Главная » Крыша » Понятие социального процесса. Социальные процессы Социальные процессы общее и особенное

Понятие социального процесса. Социальные процессы Социальные процессы общее и особенное

Социальный менеджмент — раздел менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных последствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.

Теоретической основной социального менеджмента являются , демография, . Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами и математическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

Социальный менеджмент тесно связан с управлением социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации — специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации ; совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.

По своему назначению управление социальным развитием организации ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации достойных условий труда и быта. Рекомендации социального менеджмента направлены на развитие у персонала положительных результатов поведения.

Предметом социального менеджмента являются отношения в обществе, социальные процессы и их закономерности.

Объектами социального менеджмента выступают социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере.

Структуры социального менеджмента призваны проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы социальной справедливости. Механизм функционирования структур социального менеджмента основывается на четкой постановке цели, разработке обоснованной стратегии ее достижения.

Социальные процессы

Социальные процессы связаны с отношениями между индивидами и как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.

Социальный процесс — последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов.

В ходе социальных процессов изменяются существенные характеристики социальной структуры общества, соотношение социальных групп, взаимоотношения и характер взаимодействия между ними.

Социальная деятельность осуществляется посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

Каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общественной системе. Общество, являясь социентальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд дифференцированных функций, являющихся следствием разделения общественного труда. Дополняя друг друга, и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социентального организма .

Дифференциация общественных функций сопровождается возникновением экономических, социальных, политических и других институтов. Функции, связанные с обеспечением деятельности этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями.

Классификация социальных процессов

По выделению их сущности:

  • базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);
  • интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);
  • процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);
  • генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

По критерию масштабности различают:

  • глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);
  • локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.

Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:

  • занятость и безработица;
  • вынужденная миграция;
  • прожиточный минимум;
  • детская безнадзорность;
  • формирование доходов населения;
  • формирование ;
  • образ жизни;
  • оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций;

Социальные процессы в России

Социальные процессы приводят к изменению существенных характеристик социальной структуры общества, соотношений социальных групп, взаимоотношений и характера взаимодействия между ними.

В начале 90-х гг. в связи с переходом к в социальной структуре российского общества произошли существенные изменения:

  • Возник слой крупных собственников (сосредоточен, в основном, в сфере обращения: банки, биржи, торговые фирмы, промыш- ленно-финансовые компании).
  • Слой мелких собственников (фермеры, мелкие торговцы, владельцы частных мастерских, частнопрактикующие врачи, юристы, педагоги и т.д.).
  • Изменилась структура работников наемного труда (различные формы собственности: государственные, акционерные, частные).
  • Активно идет процесс слияния двух основных групп элиты — необуржуазии и новой номенклатуры.

Социальные процессы - это однородные серии явлений, возникающие в связи с взаимодействием людей; вызывающие изменение состояния и элементов

Серия явлений может быть воспринята как процесс лишь в случае, если:

  • сохраняется идентичность во времени, позволяющая выделить ее из множества других серий;
  • имеется взаимосвязь между предшествующими и вновь возникшими явлениями;
  • предшествующие явления должны вызывать однородное положение вещей.

Социальные процессы могут совершаться в 3 возможных формах, а именно:

  • субъектной, выражающейся в последовательных действиях участников ;
  • объектной, выражающейся в последовательном изменении состояния социального явления;
  • технологической, выражающейся в соблюдении, осуществлении определенной техники.

Социологи Э.Берджес и Р.Парк создали одну из классификаций основных социальных процессов. В частности ими были выделены процессы кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации.

  1. Процесс кооперации может происходить между двумя людьми, а также в малых и больших группах. Его основу составляют согласованные действия людей, направленные на достижение общих целей;
  2. Процесс приспособления, при котором индивид подстраивается под новые условия, принимает ценности и новой среды, так как старая не удовлетворяет имеющихся потребностей. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение;
  3. Процесс конкуренции означает борьбу между людьми, их группами или обществами за получение определенных ценностей власти, денег, любви и т.д.). Конкуренция стимулирует деятельность людей, позволяя достигать высоких результатов;
  4. Конфликт означает столкновение интересов людей, различных групп и обществ. Одним из наиболее негативных примеров конфликта является война, когда в целях приобретения каких-либо ценностей происходит столкновение интересов, приводящее к гибели людей.
  5. Процесс ассимиляции, то есть взаимного культурного проникновения, при котором разные группы или общества приходят к общей культуре.
  6. Процесс амальгамизации, то есть биологическое смешение этнических групп и народов, после которого они становятся одним целым.

Социальные процессы и их виды

1) Однонаправленные (однолинейные) процессы. В своем развитии они проходят один и тот же путь или определенную (схожую) последовательность стадий. Примером может послужить к развитию государства, где выделяются рабовладельческий, феодальный и капиталистический которые последовательно сменяли друг друга;

2) Мультилинейные социальные процессы предполагают наличие нескольких альтернативных путей развития;

3) Нелинейные процессы, когда происходят прорывы или скачки после продолжительного периода роста. Примером здесь может послужить к развитию общества. Переход к новой формации происходил в результате качественного скачка в развитии экономики, который приводит к радикальной трансформации государства;

5) Волнообразные социальные процессы, которые повторяются или схожи с предыдущими моделями;

6) Цикличные процессы происходят (повторяются) через определенные промежутки времени;

7) Спиралевидные процессы - сходны между собой, однако различаются по уровню сложности. При этом цикл может быть прогрессивным и регрессивным;

8) Случайные социальные процессы - отдельно взятые частные случаи, когда изменения происходят не по определенному известному образцу;

9) Стагнация - в течение некоторого времени в состоянии системы не происходит каких-либо изменений.

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальные изменения, происходящие через механизм внедрения инноваций в ту или иную социальную систему, предполагают обязательность процесса - возможно краткого или протяженного во времени.

Социальный процесс - это однонаправленные действия людей, приводящие к смене состояния элементов в социальной системе. Без процессов, приводящих к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может.

Из всего многообразия социальных процессов социология выделила основные: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамиза- ция. Кооперацию как совокупность совместных действий и взаимодействий знают все общества и во все исторические периоды. Кооперация с латинского языка означает «вместе работать». В основе кооперации находится осознанное стремление людей добиться наибольшего эффекта от совместной деятельности. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться, т.е. вступать в совместные действия с другими людьми, в конечном итоге будет не успешна в жизни.

Кооперация как социальный процесс - это не только совместный производительный труд. Кооперация выступает в виде многих людей, работающих в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и т. д. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

Кооперация предполагает одновременное наличие рядом с ней такого проявления социального процесса, как конкуренция. Под конкуренцией понимается стремление достигнуть вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Это могут быть деньги, власть, статус, любовь и т. д. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия и в условиях дефицита товаров, услуг, должностей, свобод и т.д. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить обезличенный характер. Например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна. В то же время в обществах в основном с достигаемыми статусами конкуренция пронизывает все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства и продолжаются фактически всю жизнь.

Значение конкуренции в жизни общества, в осуществлении в нем социальных процессов заключается в том, что она стимулирует элементы общества, индивидов к достижению победы через созидание. Вместе с тем конкуренция - не панацея от всех бед и не единственный (тем более не универсальный) вид социального процесса, приводящего к социальным изменениям. Люди как участники конкурентной борьбы и ее инициаторы при определенных обстоятельствах могут стремиться к ослаблению конкуренции. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности, безопасности, люди начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции, некоторые отрасли экономики требуют защиты их интересов со стороны государства, и эти преференции не всегда оправданны. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть.

Помимо этого конкуренция при известных обстоятельствах может превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей теме). Согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию: конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление (адаптация) - это принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей, образцов, стандартов новой среды. Приспособление начинается тогда, когда нормы и ценности, усвоенные в прежней среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре, школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными, приобретать форму подчинения, компромисса, терпимости.

Ассимиляция - это социальный процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовывать барьер на пути амальгамиза- ции. Если же она будет неполной, то в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Ассимиляция и амальгамизация - это объективно обусловленные процессы, в конечном итоге имеющие несомненные позитивные социальные изменения. Эти процессы происходили и будут происходить, так как общество постоянно производит социальные границы, барьеры между вновь возникающими общностями.

Отмеченные выше основные виды социальных процессов - это результат усилий отдельных индивидов или групп индивидов, организовавшихся в ту или иную общность, организацию: при определенных обстоятельствах эти усилия приобретают массовый характер, объединяя коллективными действиями, разделяемыми ценностями, идеями индивидов, принадлежащих к различным стратам. Такую форму социального процесса принято определять как социальное движение.

Социальное движение - это совокупность коллективных действии, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным измевенням в обществе, в социальной группе. Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, экономические, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Социальные движения менее устойчивы и более динамичны, изменчивы в своих образцах поведения, обычно сравнительно слабо организованы и формализованы по сравнению с партиями и другими социально-политическими институтами и организациями. Но в процессе своего развития социальные движения могут достигать такого уровня организации, формализации, что превращаются в одну или несколько социально-политических организаций.

Социальные движения - важный объект изучения политологией. Однако социологический анализ существенно отличается от политологического. Изучение природы социальных движений позволило глубже понять их внутреннее содержание, их сущность. Исходя из этого, социология выделяет так называемые экспрессивные движения. Природа их возникновения следующая. Когда некая группа людей ощущает себя некомфортно в рамках определенной социальной системы, признает ее несовершенство для себя, но не стремится ее изменить, а находит для себя выход через различные экспрессивные, эмоционально яркие действия, в чем и проявляется участие индивидов в этом виде социального движения. Такими действиями могут быть ритуальные танцы (древний мир), мистерии (средневековье), молодежные субкультуры (новейшее время).

Экспрессивные социальные движения позволяют тем, кто ощущает антагонизм к окружающей их действительности и включается в эти движения, получить некое облегчение через эмоциональную разрядку, делают их жизнь терпимой.

Часто экспрессивные движения обращаются к славному прошлому и подвигам предков. Эти движения возрождают ушедшие ритуалы, символику и находят эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения мшуг* прокладывать путь реформам или вести к революциям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

Одна из форм социальных движений - так называемая утопическая. Утопические (т.е. придуманные, нафантазированные) идеи, теории, разрабатывающие некие совершенные модели построения общества, существовали во все века истории человечества и служили основой как для локальных (экспериментальных), так и для массовых социальных движений утопического типа.

Эти совершенные утопические общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. Первоначально авторы или (и) реализаторы утопических идей, практически всегда обладавшие значительной внутренней энергией, активностью, воплощали свою модель утопии в границах небольших общин, кружков: например, общин первых христиан, религиозные секты Востока, коммуны Р. Оуэна, фаланги Ш. Фурье и др. Однако все они в сравнительно краткое время распадались или перерождались, как только сталкивались с внешним миром или когда количество членов коммуны и т. п. идеальных сообществ превышало пределы физического контроля за ними их харизматического лидера.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Это связано с тем, что люди никогда не перестанут представлять себе (без достаточных на то оснований) наиболее совершенные модели общества.

Утопические социальные движения ценны для социальных изменений своими идеями, которые будируют научную мысль и активизируют действия властей, направленные на гармонизацию общественных отношений. Попытки конкретного воплощения утопических идей встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы поведения, смена ролей и т.п.

Движения реформ как социальные движения социология рассматривает как попытку изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации (или это не ставится как цель, а является следствием реформ). Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне или образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменения правил пользования международным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого- либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти.

Одна из форм социальных движений - это революция. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революция носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другой.

Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как технологическая революция. Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Так, например, самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция, которая представляла собой качественное изменение в сфере производства - переход, скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческие цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и др.

Промышленная революция XVIII - XIX вв. привела европейские государства, США и ряд других государств к господству промышленности в сфере производительных сил и коренным образом изменила социальную структуру общества, но это произошло не скачкообразно, а путем реформ. Не технологическая, а социальная революция меняет основы социальной системы, причем разрушает существующий социальный порядок и устанавливает новый, существенно отличающийся от прежнего, в кратчайшие сроки.

Но является ли социальная революция обязательной или необходимой частью социальных изменений? Большая часть социологов полагает, что нет. Само наличие других, альтернативных революции вариантов социальных движений свидетельствует об этом. Ряд исследователей выделили то основное, что приводит к революционным движениям с их неизбежными негативными социальными последствиями для людей. В частности, это накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; появление побуждения к активным действиям, восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью погасить взрыв страстей в народе; выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию и др.

Исторический опыт показывает, что демократия, вопреки бытующему мнению, не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. Революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно они не получили распространения в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ. В этих условиях даже некоторые реформаторы становятся революционерами.

Существует множество научных теорий, которые содержат разные, в том числе и противоположные, оценки отмеченным выше социальным движениям и которые лежат в основе социальных процессов, приводящих, в свою очередь к социальным изменениям. Полагаем, будет правильным признать обоснованными наиболее значимые теории, объясняющие природу, содержание, этапы развития основных социальных движений. Все они возможны и даже необходимы, если общество не находит других путей для своего обновления через социокультурные изменения. На субъективном уровне можно отдавать предпочтение тому или иному социальному движению - например, революции. Однако в реальной жизни специальный процесс пойдет по тому пути, который определит господствующее в конкретном обществе социальное движение.

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта