся сохранить менталитет и национальную культуру.

Значит сегодня борьба за сознание молодых - одна из приоритетных задач национализма. Особенно нашим стремлением к созданию национального государства должно руководить передовое сознание. Нам нельзя забывать, что будущее государства принадлежит молодым, и перестроить систему воспитания подрастающего поколения с учетом национальных ценностей необходимо уже сегодня.

Сумеют ли националисты консолидировать общество?

Допустим, в Казахстане, как заявляет власть, много неосвоенных земель. Если заглянуть в историю, то отъем земли у казахов начался еще при царе. Не изменили ситуацию и Советы. Думаю, недостатки прошлого должна изменить нынешняя демократичная власть.

Если правительство независимой страны разработает новые цивилизованные методы размещения населения на земле, обеспечит дешевыми кредитами кооперативы, созданные по новому типу, то в ближайшем будущем мы ликвидировали бы безработицу и по-новому возродили сельское хозяйство. Вот тогда прекратилось бы потребление возможных внешних инвестиций, бесчинство и вредительство искусственно появившихся олигархов.

И самое главное — казахский народ стал бы хозяином своей земли, сплотил вокруг себя другие диаспоры страны, мобилизовал их на реализацию общих целей и создал действительно национальное государство казахов нового типа, наполненное новым современным содержанием.

Поговорили с женщинами, проживающими в Казахстане, чьи дети были подвержены дискриминации среди титульного населения за свою национальность, цвет кожи и даже вкусовые предпочтения.

Редакция отмечает, что среди покидающих страну активность демонстрируют такие нации как русские, немцы и украинцы. Одной из немаловажных причин оттока населения эксперты считают возрастающую степень национализма агрессивного характера.

Рассказы записаны со слов мам детей, которые столкнулись с ущемлением прав по национальному признаку. Все герои попросили не раскрывать своих имен и имен детей. Редакция оставляет за ними право анонимности.

Диора, 13 лет

Мы переехали в Казахстан из Узбекистана. У мужа здесь бизнес. Когда дело стало расширяться, он перевез нас дочкой в Алматы. Диору отдали в школу с русским языком обучения в центре города. Выглядит она как представительница своей нации: широкие густые брови, большие глаза и темная кожа. Через неделю после начала учебного года, она начала просить меня выщипать ей брови. Я думала, что это просто подростковые капризы и объяснила, что пока делать ей это рано, а густые брови наоборот считаются ее отличительной чертой. Ребенок после переезда стал замыкаться в себе, хотя Диора очень светлый и открытый ребенок. Наша семья и в Узбекистане была русскоязычной, традиции и прочие вещи являются для нашей семьи лишь данью уважения к нашей нации. Мы никогда не растили ребенка в узкой узбекской среде. У нее были подружки разных национальностей и никакого буллинга она, находясь в своей стране, по отношению к другим детям не делала. И для меня первым тревожным звоночком стали ее уговоры вернуться обратно в Ташкент. Я начала расспрашивать ее о ситуации в школе. Было ясно как день, что ребенка обижают вне дома.

Диора рассказала, что в школе ее обзывают «Жамшутом» и издевательски просят построить туалет у школы. Зачинщиком и агрессором стал мальчик Алан, который пользуется неким авторитетом среди сверстников, потому что ходит на бокс и играет на домбыре на школьных концертах. То есть, этот, казалось бы, разносторонний одноклассник придумал ей «кличку» , а дети дальше по ассоциативному ряду развили издевательства на этом фоне. Я не спорю, что в постсоветском пространстве все думают, что узбеки - это дешевая рабочая сила, которая умеет только строить дома для богатых россиян и казахов. Если бы мне сказали что-то в этом духе, то я бы просто проигнорировала оскорбления. Но как объяснить ребенку, что все это стереотипное мышление жестоких одноклассников? Я ходила на собрания, поднимала вопрос, но мама Алана каждый раз на мои жалобы отвечала оскорблениями и приказывала вернуться на историческую Родину, если меня что-то не устраивает в Казахстане. Я поняла, что проблема не в мальчике, а в его семье.

Мы перевели в этом году Диору в международную частную школу, где учатся в основном дети экспатов. Надеюсь, что она больше никогда не столкнется с дискриминацией в этой стране. В любом случае, после этой ситуации, мы с мужем начали беспокоиться за безопасность нашего ребенка. У нас есть друзья-казахи. Они все высокообразованные и приятные люди. Когда узнали об этой ситуации, то все недоумевали и просили у нас прощения за маму одноклассника дочери. Наверное, в любой национальности есть плохие люди. По крайней мере, я себя так успокаиваю.

Катя, 5 лет

Наш прадед принимал участие в Великой Отечественной Войне, а Катя коренная алматинка в четвертом поколении. Все эти факты я озвучиваю, чтобы вы понимали, что для Кати Казахстан является самой настоящей Родиной. Мы никогда даже не задумывались о переезде в Россию, пока не стали чувствовать давление со стороны окружения, то есть казахов. Мы проживаем в районе первой Алматы, там, как известно, проживают старожилы этого города. За последние два года мы не заметили, как здесь все стало меняться. Район помолодел в плане жителей, и все они - представители титульной нации. В основном покупают жилье в наших старых пятиэтажках молодые семьи из разных концов Казахстана. Много среди них неработающих мам, которые сидят дома с детьми. Я сама работаю и муж тоже, ребенка оставляем в будние дни в детском саду, потому что бабушка живет в другом конце города. Естественно, что мы с новыми соседями не состоим в близких отношениях. Они зачастую с нами даже не здороваются в ответ. В выходные мы выходим с Катей на детскую площадку. Так как детей на площадке много, я всегда наблюдаю за ней с лавочки. Девочка она у нас очень коммуникабельная и может завести беседу с кем угодно, а еще она абсолютно не жадная и раздает всем свои игрушки, лишь бы с ней вместе поиграли. Однажды я заметила как ее отчитывала наша новая соседка. Я подошла и увидела как она на повышенных тонах говорит моей дочери что-то на казахском языке. Я вмешалась, Катя увидев меня, прилипла к моим ногам и буквально дрожала от страха. Женщину не остановило, что я подошла и пыталась защитить свою дочь. Причина конфликта оказалась настолько мелочной - Катя решила собрать свои игрушки и пойти домой, другая девочка не отдавала ей их и начала ее толкать. На что ребенок ответил тем же. Понимаете, такое среди детей распространенная ситуация. Но этот детский конфликт перетек в оскорбления от мамы девочки. Она начала орать на ребенка, а при виде меня и вовсе перешла на личности. Я не стала усугублять все и просто ушла за руку с дочкой домой. На следующей неделе с Катей на детской площадке никто не игрался. Я видела, что дети как-то ее отталкивают. Она сидела на песочнице и одиноко лепила фигурки. Придя домой, она разрыдалась и сказала, что остальные дети ее обзывали «сасык орыс» . Если честно, мы даже не знали, как переводиться это словосочетание. Начала расспрашивать у знакомых. Была в шоке от значения.

Наша соседка постаралась сделать козла отпущения из моей пятилетней дочери. Ничего лучше, чем издевательства на национальной почве она придумать не смогла. После этого случая мы больше не гуляем во дворе. Ходим в развивающий центр. Другие подруги рассказали о новой школьной программе, где изучение казахского языка для детей становится неподъемной ношей. Все чаще стали задумываться с мужем о переезде, но не в Россию, а в европейские страны. Несмотря на то, что по «Хабару» в Казахстане все национальности живут в мире и согласии, на деле все совсем по-другому. Национализм есть, и он очень страшный. Не казахам здесь жить, безусловно, гораздо сложнее. Я бы даже сказала опасно.

Женя, 15 лет

Наша семья - это выселенные из родных краев корейцы. Когда моего прадеда и прабабушку перевезли в Казахстан, им спасли жизнь местные жители. Поэтому с самого детства мы росли с глубоким уважением к казахской нации. Безусловно, мы бывали и в Корее, нашли там своих родственников, но Казахстан есть и остается нашим домом. Мой сын, Женя, считается активистом в школе. Все постановки, КВН и прочие активности не проходят без его участия. Успеваемость по урокам у него тоже хорошая. Любая мама будет хвалить своего ребенка, но Женя, и вправду, у нас совершенно положительный ребенок без вредных привычек и плохой компании. С сыном у нас особые отношения. У него нет от меня секретов, вплоть до амурных дел рассказывает маме. Я очень ценю доверие Жени и пытаюсь давать взрослые советы, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки.

В 8-м классе Женя скатился до троек, стал агрессивным, начал слушать грустные песни о безответной любви. Безусловно, я поняла, что мой мальчик влюбился. Не стала читать нотаций, решила отпустить ситуацию, чтобы он сам разобрался во всем. Первая несчастная любовь, с кем не бывает?

В конце третьей четверти, меня вызывают в школу. Приняла меня директор, начала с того, что у Жени плохая успеваемость. Я сказала, что подтянемся и все образумится, но директор не переставала крутить свою шарманку, а потом и вовсе попросила нас перевестись в другую школу. Было предчувствие, что проблема не в оценках. Мой ребенок стал кому-то мешать. По профессии я психолог, пришлось проводить полноценную сессию с директором, в итоге которой выяснилось, что у сына завязались отношения с одноклассницей Мариям. А она является дочкой чиновника, который увидел как мой сын провожал свою возлюбленную домой.

Женя и Мариям, несмотря на запреты со стороны семьи девочки, продолжали встречаться. Я так понимаю, что ей неоднократно делали предупреждения родители. В общем ее папа а-ля «большой человек» пришел к директору и попросил исключить из школы Женю иначе все спонсорство, которое он любезно оказывает учреждению, закончится, а школа потеряет отличницу Мариям. Легче было отказаться от Жени, поэтому я и сидела в кабинете с золотыми колоннами и директором с сумочкой Furla за 120 000 тенге.

Дома я поговорила по душам с сыном. Как выяснилось, Мариям не разрешают встречаться с Женей, потому что он не казах. С казахами ей дружить можно, но корейцы для семьи Мариям - это люди, которые кушают собак. Все. Занавес.

Я даже не знала как разрулить ситуацию, что сказать, как реагировать... С людской глупостью бесполезно тягаться.

К счастью, в новом учебном году Мариям уже не было. Поехала учиться в Штаты. Очень патриотичная семья, что сказать.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта