Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Инновационные профессии, которые предполагают работу в информационной сфере, переживают бум популярности. Специалисты востребованы на предприятиях разной формы собственности и в любых отраслях, а их основная задача - использование современных технологий для сбора и обработки информации. Таким основам учит специальность 09.03.02 «Информационные системы и технологии».
Это популярное направление обучения выбирает современная молодежь, которая может развиваться в разных сферах, начиная от работы в офисе любой компании и заканчивая созданием собственного предприятия.
Приоритетная задача курса - обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов. Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вуз для освоения бакалаврской программы:
Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков - автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.
Для освоения программы бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» можно поступить в следующие учебные заведения:
Для выпускников 11 класса обучение на очном отделении длится 4 года. При выборе смешанной, заочной либо вечерней формы учиться придется 5 лет.
Будущий специалист изучит такие предметы:
После прохождения курса обучения каждый выпускник становится компетентным в следующих вопросах:
Бывший студент бакалавриата сможет работать в любой из отраслей, которая так или иначе связана с IT сферой. Такие специалисты необходимы в государственных и коммерческих организациях. Они трудятся в экономических и финансовых учреждениях. Работа может быть удаленной, а при условии высокого профессионализма реально устроиться не только в отечественную, но и в зарубежную компанию.
Обладатель диплома бакалавра может работать:
В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста - 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше - в пределах 70-100 тысяч в отечественной валюте.
Если продолжить обучение в магистратуре, то перед выпускником направления открываются более широкие перспективы для самореализации. Прежде всего, специалист приобретает ценный практический опыт, а лучшие вузы готовы обеспечить прохождение практики на крупных предприятиях-партнерах.
По итогам обучения выпускник сможет рассчитывать на трудоустройство в частные фирмы и государственные структуры. Также он имеет возможность реализоваться в исследовательской либо преподавательской деятельности.
В современном мире одним из самых ценных ресурсов является информация. С каждым годом всё больше различных сфер человеческой жизни связано с компьютерами и всевозможными программами. По этой причине профессия «Информационные технологии и системы» считается на данный момент не только востребованной, но и престижной, а также имеющей далеко идущие перспективы. Дело в том, что данная область продолжает развиваться довольно быстро, и постоянно всё новые сферы нуждаются в таких специалистах.
Знания по информационным системам необходимы не только в повседневной жизни для того, чтобы работать на компьютере или разбираться в функциях современных телефонов, но и чтобы защитить всевозможные файлы, создавать различные программы и даже обеспечивать правильное функционирование промышленному оборудованию.
Профессия «Информационные технологии и системы» включает в себя множество различных знаний и специализаций. Нужно понимать, что будущий специалист изучает не только языки программирования, базы данных, разработку приложений и создание программ, но и устройство компьютера, возможности его компонентов и их совместимость. Область применения такой информации крайне широка. Можно изучать информационные технологии в:
Также направлениями для изучения могут быть:
Каждая из сфер имеет свою особую специфику, однако основные моменты у них схожи. Профессия «Информационные системы и технологии» подразделяется на множество направлений, которые можно выбрать как специализацию или же отдать предпочтение нескольким отраслям. Кроме того, в процессе обучения в большинстве учебных заведений есть возможность получить дополнительные знания по тому или другому направлению, что в будущем даст преимущество при поиске работы и трудоустройстве.
Учитывая тот факт, что информационные технологии развиваются очень быстро, практически все системы автоматизированы и компьютеризированы, будущие специалисты должны быть готовы к постоянному изучению новых течений и направлений в этой области. Без совершенствования и повышения квалификации в любой профессии невозможно быть востребованным специалистом. Необходимо постоянно быть в курсе всех новинок и не лениться вникать в их суть.
Специальность «Информационные системы и технологии» можно получить на базе 11-ти или 9-ти классов. Есть возможность сделать это в профтехучилищах, колледжах или ВУЗах. Бывает такое, что после получения первого образования специалист хочет иметь более углублённые или дополнительные данные. Профессия «Информационные технологии и системы» позволяет не только получить поверхностные знания и понимание функционирование компьютера в целом, но и выяснить особенности работы всевозможных программ, дополнений, приложений и т. п. Кроме того, она помогает научиться самому их создавать, уметь разобраться в поломках ПК или его составляющих, их совместимости и прочем.
Для получения профессии «Информационные системы и технологии» абитуриенту необходимо отлично знать математику, английский язык, кроме того, в некоторых учебных заведениях придётся сдавать физику, информатику или родной язык. Количество и перечень предметов может варьироваться. Математика и английский язык являются профильными, без довольно высокого уровня знаний по ним студенту будет очень сложно, а то и практически невозможно освоить все необходимые науки и тонкости специальности.
Сейчас практически в каждом городе есть если не ВУЗ, то средне-специальное учебное заведение, в котором можно получить данную профессию. Более того, имеется возможность освоить эту специальность не только на дневном отделении, но и на заочном, вечернем или смешанном. В основном, количество лет обучения вне зависимости от его формы одинаково. Это даёт возможность получить желаемую профессию не только тем, кто оканчивает школу, но и людям, имеющим постоянную работу, если им необходимо дополнительное образование или знания в этой сфере. Они могут быть важны для повседневного использования, поиска лучшей, более оплачиваемой или престижной должности, продвижения по карьерной лестнице и т. д.
По данным различных сайтов и опросам, профессия «Информационные системы и технологии» является востребованной не только на территории СНГ, но и во всём мире. Это позволяет не только рассматривать перспективы работы на территории своей страны, но и поиска более интересных и престижных вариантов за её пределами. Причём эта специальность возглавляет рейтинги уже далеко не один год по той причине, что развитие информационных и компьютерных технологий не только не замедляется, но и набирает обороты.
Специалисты в данной сфере в современном мире необходимы буквально всем отраслям, фирмам, начиная от самых мелких и заканчивая крупными предприятиями и корпорациями. Сейчас сложно даже представить себе хоть одну компанию, которая обходилась бы в своей работе без компьютеров, информационных технологий и прочего. Да и в повседневной жизни каждый человек постоянно сталкивается и взаимодействует с различными программами и системами.
Учитывая то, что большинство современного оборудования компьютеризировано, то необходимы специалисты не только для поддержания правильного его функционирования, настройки и отладки, но и для создания программ для него. По этой причине все компании, которые связаны с промышленностью, закупающими или разрабатывающими для производства механизмы, нуждаются в высококвалифицированном специалисте в сфере информационных технологий.
Кроме того, немаловажную роль играет защита данных. Это одно из главных направлений в данной сфере. Поскольку практически все операции проводятся через интернет, корпоративная информация может передаваться или храниться в «облаке» или на самих компьютерах, а также всевозможных носителях, необходимо обеспечить их сохранность и надёжную защиту от взлома и кражи. Это касается также банковских систем, правительственных, торговых, военных и прочих данных.
После получения данной специальности профессионал может занимать должность от системного администратора до инженера или программиста. Многие открывают собственные компании. Такой бизнес сегодня называют перспективным и прибыльным.
Кроме всего прочего, необходимо учитывать факт, что придётся постоянно совершенствовать и углублять свои навыки и знания, что, впрочем, справедливо для абсолютно любой профессии. Это обеспечит высокую заработную плату и престижную должность. Кроме того, дополнительное образование и изучение последних технологий позволит постоянно оставаться востребованным и конкурентоспособным специалистом, сотрудничать с которым будут заинтересованы лучшие предприятия мира.
Эта специальность в духе времени, если можно так сказать. Она может дать вам знания, которые точно будут востребованы в современном информационном технологичном мире. Информационные системе повсюду. Умение работать с информацией во всех смыслах даст вам гарантированное место на рынке труда. В рамках специальности студенты будут изучать ряд узкоспециальных дисциплин (могут варьироваться и дополняться в зависимости от профиля): инструментальные средства, моделирование и архитектура ИС, компьютерная графика, технологии программирования и баз данных, технология обработки информации, теория информатики, информационные и сетевые технологии. Приоритетная задача курса – обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов.
Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?
Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.
Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.
На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:
"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника»
, профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.
Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.
Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.
Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:
“2. Направление «Информационные системы и технологии»
, профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.
Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?
Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?
Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.
Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?
Диаграмма из заметки
Хорошее освоение специальности наделить вас следующими компетенциями и позволить применить их в будущей работе в профессиях, где они нужны:
Профессии, базой для которых может стать данная специальность:
Хорошие специалисты нужны везде: в коммерческих, государственных структурах, веб-студиях и прочих компаниях, где нужны программисты, специалисты по базам данных и прочие. В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста – 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше, неограниченную сумму, так как применение свои знаниям можно найти очень прибыльное. Если брать рынок труда, то опытный хороший специалист в среднем 100к получает.