Главная » Участок и сад » История Китая. Три легендарных властителя и пять первых императоров. Желтый император Кто такой хуан ди

История Китая. Три легендарных властителя и пять первых императоров. Желтый император Кто такой хуан ди

Имя

Родовое имя

Исследователь III века Хуанфу Ми считал, что Хуан-ди - это название горы, где жил Император Хуан-ди, позже же он якобы взял себе это имя . Исследователь династии Цин Лян Юйшэн (Liang Yusheng 梁玉繩; 1745-1819), напротив, указывает, что гора была названа в честь Хуан-ди

Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Часть имени 黄хуан «жёлтый» также несёт в себе глубокую символику. Принято считать, что жёлтый цвет соотносится с характерным желтоватым оттенком вод «Жёлтой реки» Хуанхэ. Уместно предположить, что 黄хуан должно быть связано с цветовой символикой речных божеств и духов, живущих в Хуанхэ . Интересно, что жёлтый цвет в Китае стал императорским, правитель носил одежды золотисто-жёлтого цвета, на спине которых обычно вышивался золотыми нитями другой символ императорской власти - лун , являющийся одновременно и одним из речных божеств.

«Жёлтый император»

Установив мир, Хуан-ди принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в стране законы. Всего Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов.

Согласно легендам, имел 1200 жен и наложниц .

Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, ступки и пестика, лука и стрел, платья и туфель, а также разделение земли на наделы. Его сподвижники создали иероглифическую письменность и календарь.

Основоположник ряда интеллектуальных традиций

Хуан-ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов Хуан-ди Нэй цзин , а также короткого сочинения в стихах Иньфуцзин , почитаемого в даосизме. Привязку к Хуан-ди имеет также «Жабий канон» (Хама цзин 蝦蟆经), предположительно дин. Тан, содержащий предписания по акупунктуре и лечению прижиганиями.

Хуан-ди считается автором «Су-нюй цзин», древнейшего из дошедших до нас трактатов о даосских сексуальных практиках .

Атрибуты, мифологизация

Согласно древнекитайской мифологии, ему принадлежал волшебный лук , известный под названием Ухао (кит. 烏號 «тёмный плач»). Жёлтый император устроил пир на земле, и когда прилетел лун , посланец из небесного дворца, Хуан-ди отправился на нём в небо, однако все люди тоже захотели полететь на нём, схватившись за луньи усы, которые не выдержали тяжести и оборвались. Лук Хуан-ди, висевший на усах луна, также упал на землю, таким образом оставшись у людей.

Воскресение и даосский культ

Воскресение Хуан-ди считается прообразом достижения бессмертия в даосских практиках: согласно описанию в «Лесянь чжуань » 列仙傳, Хуан-ди предсказал день своей смерти; а в его гробе, позднее обнаруженном в разверзшейся горе, нашлись только меч и сандалии (по другим описаниям, шляпа и плащ). См. Мавзолей Хуан-ди .

См. также

  • Шаохао , сын Хуан-ди.
  • Син-тянь - великан, противник Хуан-ди

    Жёлтый император

    Yellow Emperor.jpg

    Жёлтый император

Напишите отзыв о статье "Хуан-ди"

Литература

  • Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 1. (перевод Р. В. Вяткина)
  • Лисевич И. С. Древние мифы о Хуан-ди и гипотеза о космических пришельцах // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М.: Наука, 1974. С. 40-42.
  • Завадская Е. В. , Кулагина-Ярцева В. С. Х. Л. Борхес о Хуан-ди // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1988. С.200-203.
  • Мартыненко Н.П. Легендарный первопредок китайской нации и первый правитель: к вопросу о первоистоках концепта Хуан-ди // PolitBook. 2015. № 4. С. 154-165.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хуан-ди

Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.
Его взбесило, что я не повторяю ей того, что он говорил. Он кричал на меня, орал на неё, бранился такими словами, которых я не слышала никогда… Плакал, если это возможно назвать плачем... И я поняла, что теперь он уже по-настоящему может стать опасным, только я ещё не понимала, каким образом это может произойти. В доме всё бешено двигалось, разлетелись оконные стёкла. Миля в ужасе стояла в ступоре, не в состоянии произнести ни слова. Ей было очень страшно, потому что, в отличии от меня, она не видела ничего из того, что происходило в той «другой», для неё закрытой, реальности, а видела лишь «танцующие» перед ней в каком-то сумасшедшем танце неодушевлённые предметы… и потихоньку сходила с ума…
Это в книгах очень забавно читать о загадочных полтергейстах, других реальностях и восторгаться героями, которые всегда «побеждают драконов»… В реальности же ничего «забавного» в этом нет, кроме тихого ужаса, что не знаешь, что с этим делать, и, что из-за твоей беспомощности, может прямо сейчас погибнуть хороший человек…
Я вдруг увидела, как Миля начала оседать на пол и стала бледной, как смерть. Мне стало до жути страшно. Я вдруг почувствовала себя тем, кем по-настоящему тогда была – просто маленькой девочкой, которая по своей глупости вляпалась во что-то ужасное и теперь не знает, как из этого всего выбраться.
– Ну, уж нет, – подумала я, – не получишь!..
И изо всех сил энергетически ударила эту ничтожную сущность, вкладывая в этот удар всё своё возмущение… Послышался странный вой… и всё исчезло. Не было больше сумасшедшего движения предметов в комнате, не было страха… и не было больше того странного полоумного человека, чуть не отправившего свою ни в чём не повинную жену на тот свет… В доме стояла мёртвая тишина. Только иногда позвякивали какие-то разбитые вещи. Миля сидела на полу с закрытыми глазами и не проявляла никаких признаков жизни. Но я почему-то была уверена, что с ней будет всё хорошо. Я подошла к ней и погладила по щеке.

Следы палеоконтактов, то есть пребывание в прошлом на нашей планете пришельцев из других миров, ищутся исследователями в самых разных местах, как среди археологических находок, так и в фольклоре древних людей.

Разные древнекитайские источники донесли до нас легенду о Хуанди, "сыне неба", который осуществлял в долине реки Хуанхэ в Китае цивилизаторскую миссию в 3 тысячелетии до нашей эры.

Как гласят древние памятники китайской письменности, Хуанди и его сподвижники, будто бы прилетевшие на Землю из созвездия Большой Медведицы (или Льва, как упоминается в некоторых источниках), построили в горах Куньлунь "дворец", откуда совершали экспедиции в долину реки Хуанхэ на удивительных самодвижущихся "колясках" и делились знаниями с местными жителями.

Эти легенды легли в основу одной из самых аргументированных работ, посвященных проблеме палеоконтакта, которая была проделана советским исследователем И.С. Лисевичем.

Он публиковал статьи на эту тему в журнале "Азия и Африка сегодня", N11 за 1974 год, и в сборнике "Проблемы поиска внеземных цивилизаций", 1981 год.

Если начинать с того, с чего начинает традиция, то мы узнаем об удивительно мудрых и гуманных существах, "сынах неба" (титулом китайских императоров это стало значительно позже), которые сделали немало доброго для еще диких тогда обитателей долины реки Хуанхэ.

Из всех "сынов неба" наибольший след в китайской мифологии и литературной традиции оставил Хуанди, появившийся в бассейне реки Хуанхэ в 26 веке до н.э.

В сказаниях о Хуанди много чудесного. Сам он наделен магическими способностями, вокруг него - покорные ему монстры и чудесные существа, он совершает фантастические путешествия: к Солнцу, к вершинам Куньлуня.

Но среди всего этого можно заметить то, что отличает Хуанди и от божества, и от пророка, и даже от культурного героя.
Он не перестраивает мир и тем более не творит его, не обращает людей на путь истинный, не требует поклонения.

В деятельности Хуанди и его помощников обращает на себя внимание удивительный рационализм, который легко просматривается сквозь все и всяческие напластования.

Конечно, Хуанди и его "вассалы" помогают людям. Они научили аборигенов множеству необходимых вещей: делать лодки и упряжь для волов, копать колодцы и изготовлять музыкальные инструменты, возводить оборонительные стены и лечиться иглоукалыванием.

От себя замечу, что всему или почти всему этому люди могли научиться еще до появления этих пришельцев, за ислючением, может быть, иглоукалывания.
Вернее было бы сказать, что они научили людей особым, скажем нетривиальным, способам делать всевозможные инструменты и т.п.

Но главным для них оставались все же собственные дела, которыми они занимались систематически, неуклонно, строго соблюдая разделение обязанностей - так, наверное, и должно быть в высокоорганизованной комплексной научной экспедиции...

Целый ряд помощников Хуанди, например, целиком был занят астрономическими наблюдениями.
Наряду с ними, они начали создавать также земные карты.

Но самым удивительным во всей деятельности "сынов неба" все же был явно просматриваемый по текстам мифов некий технологический аспект, создание и использование сложных и непонятных нам аппаратов и приспособлений.

Известно, например, что команда Хуанди изготовляла какие-то огромные металлические зеркала.

Треножники являлись как бы "подобием Великого единого", т.е. Дао, скрытого двигателя Вселенной.
Высота их была около 3 - 4 метров, однако объем был сравнительно невелик - не более 100 литров, так что большая часть этой высоты приходилась на три его опоры.

Заглянуть внутрь столь высоко поднятого вместилища зритель, разумеется, не мог, но источники утверждают, что "сотни духов, чудовищ и животных наполняли его внутри", т.е. можно предположить, что из работающего треножника слышался какой-то шум, доносились голоса.

Прямо указывается, что он "клокотал". Появлялись ли на нем изображения, трудно сказать, однако известно, что треножник "изображал дракона, летящего в облаках", а вскоре этот дракон явился воочию и забрал Хуанди и всех его спутников.

В пользу того, что "треножник" мог использоваться для установления дальней связи, возможно, говорит и другое - его расположение было выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечить прямую ведимость звезд Сюань-юань, откуда Хуанди прибыл на Землю.

В источниках сказано также, что "этот треножник знал благоприятные и неблагоприятные признаки, знал существующее и исчезнувшее".
Интересно также, что его можно было приводить в движение и останавливать, и он был в состоянии каким-то образом воздействовать на силы гравитации - "мог становиться легким и тяжелым".

Еще одно любопытное сообщение содержится в конфуцианской канонической "Книге установлений".
В ней говорится, что во времена "совершенномудрых" древних государей "в горах появлялась повозка - сосуд".

А в комментарии, цитирующем исчезнувший апокриф, появляется: "Горная повозка - это естественная повозка. Свисают крючья, никто не гнет, не направляет, сама собой закручивается, изгибаясь..." - т.е. речь идет о способности повозки в целом или ее ходовой части (гусеницы?) свободно менять форму, как бы "растекаясь", применяясь к неровностям местности.

Даосские тексты упоминают о том, что таких повозок у Хуанди было множество - "горные повозки заполняли равнины", и не только их.

Можно допустить, например, что странная "повозка" имела обтекаемую форму сосуда или капсулы, что у нее было какое-то твердое, ярко окрашенное покрытие, сверкающее белым металлом ("серебром"), что она могла двигаться по сильно пересеченной местности, причем в нее никто не был запряжен (обычно это скурупулезно отмечается) и, по-видимому, никто ею не управлял - она передвигалась как бы сама собой, "естественно".

Хуанди и основная группа его помощников действовала в Северном Китае - там, где впоследствии возникло ядро китайской цивилизации.
А освоение юга осуществлялось теми, о которых даже трудно сказать - были ли это живые существа, автономные механизмы - роботы или механизмы, непосредственно управляемые живыми существами.

В древних источниках они фигурируют как "Чи Ю и его братья" - можно заключить, что они были подобны друг другу.
В разных источниках примерно одинаково указано число "братьев" – их было 81 или 72 брата, каждый из которых был страшен и необычен, имел медную голову, железный лоб, звериное тело, коровьи копыта, четыре глаза и шесть рук, умел говорить по-человечьи.

Рассказывают также, что на голове у Чи Ю рос крепкий и острый рог, а когда волосы за его ушами вставали торчком, они напоминали мечи и трезубцы (антенны?).
Некоторые считали, что у Чи Ю было восемь рук и восемь ног - всюду говорится по-разному (или же его внешний вид мог меняться время от времени...).

Удивителен не только внешний вид Чи Ю, еще удивительнее то, чем он питался. Его обычной пищей были камни, песок и куски железа.
Он был искусен в изготовлении различного оружия и был наделен божественной силой, намного превосходившей силы людей.

По сообщениям древних, у Хуанди, как и у Чи Ю, было четыре глаза - во всяком случае, их считали глазами, а также шесть рук или манипуляторов.

Подобно "горной повозке", Чи Ю мог преодолевать пересеченную местность и даже ненадолго взлетать в воздух.

Сообщают, что отделенная впоследствии от туловища и с предосторожностями захороненная металлическая "голова" Чи Ю долгие годы продолжала излучать тепло.
Из захоронения время от времени выбивалось облачко отсвечивающего красным пара, которому поклонялись местные жители.

Этого единственного Чи Ю, как и Хуанди, именовали "древним сыном неба". Впоследстви только он один был похоронен в долине Хуанхэ - роботы же были переправлены куда-то "за восемь пустот".

Кстати, сама идея роботехники возникла в Китае давно, очень рано. Она зафиксирована письменно в 4 веке до н.э., а связанные с этим события относятся к 10 веку до н.э.

Царь Му, к которому привели робота, не смог отличить его от обычного человека.
"Кто это вместе с тобой пришел?" - спросил он мастера. И тот отвечал: "Артист - сделанный вашим слугой".

Искуссно сделанный артист якобы мог петь и плясать, причем все это он делал с должным выражением. Он был способен также на вполне самостоятельные действия (!) - именно его непредвиденный поступок и заставил мастера в конце концов разобрать свое (?) творение.

Тогда оказалось, что несмотря на всю сложность поведения артиста, тот представлял собой лишь биомеханический организм - подобие человека с полным наборов внутренних органов, созданных искусственным путем.

Царь тщательно все осмотрел, и все оказалось искусственным: внутри - печень, желчный пузырь, сердце, легкие, селезенка, почки, кишки, желудок, снаружи - мышцы с костями, конечности с суставами, кожа с волосами, зубы и прическа (японцам такое еще даже и не снилось!..).

И если легенда "Лецзы" относит создание биоробота к 10 веку до н.э., то не исключено, что основой для нее послужили события еще более ранние, имевшие место, например, во времена Хуанди.

Хуанди руководил и правил Поднебесной в течение 100 лет, хотя прожил гораздо дольше - источники называют цифры в 210 и 300 лет.
Где и в каких занятиях прошли его остальные годы - можно только гадать. Например, даосские источники недвусмысленно заявляют, что после 100 лет "правления" Хуанди вернулся на свою звезду.

В "Описании гор Дракона и Тигра" сказано, что Хуанди, овладевший основным законом Вселенной - Дао, странствовал по ней в "беспредельности".
О том, как происходил сам полет, источники умалчивают, однако не следует забывать, что в мифы о Хуанди органически входит образ "грома".

В "Записях об основных деяниях Хуанди", включенных в священный даосский канон, сообщается следующее: "Фэнцзы сжег себя в куче пламени, вместе с дымом поднялся и опустился, за одно утро долетев до зыбучих песков, т.е. туда, где находилось знаменитое "oзеро Грома" и, вероятно, база возможных "пришельцев".
Кстати, не стал ли этот Фэнцзы прототипом птицы Феникс?

Далее, по сообщениям источника, он использовал какое-то "фэйюй" - что означает нечто вроде "летающей рыбы". По-видимому, иероглиф "фэй" следует переводить не как "летающий", а для "полета".
Согласно "Книге гор и морей", "фэйюй" "предохраняет от оружия и позволяет не опасаться грома".

Далее следует очень интересное. По свидетельству источника, воспользовавшись "фэйюй", сподвижник Хуанди "временно умер и возродился через двести лет".
Иначе говоря, сообщение в целом может быть интерпретировано так, что, прилетев на "oзеро Грома", Фэнцзы прибег к некоему средству, необходимому для дальнейшего, более длительного полета и предохраняющему от каких-то его вредных воздействий, после чего погрузился в состояние летаргического сна.

Естественно, при этом возникает мысль об анабиозе как одной из удобных форм решения проблемы времени при космических полетах на дальние расстояния.

В источниках также говорится, что Хуанди якобы овладел самой "субстанцией грома". Создается впечатление, что он мог перемещаться в пространстве с огромными скоростями.
На такую мысль наводит, в частности, сообщение о чэнхуане - драконе, на котором Хуанди поднимался к Солнцу.

По словам одного древнего сочинения, это удивительное средство передвижения "происходит из страны, где рождаются солнца", и оно очень старо - ему 3 тысячи лет.
Но самое главное - его огромная скорость влияет на ход времени, предотвращает старение человеческого организма: чэнхуaн в "один день покрывает мириады верст, севший на него человек достигает возраста 2 тысячи лет".

Есть также основания полагать, что, упоминая Сюань-юань, древние авторы часто имели в виду не все созвездие в целом, а лишь район его самого яркого светила - Регула (альфа Льва).

То, что у преемников Хуанди не было ни "четырех лиц", ни "четырех глаз", очень хорошо совпадает с космической гипотезой.
Действительно, Хуанди был первопроходцем и должен был соблюдать известную осторожность. Но те, кто последовали за ним, знали, что на Земле можно обойтись без скафандров.

Судя по некоторым косвенным данным, их корабль мог приземлиться на северо-западе, в пустыне Гоби. Такую мысль подсказывают сведения об "озере Грома" в древнем "Каноне гор и морей", "Критических рассуждениях" Ванчуна и других книгах.

Гром в них рассматривается отнюдь не как атмосферное явление, "меcтонахождение" грома и его божества точно дислоцировано на пустынном озере, отделенном от населенных областей Китая "сыпучими песками".
Для посадочной площадки это действительно было бы идеальным местом, особенно, если пришельцы по каким-то соображениям предпочитали бы приводняться.

Интересно, что сам гром древние китайцы изображали в виде огромного барабана, очень высокого (точнее сказать, длинного) и узкого, с небольшими срезами на концах, где натягивалась кожа, и своей сигарообразной формой они более всего напоминали ракету.

Что же происходило во времена Хуанди в окрестностях удивительного "озера Грома"?
Оказывается, даже в неблагоприятную погоду в этих гиблых местах день и ночь не прекращалась оживленная деательность.

Вот что говорит, например, "Описание первоначальных деяний Хуанди", включенное в даосский канон "Даоцзан": песок такой, что поставишь ногу - и она тонет, глубок - трудно измерить, подует буря - и песок словно туман.
Но в тумане этом - множество чудесных драконов, рыб, черепах - и все они могут летать. Каменная корзина, прочная, но чрезвычайно легкая, свободно плывет над песками.

Обратите внимание на любопытную деталь - хотя древний человек и отождествлял с животными необычные аппараты, сновавшие в окрестностях "озера Грома", ни одно из них не представлялось ему чем-то мягким, теплым, созданным из живой плоти.
О двигающейся как бы на воздушной подушке "каменной корзине" нечего и говорить.

Но и все остальные "животные" по китайской классификации входят в разряд панцирных и чешуйчатых, иными словами, их главным отличительным признаком для древнего человека была твердая, непроницаемая оболочка...

Летающая "каменная", то есть сделанная из какого-то твердого неметаллического материала, "корзина", по-видимому, могла подниматься не слишком высоко в воздух.
Но у пришельцев было и другое летающе приспособление, которое называлось "драконом".

Древние совершенно определенно отмечают исключительность так называемого "отвечающего дракона" Хуанди, его непохожесть на всех других драконов, в изобилии населяющих китайский фольклор.

А самое удивительное - для него были небезразличными погодные условия.
Именно из-за плохой погоды Хуанди однажды пришлось отменить очень важный полет, хотя, как сказано в источнике, все было готово и дракон уже "набрал воду" (т.е. был заправлен жидким горючим?).

То, что тот "дракон" испугался дождя и ветра выглядит очень забавно, поскольку в китайской мифoлогии дракон - сам повелитель дождя.
Но если у этого "дракона" был реальный прототип, типа самолета, то происшедшая задержка не вызовет недоумений.

В ряде китайских источников - "Критических рассуждениях" Ванчуна (I век), "Исторических записках" Сымацяня" (II век до н.э.) и других достаточно реалистично описывается сцена отбытия Хуанди и его спутников на этом летательном аппарате после того, как его земная миссия завершилась: "Хуанди, добыв медь на горе Шоушань, отлил треножник у подножиа горы Цзиньшань.

Когда треножник был готов, сверху за Хуанди спустился дракон со свисавшими вниз усами (нечто вроде трапа?).
Хуанди взошел на дракона, все его помощники и семьи последовали за ним. Взошедших было более 70 человек.
Остальные подданные не могли взойти и всем скопом ухватились за усы. Усы оборвались и все попадали на землю.

Так отбыл обратно многомудрый пришелец со своими помощниками, оставив подданных в полном отчаянии - они долго оплакивали его и, чтобы как-то отдать дань уважения ему и своим обычаям, похоронили в кургане вещи Хуанди" (неплохо было бы найти тот курган с вещичками!..).

Кроме базы в пустыне Гоби в районе "озера Грома", кроме в совершенстве оборудованного недоступного дворца в горах Куньлуня, местом деятельности пришельцев древние мифы называют также юг нынешнего Китая, где действовала группа во главе с Чи Ю, о которой уже упоминалось.

Как видно из всех многочисленных древнекитайских источников, Хуанди и его команда не очень-то напоминают вездесущих "серых", "блондинов" или даже рептилоидов, плотно населяющих современный уфологический фольклор.
Можно предположить, что это был какой-то другой тип пришельцев.

Так в файлах американского исследователя А. Росалеса, о которых я подробнее упоминаю в своей статье "Проблема НЛО - две реальности" , имеется информация о десятках, если не сотнях видов пришельцев, с которыми происходили встречи людей.

Так что Хуанди со спутниками вполне мог принадлежать к не самым "популярным" расам, посещавших нашу планету.
Да и в технологическом плане, как следует из древних источников, Хуанди и со-товарищи не выглядят такими далеко ушедшими вперед, как большинство современных пришельцев.

Что тоже не удивительно - в конце концов, Землю посещают представители цивилизаций с разными уровнями технологического развития, да и сами события происходили несколько тысячелетий назад...

В любом случае, цикл сказаний о Хуанди в многочисленных древнекитайских источниках говорит о том, что эти события, скорее всего, происходили в реальности, и что они не только оказали большое влияние на развитие Древнего Китая, но и являются, пожалуй, наиболее документированными и достоверными упоминаниями о палеовизите пришельцев, происходившем в прошлом на территории Китая.

Хуа н-ди «жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»

В древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с жёлтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д. почитался в качестве драконоподобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.

Считается, что родовой фамилией Х.-д. была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Х.-д. - один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.

Х.-д. приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Х.-д. был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. победил в битве при Чжолу и казнил.

Х.-д. никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Х.-д. женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Х.-д. как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии ["Хуайнань-цзы", «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Х.-д. ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Х.-д. как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе X.-д. чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).

  • Сыма Цянь, Исторические записки («Ши цзи»), пер. с кит., т. 1, М., 1972, с. 133-35;
  • Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 100-26;
  • Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе, М., 1979, с. 89-100;
  • Имаи Усобуро, Котэй-ни цуйтэ (О Жёлтом государе), «Камбун гаккай кайхо» (Труды общества по изучению Камбуна), Токио, 1953, No 14;
  • Митараи Масару, Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе), «Хиросима дайгаку бунгаку бу киё» (Записки литературного факультета Хиросимского университета), 1969, т. 29, No 1;
  • Тэцуи Кэйки, Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю), «Тохо сюкё» (Религия Востока), 1972, No 39;
  • Мори Ясутаро, Хуан-ди чуаньшо (Легенды о Желтом государе), в его кн.: Чжунго гудай шэньхуа яньцзю (Исследования древних мифов Китая), пер. с япон. на кит. Ван Сяо-ляня, Тайбэй, 1974, с. 149-76.
[Б. Л. Рифтин

Когда мир был успешно создан, Нюйва и Фуси населили его людьми. Настало время строить государства и наводить порядок среди живших в пещерах первобытных охотников. Об этих древнейших временах осталось мало письменных свидетельств. Традиционно, они называются периодом Трёх Властителей и Пяти Императоров (三皇五帝). Портреты правителей тех далёких дней обросли легендами и мифами так, что невозможно понять, были они реальными персонажами, или отражали космогонические представления древних китайцев о триединстве Неба, Земли, Человека и Пяти элементах (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево).

Этот нефритовый дракон был создан в 5 тысячелетии до нашей эры. Найден на территории Внутренней Монголии в 1971 году. Тонкость и точность работы поражают даже современное воображение. Ведь нефрит — очень твёрдый материал. Как можно было создать такую вещь каменным топором? Или, всё-таки, легендарные властители действительно владели высокими технологиями?

Правление трёх властителей и пяти императоров — период, когда на территории Китая общество жило в неолите, используя каменные орудия труда. Примерно с 8500 до 2070 года до нашей эры. Судя по экспонатам Национального музея в Пекине, в эту эпоху укладывались как обезьяноподобные предки в шкурах и с топорами, так и высокоразвитая цивилизация с прекрасным художественным восприятием и великолепными мастерами. Знатоки теории Фен Шуй будут приятно поражены древностью этих знаний. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры в захоронениях по обе стороны умершего располагались Дракон и Тигр.


Захоронение с Драконом и Тигром. Культура Яншао, найдено в провинции Хэнань в 1981 году

Имена этих легендарных персонажей, а также периоды их правления, очень сильно отличаются в разных источниках. Здесь будет приведена классификация по «Историческим запискам» (史记, « Ши Цзи») одного из величайших историков Китая, Сыма Цяня (司马迁 ), 145-86 года до нашей эры.

Три властителя

(女媧 ) или Земной властитель (地皇) — богиня-мать, создательница человечества. Её правление, скорее всего, относится к периоду матриархата. И иногда соотносится с Золотым веком, когда на Земле не было ни голода, ни болезней, дикие звери и люди жили дружно, ядовитые змеи не кусались, и смерть приходила только когда человек просил о ней. Нюйва дала своим подданным музыку, танцы и свадебные ритуалы, а также научила их готовить еду на огне. А когда решила завершить своё правление, поднялась на небо, и с тех пор живёт там тихо и скромно, не кичась своими заслугами.


Переносная печь для приготовления пищи, 5 тысячелетие до н.э. Найдена в провинции Хэнань в 1956 году

(伏羲) или Небесный властитель (天皇) — брат и муж Нюйвы. Период его правления знаменует переход от матриархата к патриархату. Он принёс людям письменность, измерительные приборы, научил правилам охоты и рыбной ловли, издал первые законы и заложил основы государственности. Ему приписывают также создание восьми божественных триграмм, Ба гуа (八卦 ), которые легли в основу Книги Перемен и теории Фен Шуй Школы Компаса.


Черепки с иероглифами. 5-3 тысячелетие до н.э. Найдены в Баньпо, Сиань, провинция Шэньси в 1956 году

Шэнь-нун (神農) или Властитель людей (泰皇) — легендарный бог земледелия и медицины. Он принёс людам науку о возделывании почвы, создании сельскохозяйственных орудий, систем ирригационных каналов, копании колодцев и подробного сельскохозяйственного календаря. А также знания обо всех лекарственных травах и времени их сбора, аккупунктуре и правилах лечения различных болезней. Ему приписывают открытие чая, как культового напитка и как лекарства. Иногда он ассоциируется с Янь Ди (炎帝 ), Огненным императором. По легендам, также, как Фуси и Нюйва, имел змеиный хвост.


Сосуды для хранения масла, вина и зерна. 5-3 тысячелетие до н.э., найдены в провинции Шэньси в 1958 году

Пять Императоров

Хуанди (黃帝), Жёлтый Император . Пожалуй, самый известный персонаж из всех мифических правителей. Считается предком всего китайского народа. Его правление предположительно датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Иероглиф 帝 (ди) обычно переводится как «император», но также означает «дух» или «божество». Иероглиф 黄 , жёлтый, может иметь несколько значений. Во-первых, это цвет стихии Земли в теории Фен Шуй. Во-вторых, это цвет Жёлтой реки, в бассейне которой зародилась китайская цивилизация. Таким образом, жёлтый цвет стал почитаться как священный, его могли носить только члены императорской семьи, а простым гражданам, одевшим его, грозила смертная казнь.Еще одна интересная теория, по поводу жёлтого цвета, высказана тайваньским учёным Чань Тсунтунгом (Chang Tsung-tung), о европейском происхождении Жёлтого императора, волосы которого были золотистого цвета.


Птица Феникс, которая тоже ассоциируется с золотистым цветом. Вырезана из кости, 6-4 тысячелетие до н.э., найдена в провинции Чжэцзян в 1977 году

Хуанди изобрёл множество полезных в хозяйстве вещей, в то числе весла и лодку, ткацкий станок и медный топор, а также усовершенствовал и уточнил календарь. Даосы почитают его, как основателя их учения. По легендам, он сумел объединить вождей разрозненных племён и создал первое государство. По окончании его царствования, за ним прилетел дракон, на котором Жёлтый император вознёсся по одной версии на небо, а по другой — на гору Куньлунь.


Нефритовая фигурка 3-2 тысячелетия до н.э. Мне лично напоминает Бабу Ягу с пропеллером

Шаохао (少昊) — по одной версии, сын Хуанди, по другой — его племянник, сын прекрасной сестры Жёлтого императора, Хуан’э и бога планеты Венеры. Правил приблизительно в 2500-х годах до нашей эры. В его время произошла крупная миграция восточных племён на запад. Но в записях Сыма Цяня его нет, многие историки сходятся, что он был добавлен позже, либо вообще не правил, власть перешла от Хуанди напрямую к Чжуаньсюю.

Чжуаньсюй (顓頊) — по одной версии, сын Шаохао, по другой — его племянник. Но обе версии называют его внуком Хуанди. Правил в 2400-х годах, в течение 78 лет.Поскольку Пять императоров соотносятся с теорией пяти элементов, эпоха правления Чжуаньсюя представляет Дерево . Чжуансюй повёл племена на восток, в современный Шаньдун, где и осел, активно заключая браки с местным населением. В мифологии его ассоциируют с богом Полярной Звезды. Его сыновья были недостаточно талантливы, поэтому наследовал престол его двоюродный брат Ку.


Сосуды со стенками, толщиной в яичную скорлупу. Луншаньская культура, 2500-2000 гг до нашей эры. Найдены в провинции Шаньдун в 1979 году

Ку (喾) — также, то ли сын, то ли племянник Шаохао, но, опять же, внук Жёлтого императора. Правил в 25-24 столетиях до нашей эры. Известен также как Белый император, стихия его правления — Металл . Изобрел множество музыкальных инструментов, барабан, флейту, окарину, колокольчики, и стал первым известным композитором. А также, на диво всем подданным, ездил на лошади осенью и зимой, и на драконе весной и летом. Многие императорские династии провозглашали себя потомками Ку, соревнуясь в изобретатении невероятных легенд о своём происхождении.


Колокола времён династии Западная Чжоу

Яо (堯) — сын императора Ку. По легендам, царствовал ровно сто лет, в 24-23 столетиях до нашей эры. Во время его правления начался переход от рабовладельческого к раннему феодальному обществу. Именно он приказал построить обсерватории для наблюдений за небесными телами, ввёл календарь в 366 дней и создал астрономические институты для детальных наблюдений за небесными светилами. По теории пяти элементов, его правление шло под стихией Огонь . Слыл мудрым и справедливым правителем. Поскольку девять его сыновей не отличались талантами, а жили праздной жизнью, наслаждаясь вином и женщинами, устав от тяжёлого бремени властителя, передал бразды правления Шуню, заодно выдав за него обеих своих дочерей. Этот момент нашёл отражение в знаменитом средневековом романе «Троецарствие » (三国), когда Цао Пей заставил последнего императора династии Хань уступить ему престол, ссылаясь на эту легенду.

Шунь (舜) — по некоторым версиям, отдалённый потомок Чжуансюя. Родился в простой семье, однако с детства обладал добродетелью и умел вести за собой людей. Злая мачеха выгнала его из дома, и во время своих скитаний он помогал крестьянам разрешить споры и ссоры ко всеобщему удовольствию. Поэтому когда настала пора выбирать следующего правителя, Яо выбрал Шуня. Однако, есть и другая версия, что Шунь, пользуясь своим авторитетом, сверг Яо, посадил его в темницу и узурпировал трон, подвинув сыновей предыдущего императора. Но все сходятся в одном достижении Шуня: он сумел остановить Великий Потоп, создав продуманную систему каналов и иригационных сооружений. Соответственно, его правление проходило под влиянием стихии Воды .

© Елена Авдюкевич, сайт
© «Прогулка с Драконом», 2016. Пожалуйста, не копируйте тексты и фотографии с сайта сайт без согласия автора или без ссылки на источник

Фото экспонатов Национального Музея в Пекине сделаны Еленой Авдюкевич

Жёлтый император

Хуан-ди или Жёлтый император (кит. 黃帝 / 黄帝 huángdì) - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев.

Установив мир, Хуан-ди принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в стране законы. Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов.

Хуан-ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов Хуан-ди Нэйцзин Линшу Сувэнь, а также короткого сочинения в стихах Иньфуцзин, которое особенно почитается в даосизме как основное сочинение.

См. также

Литература

  • Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 1. (перевод Р.В.Вяткина)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хуанди" в других словарях:

    - (Желтый император) персонаж др. кит. мифов и ист. преданий. В мифах X. предстает как высший правитель в царстве богов, гл. верх. владыка, правитель вселенной. С сер. 1 го тыс. до н. э. выступает и как земной правитель далекой древности. X.… …

    - (Кит.) Великий Дух. Сказано, что Сыновья Его овладели новой мудростью и передали смертным то, что они знали до этого, падением подобно восставшим ангелам в Долину Страдания, которые аллегорически есть наша Земля. Другими словами, они… … Религиозные термины

    Хуанди - персонаж др. кит. мифов и ист. преданий. В мифах Х. предстает как высший правитель в царстве богов, гл. верхов. владыка, правитель вселенной. С сер. 1 го тыс. до н.э. выступает и как земной правитель далекой древности. Х. приписывается… …

    Эрши Хуан ди (кит. 二世皇帝, пиньинь Èr Shì Huángdì) второй император циньской династии, правил с 210 по 207 до н. э.. Родился в 229 до н. э.. Семейное имя Ин Хухай (嬴胡亥 yíng hú hài), коротко Ху Хай. Пришёл к власти после смерти своего отца Цинь… … Википедия

    Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди (кит. 秦始皇, пиньинь Qín Shǐ Huáng; 259 210 гг. до н. э.) правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К … Википедия

    Ин Чжэн (259 210 до н. э.), правитель царства Цинь в 246 221 до н. э., император Китая в 221 210 до н. э. Происходил из правящего дома царства Цинь. Его мировоззрение формировалось под сильным влиянием легизма (см. Фацзя). Завоевал 6… … Большая советская энциклопедия

    Ин Чжэн (259 210 до н. э.), правитель царства Цинь в 246 221 до н. э., имп. Китая в 221 210 до н. э. Происходил из правящего дома царства Цинь. Его мировоззрение формировалось под сильным влиянием легизма (см. Фацзя). Завоевал 6 кит. царств и в… … Советская историческая энциклопедия

    Цинь Ши-хуанди - (259 210 до н.э.) правитель царства Цинь в 246 221 до н.э., имп. Китая в 221 210 до н.э. Происходил из правящего дома царства Цинь. Его мировоззрение формировалось под сильным влиянием легизма. Завоевал 6 кит. царств и в 221 до н.э.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Образование Циньской империи - В ходе непрерывной междоусобной борьбы древнекитайских царств на протяжении V III вв. до н. э. выявилась определённая историческая тенденция необходимость политического объединения разрозненных царств в единое сильное государство, способное… … Всемирная история. Энциклопедия

Книги

  • История человечества. Восток , . Загадочный Восток всегда вызывал неподдельный интерес не только у исследователей, но и у обычных людей. История восточной цивилизации теряется в глубине не простовеков - тысячелетий.…


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта