Главная » Фасад » Деловая игра по воспитанию толерантности в доу. Психологическая игра «Толерантность. "Кто родился в мае…"

Деловая игра по воспитанию толерантности в доу. Психологическая игра «Толерантность. "Кто родился в мае…"

Классный час в 6 классе Психологическая игра « Толерантность» Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;

Задачи: 1. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания

толерантности.

2. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество

толерантной личности.

    Вводная часть

- Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение …. расположенность к другим», в персидском – « терпение, выносливость, готовность к применению». В русском языке существует два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В последние десятилетиям понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

    Разминка Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Айрана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Айрана выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты» Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

    Основная часть Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

показать многоаспектность понятия «толерантность»

Материалы: определения толерантности. Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Ведущий делит учащихся на 2 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к классу.

Учитель задает вопрос: - Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Упражнение «Лукошко» Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

    Заключительная часть

Рефлексия игры. - Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какие из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? - Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему? - Удалось ли вам узнать о себе что-то новое?

Цель : воспитывать у детей симпатию к сверстникам разных национальностей, вызвать желание дружить с ними; учить ценить такие качества, как доброжелательность, заботливость, дружелюбие, трудолюбие.

Игровая задача: дети, на которых укажет «волшебная» палочка, должны быстро ответить на вопрос воспитателя: «А вы хотите дружить с... ?», заслужить одобрение всех играющих в виде аплодисментов.

Игровое действие. Согласие с ответом дети выражают аплодисментами, несогласие - легким постукиванием кончиками пальцев по коленям или по краю стола («барабанные палочки»).

Правила игры . На вопрос воспитателя отвечают только те сидящие рядом двое детей, на которых указывает «волшебная» полочка. Выслушав стихотворение воспитателя, они согласуют свой ответ (да или нет), затем выясняют, кто будет говорить первым, и только после этого читают стихотворение Т. Кочиева «Дружба»1. Если ответ положительный, текст передается без изменений, если отрицательный - в последней строке добавляется частица «не». Остальные участники игры контролируют правильность ответов.

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение (не обязательно знакомое детям), а они должны решить, хотят дружить со сверстником, о котором идет речь, или нет. При положительном ответе стихотворение осетинского поэта Тотрбека Кочиева «Дружба», которое ребята знают наизусть, читается так, как оно написано автором. Например, педагог читает стихотворение «Моя родня»2 о Коле (этим именем он сам называет героя стихотворения) русского поэта Я. Акима:

Мама с папай - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка - родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Педагог (спрашивает). Хотите дружить с Колей?

Дети, на которых показывает «волшебная» палочка, отвечают, быстро посовещавшись.

1-й ребенок.

Дружит орел с небом,

А молоко - с хлебом,

Ручьи - с овражками,

Пчелы - с ромашками.

2-й ребенок.

Дымок голубой

Дружит с трубой.

Вместе . А мы - с тобой...

Затем педагог читает стихотворение о Кариме казахского поэта Музафара Алимбаева «Если бы не лень»1.

Объясняет всем Карим,

Говорит друзьям своим:

Я братишку бы качал,

Если б только он молчал!

Я бы снег убрать помог,

Если б только не промок.

И друзья над ним хохочут:

Все он может! Все он хочет!

Он трудился б целый день,

Если... если бы не лень!

Перед последней строкой воспитатель делает паузу, чтобы дети досказали ее сами.

Педагог. Хотите дружить с Каримом?

И те, на кого указывает «волшебная» палочка, отвечают, несколько изменив последнюю строчку стихотворения «Дружба»:

Дети. А мы - не с тобой.

Возможен и такой прием.

Воспитатель . Осетинский поэт Тотрбек Кочиев и маленький Мустай загадают сейчас вам загадку, а вы отгадайте.

Подарок

Подарили мне такое -

Ни за что не отгадать!

Ну такое, о котором

Можно лишь во сне мечтать!

Ну, такое озорное,

Неуклюжее, родное,

То, что спрыгнуло со стула,

Помахало мне хвостом,

Прямо в нос меня лизнуло

И залаяло потом.

Дети. Щенка.

Воспитатель . Скажите, эту загадку загадал добрый мальчик или злой? Почему вы решили, что он добрый? Хотите дружить с Мустаем?

И вновь «волшебная» палочка указывает на детей, и они с радостью отвечают на вопрос воспитателя, высказывая искреннее желание дружить с осетинским сверстником, как и любыми другими добрыми, трудолюбивыми, умеющими дорожить дружбой детьми разных национальностей.

Принцип подбора стихов национальных поэтов прост: они должны быть доступны детям по содержанию и форме, сравнительно небольшого размера, окрашены национальным колоритом, должны рассказывать об отношении сверстников разных национальностей к мамам, родным и близким, друзьям, родной природе, к таким явлениям общественной жизни, как война и мир.

В игру могут быть включены стихи «Великан» Г. Глушнева, «Шипа», «Братишка Кемал», «Огурец» К. Тангрыкулиева, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Жадина» Я. Акима, «Моя бабушка» С. Капутикян, «Сад» А. Сиххат, «Бабочка, давай дружить!» А. Сарсекова, «Мой дедушка» Р. Гамзатова, «Дом друзей» А. Дуйсенбиева.

Великан

Наблюдал я, как по мне

Шел жучок, как по стене.

Шел по рубчику-дорожке,

А потом упал в карман

И сказал:

Посплю немножко,

Не раздавишь, великан?

Я сказал:

Не раздавлю,

С детства маленьких люблю.

Дом друзей

Я из песка построил дом -

Большой, красивый дом.

Потом террасу для гостей -

Террасу с козырьком.

А дом я садом окружил,

Чтоб, с места не сходя,

Ловить гранаты и инжир

Под носом у дождя.

И все, кто загрустил чуть-чуть,

Кому друзья нужны,

Хоть на минутку заглянуть

В песочный дом должны...

Прежде чем читать последнее стихотворение, воспитатель может предложить: «А теперь послушайте, что рассказывает о себе Ермек в стихотворении казахского поэта Ануарбека Дуйсенбиева «Дом друзей». Имя сверстнику педагог выбирает сам, причем таким образом, чтобы оно соответствовало национальности поэта. Можно заимствовать имя из народной сказки, но оно должно принадлежать положительному герою. Важно, кроме того, чтобы дети слышали, как звучат имена и фамилии авторов художественных произведений, а по возможности и запоминали их. Это помогает приблизить детей к культуре того или иного народа, вызвать интерес, уважение к нему.

В игре используются стихи разных авторов из серии «Мамины помощники». Очень важно, чтобы неумелые действия малышей, стремящихся помочь любимой маме, о которых поэты пишут с улыбкой, юмором, были бы правильно оценены детьми, не вызвали бы отрицательного отношения.

Когда игра «Дружит орел с небом» хорошо освоена, воспитатель подбирает новые стихи. В дальнейшем помогает развернуть игру- драматизацию по сказке «Как птицы подружились», использовать содержание известных стихов в сюжетно-ролевой игре.

Эти занятия, методика которых разнообразна, могут строиться на материале устного народного творчества или авторских художественных произведений, принадлежащих одному и тому же или разным поэтам и писателям. При подборе стихов и рассказов желательно в первую очередь использовать произведения мастеров художественного слова тех национальностей, представители которых воспитываются в данной группе.

Логическая взаимосвязь занятий, их эмоциональный характер, опора на жизненный опыт дошкольников способствуют тому, что дети получают знания о правилах дружбы не в готовом виде, а как бы извлекают из подобранных педагогом художественных произведений. Положительно влияет на этот процесс использование игрушек (кукол в национальных костюмах, имеющих определенное имя и наделенных общечеловеческими нравственными качествами), игровых приемов и игр (подвижных, дидактических, народных, а после занятий - игр-драматизаций, сюжетноролевых, творческих по мотивам народных сказок и художественных произведений), других видов детской деятельности.

Полезным оказывается участие родителей в подготовке детей к занятиям. Папа и мама, старшие дети в семье проникаются интересами малыша, оказывают ему необходимую помощь.

(Использован материал Э. Сусловой)

Елена Искра
Сборник дидактических игр (для формирования толерантности)

Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира)

Дидактические целью : развитие расовой и национальной толерантности .

Игра 1. «Все мы жители России»

Цель :

- формирование у детей толерантное отношение к окружающему миру;

Знакомство с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей;

Развитие творческих и познавательных способностей, и связную речь.

Варианты игр :

Тема : "Найди по описанию"

Цель : формирование у детей навыка находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России.

Материал : картинки и иллюстрации с изображениями костюмов жителей России.

Ход игры : педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.

Тема : "Определи костюм по фрагменту"

Цель : закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде.

Материал : пазлы или фрагменты картинок с изображением национальных костюмов.

Ход игры : педагог раскладывает фрагменты картинок, дети изучают и рассказывают.

Тема : "Культура народов России"

Цель : формирование у детей представления о том, что в России живут разные народы, все они имеют свою культуру, традиции.

Материал : картинки и иллюстрации.

Ход игры : ребёнок выбирает картинку и исполняет песенку или стихотворение, рассказывает сказку или предлагает подвижную игру этого народа.

Игра 2. «Кто построил этот дом»

Цель : закрепление представлений детей о многообразии народов, населяющих нашу планету, формирование обобщающих понятий : народ, жилище, национальный костюм и т. д. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять и доказывать свое решение.

Материал : картинки и иллюстрации.

Ход игры : педагог перемешивает картинки (иллюстрации, а дети выбирают дом и людей в национальном костюме, которые построили его.

Игра 3. «Страны и народы»

Цель : формирование представления детей о странах Земли и их народах. Развитие интереса к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал : глобус, карта мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры : педагог показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

Игра 4. «Подбери наряд кукле»

Цель : ознакомление с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.

Материал : кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Ход игры: дети одевают куклу в национальную одежду.

Игра 5. «Скажи кокой»

Цель : закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формирование знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал : картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

Ход игры: татарин-татарский, мордвин-мордовский….

Раздел 2. Дидактические игры (дружеские взаимоотношения или игры на развитие дружеских взаимоотношений и детской самооценки)

Дидактические игры данного раздела объединены единой целью : побуждение у детей желания совершать добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Игра 1. «Хорошие, плохие поступки»

Цель : формирование в детях дружеских взаимоотношений, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Материал : волчок, карточки с картинками, на которых дети изображены в разных ситуациях.

Ход игры:

Педагог :

Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми : какими?

(Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)

Еще какими?

(Вежливыми.)

Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми.

Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки.

Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.

Открыть карточки, нам поможет волчок (палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать (Педагог крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.).

Игра 2. «Благородные поступки»

Цель : формирование в детях желания совершать поступки ради других людей. Формирование понимания того , что поступком мы не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал : мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры : детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам и мальчикам. Педагог кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Игра 3. «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель : обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формирование дружеских отношений , повторение правила этикета, правило поведения.

Материал : картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры : педагог начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

Игра 4. «Узнай, о ком я говорю»

Цель : формирование понимания и осознания детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Материал :-

Ход игры: педагог описывает портрет ребенка, дети отгадывают.

Игра 5. «Птица счастья»

Цель : стимулирование детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Материал : стенд в виде птицы, разноцветные кружочки, фото детей, липучки для крепления

Ход игры : ребенок свою метку и от нее лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помощь на занятии, голубой – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зеленый – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня, в конце дня подводятся итоги.

Раздел 3. Дидактические игры («добрые» и «вежливые» слова)

Дидактические игры данного раздела объединены единой целью : формирование культуры поведения , вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Игра 1. «Поиски добрых слов»

Цель : выявление значения слов на примерах «простите, извините» , объяснение необходимости извинения, признания вины или доказательства правоты и поступка, слово и отношение.

Материал :-

Ход игры : воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

Игра 2. «Вежливое слово»

Цель : формирование в детях культуры поведения, вежливости, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал : сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации : ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка и т. п.

Ход игры : воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картинке.

Игра. 3 «Я люблю…»

Цель : воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу. Развитие коммуникативных способностей.

Материал : -

Ход игры : педагог говорит детям : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

Игра 4. «Назови ласково»

Цель : совершенствование речи детей как средства общения, воспитание дружеских взаимоотношений. Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные слова. Знакомить с разными именами.

Материал : -

Ход игры: Миша-Мишенька, Даша-Дашенька, Дашуля….

Игра 5. «Волшебное слово»

Цель : побуждение желания следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитание доброжелательного и толерантного отношения к людям , умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Материал : картины и изображения людей.

Ход игры: злые-добрые, больные-здоровые….

Раздел 4. Дидактические игры с родителями

Дидактические игры данного раздела объединены единой целью : привлечение внимания родителей к значимости дидактических игр в формировании толерантности , укрепление взаимопонимания и сотрудничества.

Игра 1. «Расскажи о своей семье»

Цель : формирование представления о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал : фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Ход игры : составление фотоальбома с родителями. Следующий этап рассказ по фотоальбому или генеалогическому древу.

Игра 2. «Как я дома помогаю»

Цель : формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитание желания оказывать помощь людям.

Материал : картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры : родители показывают карточку, предлагают составить рассказ по ней и рассказывать, кто и какие обязанности выполняет дома

Игра 3. «Вспомни сказку»

Цель : закрепление у детей знания содержания сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитание у детей желания совершать добрые дела.

Материал : книги с рассказами или сказками.

Ход игры : после прочтения родителями сказки, дети вспоминают сказку и сказочных героев, которые совершили добрые или злые поступки, анализируют и дают им оценку.

Игра 4. «Круг желаний»

Цель : развитие речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Формирование миролюбия , твердого желания творить добро.

Материал : любимая игрушка.

Ход игры : на прогулке с родителями, на детской площадке можно поиграть со сверстниками. Дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Ч хочу, чтобы все зло на планете исчезло» и т. п.

Игра 5. «Клубочек»

Цель : помощь детям в игровой форме , быстрее познакомиться и подружиться друг с другом.

Материал : яркий клубок плотных ниток.

Ход игры : родители предлагают детям встать в круг. Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек, по кругу оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к родителю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Родитель предлагает детям вместе выполнить упражнения : поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения. Не разрывал нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом

Упражнение «Сходства и различия».

Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

  • - Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • - Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  • - Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
  • - Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.

Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

Упражнение «Доставь радость».

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то.

Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку.

Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Упражнение «Кораблекрушение».

Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

Есть еще такое упражнение: Вы находитесь посреди океана на корабле, который медленно идет ко дну. Радио связь не работает. Все пассажиры уже заняли места на спасательных шлюбках, осталась только одна свободная шлюбка. Для того, чтобы в безопасности добраться до берега, нельзя превышать загрузку этой шлюбки - на ней есть место только для провианта и 6 человек.

На корабле остались:

(м - мужчина, ж - женщина).

Врач-диетолог (ж).

Политик (м).

Олимпийский гребец с поломанной рукой (м).

Эксперт-лингвист (ж).

Беременная женщина (ж).

Учитель географии (ж).

Яхтмен - любитель (ж).

Генерал в отставке (м).

Полицейский (м).

Первоклассный повар (м).

Лидер скаутов (м).

Гимнастка (ж).

Адвокат (м).

Электрик (м).

Механик (м).

Медсестра-пенсионерка (ж).

В течении 40 минут обсудите в группах, кого из перечисленных выше людей, необходимо взять на спасательную лодку. Не забудьте, что на лодке только 6 мест!".

Это проективный тест, одна из его версий. Первоначальный вариант был у немецких психиатров нацисткой Германии. Это - американская версия.

  • 1. Спасение врача-диетолога - голосующие за, не воспринимают стрессовые ситуации в серьез, склонны к психосоматике, озабочены здоровьем и продолжением рода.
  • 2. Спасение политика - за: формалисты, ориентированные на имидж и карьеру.
  • 3. Спасение чемпиона - за: ориентированные на прошлое, не заинтересованные в развитии, обижаются, если их прошлые заслуги не учитываются и т. д., и т. п.

Упражнение «Добрый день, шалом, салют!».

Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.

Время проведения: 10 минут.

Этапы игры:

Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий). Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной.

Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Упражнение «Я знаю, что тебе приснилось».

Цель: «прочувствование» другого человека, получение опыта эмпатических переживаний.

Правила проведения упражнения: Каждому участнику группы выдается столько карточек, сколько присутствует людей на занятии минус одна.

Инструкция:

Всем хорошо известна пословица «Чужая душа потемки». Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужого подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его. В течение двух минут молча посмотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор является для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присутствующих здесь людей мог бы... увидеть во сне? Каковы наиболее характерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще всего видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой напишите свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?». Если вы считаете, что какой-то человек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и напишите. Заполните карточки для всех членов группы.

Время на работу: 30-40 минут.

По окончании этой процедуры карточки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на которой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Хорошо! Теперь, даже если предположения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не совпадают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение результатов этой игры может оказаться очень интересным. Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении сновидении которого другим участникам удалось добиться «точного попадания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный повод для анализа способов такого угадывания. Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ? Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны? Любопытно получить и от того, и от другого истолкование образов угаданного сна (не преминув напомнить участникам группы знаменитое фрейдовское высказывание: «Сны - царский путь к бессознательному»).

С одной стороны, это упражнение из арсенала средств тренинга сензитивности, но с другой - оно также задействует механизм обратной связи. Предположения других людей о тех снах, которые мы видим, - это еще и способ отражения ими нас как личностей. Особенно ярко это может выявиться в том случае, когда обнаруживается какое-то сходство в прогнозах наших снов.

Классификация карточек, проводимая участниками по просьбе ведущего, позволяет выявить преимущественную тематику снов, приписываемых человеку, и независимо от правильности или неправильности угадывания увидеть особенности восприятия этого человека группой.

Возраст: дошкольный.

Цель: развитие толерантности, эмпатии.

Воспитатель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

Игра «Конкурс хвастунов».

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.

Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Слайд 2

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?

Слайд 3

Учитель может и должен:

воспитывать в духе мира; признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; быть примером для детей; уметь слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.

Слайд 4

Толерантность- это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Слайд 5

Начальная школа

Средняя школа Старшая школа

Слайд 6

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Задачи: Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности. Демонстрация сходства и различия учащихся. Воспитание умения слушать другого человека.

Слайд 7

Упражнение «Приветствие»

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.

Слайд 8

Упражнение «Как бы вы поступили в том или ином случае?»

Ситуации. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель? Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

Слайд 9

Упражнение: Фрагменты из М/Ф: «Гадкий утенок», «Голубой щенок»

Примерные вопросы к обсуждению: - Почему не хотели дружить с щенком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали? - Почему они дружат? Похожи ли они? - Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультик? Вывод? - Почему они восхищаются им теперь? Вывод.

Слайд 10

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»; Задачи: Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.

Слайд 11

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе. Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудьиз участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Слайд 12

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Материалы: небольшой мяч. Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

Слайд 13

Упражнение «Лукошко»

Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развивать фантазию, творческое мышление. Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Слайд 14

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: - повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Слайд 15

Упражнение «Построиться по росту»

Цель: - повышение уровня сплоченности, взаимопонимания согласованности действий в группе. Необходимое бремя: 5 минут. Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.

Слайд 16

Сложившаяся в стране демографическая ситуация в первую очередь негативно отозвалась в учреждениях образования. Повсеместно по России стало снижаться количество детских садов и школ.

Слайд 17

Начало игры.Жеребьевка: заранее готовятся 28 шариков 4 цветов (по 7 шариков 1 цвета), 28 бейджиков с номером команды на бумаге 7 цветов радуги. Каждому участнику предлагается вытащить из мешка по шарику и надуть его – так формируются команды 4 цветов: 1 - «зеленая», 2 – «красная», 3 – «синяя», 4 – «желтая». Каждому участнику команды раздается бейджик, таким образом, что в команде каждому участнику соответствует один из цветов радуги.

Упражнение «Забавная аннограмма»Вызываются «красные» члены команд – они выдирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроится в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ, подруга, команда).

Слайд 18

Упражнение «Снежный ком» Участники группы сидят в кругу.Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы. Упражнение«Сосед справа, сосед слева» Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Слайд 19

Упражнение «Комплименты»Вызываются «желтые» и «оранжевые» члены команды (в этом случае один член команды должен быть юноша, другой - девушка). Им дается задание: сказать как можно больше друг другу комплименты. Упражнение «Песня о дружбе»Приглашается «зеленые» члены команд, они выбирают конверт с названием песни, которую команда должна исполнить Например: «Улыбка», «Ты да я», «Вместе весело шагать», «Дружба». К голосованию по определению лучшего исполнения можно подключить зрителей.

Слайд 20

Упражнение «7 злаков»

Приглашаются «голубые» члены команды: они получают у ведущего по 7 спичечных коробков. На полу расстилаются 4 ватмана с рассыпанными на них 7 видов зерновых культур: рис, горох, гречка, ячмень, семечки, орехи, фасоль. Каждый участник команды в свою коробочку должен собрать свой злак. Оценивается командный результат: то есть чья команда соберет быстрее, та и получает очко.

Слайд 21

Упражнение «Подарочный бантик»Приглашаются «синие» участники команды, им раздаются по 1 атласному бантику (2,5 м.). Задание: обвязать всю команду подарочным бантиком на время. Упражнение «Каша дружбы»Участникам команды раздаются чайные пластмассовые ложечки и по одной тарелке с манной кашей. Задание вся команда одновременно должна есть кашу из этой тарелки на время. Очко присуждается команде, которая наиболее качественно и быстро съела «Кашу дружбы».

Слайд 22

Упражнение «Общий ритм»

Цели: - повышение сплоченности группы. Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Слайд 23

Упражнение: «Эмблема толерантности»

Цели:- продолжение работы с определениями толерантности;- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение- 3-5 мин.).

Слайд 24

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении. Необходимое время: 15 минут. Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования. Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы- 5 мин. Обсуждение.Ведущий задает следующие вопросы: Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании? С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Слайд 25

Упражнение «Превращения»

Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.время: 10 минут. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был …»; (другие варианты - песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.

Слайд 26

Упражнение «Волшебная лавка»

Цели: - дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком. Рефлексия занятия Какие качества присущи толерантной личности? Какие качества характерны для интолерантной личности? Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

Слайд 27

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу. Необходимое время: 20 минут. Материалы: бланки с табличками для каждого участника Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.Заполненные памятки остаются у участников.

Посмотреть все слайды



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта