Главная » Стены » Европа не заметит «Южный газовый коридор. Баку требует от запада денег на "южный газовый коридор"

Европа не заметит «Южный газовый коридор. Баку требует от запада денег на "южный газовый коридор"

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.

На азербайджанском газовом месторождении «Шах Дениз» налажена добыча топлива на уровне 9 млрд кубометров в год, в будущем планируется нарастить объемы добычи ещё на 16 млрд кубометров. Об этом сообщил президент Госнефтекомпании Азербайджана (State Oil Company of Azerbaijan Republic (SOCAR). — RT ) Ровнаг Абдуллаев, выступая 12 сентября на Международном нефтяном саммите в Баку. Со сбытом добываемого топлива проблем не возникнет: по словам Абдуллаева, «все сегменты проекта «Южный газовый коридор» реализуются по графику».

Напомним, энергетический проект «Южный газовый коридор» (ЮГК) предполагает запуск двух газопроводов: Трансанатолийского газопровода (TANAP) и Трансадриатического (TAP). TANAP протянется в Европу из Азербайджана через Грузию и Турцию, TAP — через Грецию, Албанию и Италию. По обеим веткам будет поставляться газ с азербайджанского месторождения «Шах Дениз».

Планируется, что поставки азербайджанского газа в Турцию в объёме 6 млрд кубометров по «Южному газовому коридору» начнутся уже в 2018 году, до европейской территории газовые магистрали дотянутся к 2020 году. На европейском рынке Баку планирует продавать по 10 млрд кубометров газа в год. Для сравнения, в 2016 году «Газпром» реализовал в европейских странах 178,3 млрд кубометров газа.

Строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP) идёт с опережением графика. Как заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак, при условии сохранения текущих темпов строительства проект будет завершён раньше намеченных сроков.

«В будущем году мы ожидаем завершение работ по строительству турецкого участка TANAP, а в 2020 году — Трансадриатического газопровода (ТАР). Тогда мы и станем свидетелями доставки азербайджанского газа в Европу. Со своей стороны Турция сделает всё возможное для реализации проекта», — цитирует министра агентство Anadolu.

В сентябре 2017 года работы были завершены на 80%. Об этом ранее сообщил первый вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР, SOCAR) Хошбахт Юсифзаде.

Потенциальные участники

Азербайджан располагает сравнительно небольшими запасами природного газа — ёмкость доказанных месторождений, по оценкам Госнефтекомпании Азербайджана, составляет 2 трлн 550 млрд кубометров.

В 2016 году в стране было добыто 18,71 млрд кубометров газа, в 2015 году объём добычи составил 19,72 млрд кубометров. При этом потребление природного газа странами Евросоюза достигло в 2016 году 531 млрд кубических метров.

Также по теме

Нездоровый макроклимат: Еврокомиссию призывают остановить строительство Трансадриатического газопровода

Еврокомиссию (ЕК) просят отказаться от строительства Трансадриатического газопровода, который мог бы обеспечить транспортировку газа...

Значение «Южного газового коридора» для Европы может возрасти, если к проекту присоединятся Иран и Туркменистан. Напомним, разведанные запасы газа в Иране составляют порядка 34 трлн кубометров, Туркменистана — около 10 трлн кубометров. Оба государства входят в перечень стран с наибольшими запасами природного газа. Также, по словам министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, Баку и Анкара готовы использовать строящуюся магистраль для транзита газа из Ирака, Израиля и Кипра.

При том, что проектная мощность веток «Южного газового коридора» составляет всего 30—31 млрд кубических метров газа в год, пропускную способность магистралей можно в будущем довести до 60 млрд. Об этом ранее сообщил вице-президент по инвестициям и маркетингу SOCAR Виталий Беглярбеков.

Эти мощности могут быть задействованы, в частности, для транзита иранского газа: после снятия санкций Тегеран активно наращивает добычу углеводородов. В планах иранского министерства нефти — увеличение добычи газа до 1 млрд кубометров в сутки уже к концу 2017 года. Для сравнения, суточная добыча газа «Газпромом» составляет 1 млрд 382 млн кубометров.

«После решения о снятии санкций с Ирана актуальность TANAP выросла еще больше. Иран повысит объёмы добычи газа, и кроме TANAP нет другой альтернативы для выхода иранского газа на мировые рынки», — считает президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев.

О планах Тегерана присоединиться к проекту газопровода TANAP ранее сообщил министр нефти Ирана Бижан Зангане.

  • Министр нефти Ирана Бижан Зангане.
  • Reuters
  • Heinz-Peter Bader

Также к проекту TANAP может примкнуть Тель-Авив — об этом заявил посол Израиля в Азербайджане Дан Став. Израиль располагает запасами природного газа в объёме порядка 0,2 трлн кубометров.

Как заявил министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Юваль Штайниц, Израиль и Турция планируют построить в будущем газопровод, который свяжет израильское газовое месторождение «Левиафан» и TANAP.

Кроме того, Анкара и Баку пытаются заручиться согласием властей Туркмении на транзит туркменского газа по «Южному газовому коридору». Этот вопрос, в частности, обсуждался во время трёхсторонней встречи глав МИД Турции, Туркмении и Азербайджана в 2015 году.

Тогда же Ашхабад завершил строительство газовой магистрали «Восток-Запад», связавшей месторождения восточных районов страны. Газопровод заканчивается на побережье Каспийского моря, мощность ветки составляет 30 млрд кубических метров. Изначально планировалось, что магистраль станет частью газопровода Nabucco, по которому туркменский и азербайджанский газ мог бы поставляться в Европу. Однако впоследствии проект был закрыт.

Эксперты скептически оценивают перспективы подключения к TANAP крупных экспортёров природного газа.

«Туркменистан может столкнуться с серьёзными сложностями: чтобы влиться в TANAP, туркменский газ должен преодолеть Каспий, правовой статус которого не решён, кроме того, у Туркмении есть контракт с Китаем, который далёк от полного выполнения. Свободных объёмов газа у Туркмении нет, поэтому для участия в Трансанатолийском газопроводе Ашхабаду потребуются дополнительные инвестиции в разработку месторождений», — пояснил в интервью RT заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

С Ираном всё тоже очень непросто, считает эксперт. Иранский газ не может дойти до Европы больше 40 лет — контракты на его импорт были подписаны в 1975 году, но до сих пор Европа не получила ни одного кубометра иранского топлива.

«Этому способствовала и международная обстановка, но также речь идёт и о конкурентоспособности и возможности реализовывать инвестиционные проекты в Иране, — добавил Гривач. — Кроме того, у Ирана немало соседей, которым поставлять газ можно с меньшими издержками. Например, Пакистан, где растёт потребление сжиженного природного газа, или Индия, которая мечтает о трубопроводных поставках газа. Европа не является абсолютным приоритетом для Тегерана, тем более что иранский газ — недешёвое удовольствие».

Похожей точки зрения придерживается и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин — по мнению эксперта, говорить об участии крупных производителей газа в TANAP ещё рано.

«TANAP — просто одно из направлений европейского импорта, но говорить о серьёзной конкуренции не приходится. Что касается возможного присоединения к проекту Ирана или других крупных экспортёров, то пока никакой определённости на этом направлении нет. Это вопрос второй половины следующего десятилетия, не раньше», — подчеркнул Пикин в интервью RT.

Иллюзия конкуренции

Баку и Анкара активизировали переговоры по газопроводу TANAP на фоне кризиса в российско-турецких отношениях. С 1 декабря 2015 года совместный проект России и Турции по возведению транзитного газопровода «Турецкий поток» был приостановлен. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Москву в срыве обязательств по контракту и пообещал найти новых поставщиков топлива.

Одновременно турецкая сторона договорилась с Баку об ускоренном строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP) — стороны приняли решение закончить работы раньше 2018 года, хотя изначально планировалось ввести магистраль в эксплуатацию в 2019 году.

Азербайджанская сторона с ревностью отреагировала на возобновление российско-турецкого проекта «Турецкий поток» в октябре 2016 года.

«С TANAP никакие другие региональные энергопроекты просто объективно не могут конкурировать, потому что мы уже продали газ», — так прокомментировал эту новость президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью гендиректору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселёву.

«Мы подписали контракты на увеличение добычи, которая начнётся с 2018 года и должна выйти на пик в 2020—2021 годах», — добавил Алиев.

  • Работа судна-трубоукладчика «Пиониринг Спирит» в районе Анапы, где идёт прокладка газопровода «Турецкий поток».
  • РИА Новости
  • Сергей Гунеев

Как заявил председатель совета директоров консорциума TANAP Салтук Дюзйол, TANAP и «Турецкий поток» не будут конкурировать до тех пор, пока Трансанатолийский газопровод не начнёт работать в полную мощность. Предполагается, что пропускная способность TANAP достигнет 31 млрд кубометров газа в год к 2026 году. Мощность каждой из двух ниток «Турецкого потока» составит 15,75 млрд кубометров газа.

Следует отметить, что азербайджанский проект «Южный газовый коридор» пользуется поддержкой Вашингтона. Как заявил в декабре 2016 года спецпредставитель и координатор Госдепартамента США по энергетическим вопросам Амос Хохштайн, Европа сможет избавится от монополизма «Газпрома» при помощи проекта ЮГК.

Администрация Дональда Трампа разделяет этот подход: во время встречи с президентом Азербайджана в июле 2017 года глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон подтвердил поддержку проекта ЮГК Белым домом. Об этом же заявил ранее президент США Дональд Трамп, выступая на конференции «Нефть и газ Каспия — 2017» в Баку.

  • Дональд Трамп.
  • Reuters
  • Joshua Roberts

Впрочем, по мнению экспертов, надежды Вашингтона на то, что «Южный газовый коридор» заметно повлияет на объём поставок российского газа в Европу, не оправдаются.

«Построить трубу — это ещё не всё, нужно ещё подготовить ресурсную базу. А она в случае с TANAP достаточно слабая, это связано с целым рядом факторов, — объяснил в интервью RT директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Если первую стадию месторождения «Шах Дениз» операторы выводили на проектную мощность в 9 млрд кубометров в течение семи лет, ввод второго этапа может затянуться ещё сильнее».

Небезоблачные отношения

При этом не исключено, что «Газпром» в будущем также сможет принять участие в проекте, считает Пикин. По мнению эксперта, на это могут в какой-то мере указывать переговоры о возможных поставках российского газа в Азербайджан. Напомним, в августе 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась рабочая встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера с президентом SOCAR Ровнагом Абдуллаевым. Стороны обсудили вопросы, связанные с поставками российского природного газа в Азербайджан.

Стороной, которая останется в выигрыше в результате запуска и «Турецкого потока», и TANAP, будет Турция, уверены эксперты.

Став газовым хабом для Южной Европы, Турция сможет не только зарабатывать на транзите газа, но и влиять на ценообразование, считает Сергей Пикин. «Это приведёт к росту не только экономической значимости Анкары для ЕС, но и политической», — подчеркнул эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Алексей Гривач.

«Если Турция замкнёт на себе значимые объёмы газового транзита, это может стать дополнительным вызовом для Европы, которой придётся считаться с мнением турецкой стороны», — подвёл итог эксперт.

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

10:15 — REGNUM Европейский союз за счет проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому должны осуществляться поставки азербайджанского газа на европейский рынок, надеется обеспечить себе энергетическую стабильность, пока не подготовится к серьезному сокращению использования ископаемых видов топлива. Об этом сегодня, 21 июля, сообщает издание Trend со ссылкой на заявление официального представителя Еврокомиссии.

По словам источника, ЮГК должен помочь странам — членам ЕС сохранить устойчивость к энергетическим шокам. Таким образом, проект является ключевым для обеспечения энергобезопасности Европейского союза, уверен официальный представитель ЕК.

Он также обратил внимание на то, что стратегия Энергетического союза ЕС включает в себя цель по уменьшению зависимости от ископаемого топлива, в том числе от газа. ЕС добивается успехов в этой области. Также представитель ЕК напомнил, что ранее Комиссия приняла пакет «Чистая энергия», согласно условиям которого устанавливается нормативная база для долгосрочных целей в области энергетики и климата. Так, главная цель пакета — продвижение, дальнейший переход к более чистой экономике. Речь идет о периоде после 2020 года, то есть после быстрой ратификации Парижского соглашения по климату и вступления его в силу.

Однако голубое топлива, как и прежде, будет играть значительную роль как дополнительный источник топлива в рамках долгосрочного перехода к низкоуглеродной экономике. Официальный представитель ЕК отметил, что поскольку газ является относительно низкоуглеродистым ископаемым топливом, то его могут использовать для дополнения поставок возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Что касается спроса на газ, то в ближайшие несколько десятков лет он снизится. Произойдет это в основном из-за влияния политики в области климата и энергетики до 2030 года. Ожидается, что объемы добычи собственного газа в странах ЕС тоже будут сокращаться. Поэтому до 2040 года импорт голубого топлива на европейском рынке останется стабильным, считает собеседник. В связи с этим ЕС настроен на повышение безопасности в энергетическом плане, поэтому, по словам представителя ЕК, Евросоюз остается приверженцем проекта «Южный газовый коридор» и ему подобных. ЕК утвердила список «Проектов общего интереса» и включила туда все компоненты ЮГК.

Напомним, что «Южный газовый коридор» — это проект расширения Южнокавказского газопровода от Баку через Тбилиси и да Эрзурума. Этот проект предполагает прокладку в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP общей мощностью десять миллиардов кубометров газа в год. Протяженность газопровода должна составить около 1300 километров, примерная стоимость — $45 млрд.

Труба пойдет от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию на юг Италии. Первую поставку газа по ЮГК планируется осуществить в 2020 году. При этом «Южный газовый коридор» является альтернативой «Южному потоку», который начала строить Россия по дну Чёрного моря из Анапского района в Италию и Австрию. В 2014 году на встрече между министрами энергетики восьми стран сообщества, входивших в проект ЮГК, то есть Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии, было принято решение о строительстве терминалов сжиженного газа.

Согласно условиям Третьего энергопакета ЕС, «Газпром» может потребовать предоставления ему 50% емкости газопровода, поскольку соответствующий европейский закон запрещает собственнику трубопровода использовать более 50% емкости. В ЕС уже не раз заявляли о том, что «Южный газовый коридор» — один из приоритетных для сообщества проектов. его также США.

Ресурсной базой для ЮГК должно стать месторождение «Шах-Дениз» в рамках разработки второй фазы, а впоследствии к проекту могут подключить и другие сырьевые источники. Однако, как ранее писало ИА REGNUM , с месторождением «Шах-Дениз-2» существуют серьезные проблемы. Так, на полях Петербургского международного экономического форума зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев говорил о том, что «Трансадриатический газопровод (TAP) может оказаться недозагруженным. Дело в том, что TAP, как и трубопроводные проекты Poseidon, могут быть только сухопутным продолжением «Турецкого потока».

«Южный газовый коридор», который будет альтернативой поставкам российского газа в Европу, частично запустят уже в следующем году. Европейские эксперты при этом сомневаются в целесообразности проекта как по объемам поставок газа, так и финансовым затратам, которые наполовину обеспечивают банки ЕС.

Транс-Анатолийский газопровод (TANAP), который является самым протяженным участком «Южного газового коридора», запустят в начале следующего года. Об этом заявил турецкой Daily Sabah генеральный менеджер проекта Салтук Дюзйол . По его словам, в июне 2018 года по магистрали газ из Азербайджана начнет получать Турция. Через год, в середине 2019 года, завершат строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP) в Грецию и Италию и поставки газа в ЕС начнутся в марте 2020 года.

«Южный газовый коридор». Фото: tap-ag.com.

По словам Салтука Дюзйола, стоимость TANAP удалось снизить до $ 7,9 млрд и 1350-километровая магистраль по территории Турции уже построена на 93%.

«Сейчас ожидаем одобрения кредита в $ 1,3 млрд от Европейского инвестиционного банка», - сказал генеральный менеджер TANAP. Всего проект привлекает кредитов на $ 3,95 млрд. Основными кредиторами выступают европейские банки. Европейский инвестиционный банк при этом является государственным финансово-кредитным учреждением Европейского Союза. С 2020 года потребители ЕС должны получать ежегодно 10 млрд кубометров из Азербайджана и Брюссель активно поддерживает проект, считая «Южный газовый коридор» альтернативой поставкам российского газа. Сегодня 10 млрд кубометров - 2,5% потребления газа в ЕС, и европейские эксперты не уверены, что проект действительно сможет снизить зависимость Европы от «Газпрома» и стоит вложенных в него средств.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Симон Пирани заявил изданию Climate Home News, что мечты о дополнительных объемах газа по газопроводу вряд ли сбудутся.

«У меня есть сомнения по поводу значительных объемов дополнительного газа, которые смогут подать в „Южный газовый коридор“, потому что непонятно из какого месторождения в Каспийском море они пойдут - сказал Симон Пирани. - Есть месторождение, разрабатываемое госкомпанией SOCAR вместе с Total, но на нем не смогут добывать существенных объемов газа и обе компании уже согласились поставлять добытый газ на внутренний рынок. А других месторождений для добычи газа на экспорт нет. Поэтому объем, который может дать Азербайджан Европе в реальности, достаточно маленький».

Европа надеется на диверсифицированные источники поставок по газопроводу, однако, как считает ведущий аналитик Оксфордского института, надежды едва ли оправдаются: «Туркмения больше заинтересована в экспорте в Китай, а на северо-западе Ирана нет достаточных объемов газа, чтобы поставлять в Европу».

Еще одной неприятной новостью для планируемого расширения «Южного газового коридора» могут быть сообщения о том, что один из крупнейших трейдеров СПГ Shell ведет переговоры о закупке ежегодно 5 млрд кубометров газа с израильского месторождения Левиафан для сжижения в Египте. Морские месторождения в Израиле, как известно, так же рассматриваются как дополнительный источник поставок газа в «Южный газовый коридор». Вместо израильского газа может быть газ из Иракского Курдистана. Однако мы писали, что у этого проекта с участием «Роснефти» сейчас слишком много политических рисков.

В Climate Home News заметили, что стоимость «Южного газового коридора» (его оценивали в $ 45 млрд) сравнима со всеми инвестициями ЕС в переход на экологически чистые виды энергии в 2014-2020 годах. Кроме того, в издании вспомнили скандал с отмыванием Азербайджаном средств и подкупом европейских политиков. Так, член правления Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от Болгарии Калин Митрев получил от Баку $ 500 тыс., а ЕБРР является кредитором «Южного газового коридора». Сам Калин Митрев заявил, что получил деньги за консультационные услуги.

Ранее зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что у Азербайджана не хватает газа, так как он вынужден закачивать его обратно в месторождения, чтобы поддержать добычу нефти. В том числе поэтому «Газпром» и госкомпания Socar вели переговоры по увеличению поставок российского газа в Азербайджан. Сейчас российский холдинг имеет контракт на поставку до 2 млрд кубометров газа в год. В Socar заинтересованы увеличить объем еще на 3−5 млрд.

Еще одним свидетельством того, что даже с запланированными с поставками по «Южному газовому коридору» не все так гладко, может быть заявление главы МИДа Турции. В прошлом году Мевлют Чавушоглу сказал, что по первой нитке газопровода «Турецкий поток» будет ежегодно поступать 16 млрд. кубометров, а излишки - то, что не востребовано Турцией, - пойдут в TANAP.

«Полагаю, что даже 10 млрд из Азербайджана Европе не гарантировано в обозримом будущем, - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач . - Глубоководная часть месторождения „Шах-Дениз-2“, которая планируется как ресурсная база для Южного коридора, очень непростой проект с точки зрения технологий, геологии и климатических условий. Поэтому Азербайджан может быть весьма заинтересован в подстраховке из России, чтобы не попасть на штрафы за неполное или несвоевременное выполнение обязательств».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта