Главная » Фундамент » Чк чн чт щн нч упражнения. Конспект урока по русскому языку на тему "правописание сочетаний чк, чн". Те х н о л о г и ч е с к а я

Чк чн чт щн нч упражнения. Конспект урока по русскому языку на тему "правописание сочетаний чк, чн". Те х н о л о г и ч е с к а я

Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ

Пишутся без мягкого знака

1.Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Ёлочка, дочка, бочка, щучка, белочка, стрелочка, спичка, ручка, почка, птичка, штучка, шуточка, минуточка, посылочка, прибауточка, печка, строчной, личный, чулочный, вечный, свечка, скучный, шуточный, овечка, сердечный, встречный, привычный, брошечка, тучка, носочки, крошечный, строчка, розочка, речной, звучный, булочка, ночка, мелочный, молочный, вазочка, ночной, булочная, удачный, лисичка, цветочки, огуречный, дачный, грибочки, лодочка, дачка, сливочки, горчичка, пачка, молочко, яичный, тряпичный, сказочка, ниточка, уточка, ночник, платочки, бабочка, мучной, внучка, яичко, бутылочка, лодочный, песочный, сливочный, печной, сказочный, горчичный, сочный, замочная, вечный, тряпочка, лавочка, солнечный, сестричка, синичка, косичка, кузнечный, загадочный, записочка, месячник, конечный, привычка, больничный, игрушечный, пушечный, сковородочка, скамеечка, очки, столичный, башмачный, черничный, пограничник, ежевичный, желчный, крылечко, кирпичный, колючка, отлично, стеночка, посылочный, резиночка, пуговичка, облачный, шайбочка, щёчка, аптечный, тепличный, земляничный, артистичный, праздничный, шнурочки, брусничка, крошечка, электричка, пряничный, кулачный, жвачка, гречка, ласточка, уличный, цветочница, салфеточка, тачка, фазанчик, стаканчик, бизончик, мороженщик, почта, кочанчик, чемоданчик, птенчик, фонарщик, кафтанчик, мощный, овощной, каштанчик, мандаринчик, чтец, сарафанчик, хищник, мечтатель, лимончик, сборщик, мебельщик, зеленщик, мечтание, тараканчик, жестянщик, мачта, загончик, пончик, надсмотрщик, мачтовый, сварщик, почтальон, чудовищный, апельсинчик, оценщик. Чтение, хищный, барабанщик, гонщик, прочти, жилищный, хищница, мощность, шарманщик, вулканчик, бакенщик, банщик, бетонщик, батончик, зачинщик, гарпунщик.

2. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…а, бре…ать, вну…а. хи…ик, но…а, пте…ик, бабо…а, то…ый, каме…ик.

3. Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Кормить белку . Выпить молоко . Доброе сердце . Красивая свеча . Нарисовать собаку . Поймать щуку .

4. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН,

Молоко, яйцо, удача, синица, звук, цветы, лисица, носки, замок.

Безударные гласные

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

1. Грамматическая сказка.

Заколдованные буквы.

Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Варенье, волчата, качели, давно, скворцы, глазной, гора, дрозды, гостинец, граница, горняк, далеко, нога, дождливый, должник, домашний, дочурка, жарища, золотистый, катушка, козлёнок, часы, дарить, опадают, наводнение, испаряют, конюшня, парное, пастух, робеть, кошачий, сорняк, крольчиха, новинка, носишко, плодородный, сказать, ночник, скворечник, заострить, управлять, почтальон, родители, садовник, смотреть, парник, каменистая, родник, старик, тайник, солонка, столовая, комок, тропа, бобры, строение, танцевать, сосновый, запах, травинка, похвала, хорёк, тростинка, хоровой,

плотина, храбрец, хлопушка, очарование, частокол, прошагать, сторожка, сплошная, выход, спросил, валить, скалистый, наколол, хвоинки, тонул, охраняют, доска, волосок, поправляют, лошадь, затаился, озёра, страна, муравьи, хлопотливые, повар, наполняет, катать, звонок, пахучие, коньки, площадка, кассир, вожак, кора, значок, пожалей, спасает, красавица, мастерят, завалил, колючки, стоит, больной, таскали, высохли, жара, утопают, мохнатый, краснеют, полевая, пахали, горбы, спасение, молчат, догадались, окуньки, горевать, волчата, тростники, сломался, тащил, качать, кроты, злодей, далёкий, боевик, сажают, накопают, лошадка, каток, ласкают, кладовая, доброта, спадает, посади, домишко, косилка, болезнь, холода, засорять, макушка, мошкара, часовщик, хлопочут, кормушка, справедливый, чародейка, хвосты, ковёр. Большой, усадил, врачи, пора, поют, коза, лошадки, ухватились, волнушки, колючие, комочки, смола, малы, голова, казались, малыши, подарить, шарфы, поляна, грачи, столбы, скользить, уползал, роса, дворы, журавлиный, косяк, часовой, заварил, голодный, бродить, замолчала, моря, угостил, родная, пароход, слова, половить, поласкать, полоскать, разносить, драчливый, совиный, трава, показалось, счастливый, невод, хотеть, ходули, травяной, устареть, холмы, поясок, овчина, ночевать, покрошить, распашонка, звонить.

Е, И, Я

Грибной, весна, озеро, ледок, сестра, лесной, бельчата, дела, зверьки, число, гнездо, стрижи, стрела, цветной, свеча, мясной, широкий, детвора, ушивать, читать, почерк, чистота, цепочка, оценить, земля, зеркальный, циркач, трещит, тепло, прицепил, центральный, цветник, натянул, тяжёлый, сидит, потрясение, синева, трескотня, тишина, течение, питьё, теснота, рядовой, терпеть, стекло, снегирь, следить, вертеть, ядовитый, ледник, листопад, сердечко, кричать, клевать, зимовать, зелень, свистун, чинить, лежачий, силач, свинина, светлеть, сверло, передвигают, пояс, обижать, пятак, освещать, линейка, земной, жена, облетела, речистый, резвиться, вырезать, пятнистый, задремал, пчелиный, выпрямить, взглянул, зверинец, лепили, речушка, плясать, плечистый, писатель, певец, созревает, низина, спешат, листопад, нарядились, доверять, припевать, опериться, одиночество, корень, мировая, обязательно, змея, вязание, раздевалка, медовый, лекарство, улетают, проиграть, лесник, извинять, обижать, пятёрка, десяток, выдержка, разглядеть, гнездиться, вредитель, времена, чижи, вертеть, денёк, повстречали, повизжали, висеть, гряда, вещица, вечерний, извещать, трескучий, ленивая, ветвистая, вершина, доверять, насекомое, веселить, веснушки, вязание, звездопад, осветил, забивать, белить, свинья, написал, держал, смельчак, связать, лежит, вишнёвый, ленивый, кленовый, заскрипели, поредел, ледяной, вывела, реветь, грязнуля, защищать, объяснил, прочитал, листочки, желток, прожевать, проживать, замерзает, приезжает, стена, червяк, скрипучий, рябит, отяжелели, скрипач, полились, выглянет, река, выпил, снега, шмели, листва, приближение, срезать, синяк, тенистый, жилой, удивительно, появилось, изменилась, светает, переливалась, подгребают, замечания, прямая, длина, распевали, метель, бегут, птенец, перина, очищают, небеса, висят, заливала, прилепила, пернатые, темнота, освежает, видны, леса, лиса, передвигают, детишки, речная, пищат, местечко, лисичка, сестричка, широкая, лизала, зарядила, грибок, согревал, шиповник, закрепили, черника, клесты, зацветает, белить, бедняга, приближался, читатель, бедняк, белобровый, снежинка, следопыт, выпечка, ледокол, проверять, светлячок, облегчить, привидение, весенний, подтянули, посидел, поседел, взъерошенный, просека, пригревает, подземелье, плескался, запивал, запевал.

3. Напиши слова в три столбика.

П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота, с…стра, зм…я, кр…чать, стр…жи.

4. Спиши, перед каждым словом напиши проверочное слово.

Образец: глаз – глазок.

К…тёнок, л…сок, зв…рёк, ст…ловая, вр…чи, тр…ва, ск…ла, …вца, сп…на, дв…ры, м…чи, сл…ды, м…рячка, л…щи, р…ды, в…лна, хв…сты, д…лил, скр…пит, н…сил, р…гатый, цв…тёт, д…жди.

5. Напиши слова в единственном или во множественном числе.

Гл…за, ч…сы, ст…на, бл…ны, гн…здо, хл…ба, п…ла, гр…бы, с…сна.

6. Напиши к каждому слову по два однокоренных слова.

Даль, сад, соль, лист, стол, лес, боль, свист.

7. Спиши, добавляя близкое по значению слово.

Ребёнок -…, деревня - …, горе - …, молчание - … .

8. Выберите проверочное слово. Запишите.

Уд…вительно (диво, дева), м…нять (мина, замена), л…пить (липка, лепка), подч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрип, скрепка), м…стерить (мост, мастер).

9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.

За горами, за лесами, Первый зимний снежок

За широкими морями, Белым пухом летит.

Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз

Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.

10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).

существительное прилагательное глагол

… … чистить

… подарочный …

боль … …

… белый …

11. Измените, словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

Образец: Меховая шапка – шапка из меха.

Ш…рстяное платье - …

Д…ревянная постройка - …

М…сные котлеты - …

З…лотое кольцо - …

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, проверьте безударные гласные с помощью слов с уменьшительно – ласкательным значением.

К…зёл - … Лош…дь -…

К…за - … С…ва - …

Скв…рец - … …сёл - …

13. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки.

Образец: Испытывать жалость – жалеть.

Сделать подарок - …

Говорить дерзости - …

Издавать крик - …

Произвести посадку - …

Излучать свет - …

14. Прочитайте и определите, какую безударную гласную в корне надо проверять. Подберите проверочное слово. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Образец: лепечет – лепет.

Трепещет - … Сторожка - …

Вечерний - … Зелень - …

Весело - … Хлопочет - …

15. К данным словам подберите слова, противоположные по значению. Поставьте знак ударения, точкой обозначьте проверяемые безударные гласные в корне.

Дешёвый - … Сытый - … Старый - …

Горячий - … Удлинить - … Заболеть - …

Печалиться - … Больной - … Молчать - …

16. Из пословиц выпишите слова с безударной гласной в корне, напишите к ним проверочные слова.

Большой говорун – плохой работник.

Дела, как сажа бела.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играют.

Беда ум родит.

За худой головой и ногам не покой.

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности.

Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

II . .Минутка чистописания.

Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)

III . Определение темы урока

- .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?

Пл...хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

IV Физкультминутка.

Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

V Работа по теме урока

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

С этим заданием вы справитесь в парах.

Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,

гонщик, птенчик, Зиночка,

сборщик и корзиночка.

Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

Какие сочетания пишутся без ь?

Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А теперь напишем выборочный диктант.

Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд (синичка)

Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,

Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.

1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

Мы уже говорили о том, что мягкий знак - буква, не имеющая звука. Но это не значит, что он лишний. Он не лишний, он очень даже полезный. Одна из важнейших его работ - обозначать мяг­кость согласных звуков.

Однажды королева Грамматика решила устроить во дворце бал (через одно л). Стала одеваться - глядь, а ее платья съела моль! Только одно осталось. Что делать? Королева не растерялась и крикнула:

Мягкий знак, уйди!

Он, конечно, послушался повелительницу и ис­чез. И моль тут же исчезла. А там, где была молЬ, появился мол (без мягкого знака!) - оградитель­ное сооружение для защиты берега от волн. Очень полезная вещь, не то что какая-то моль зло­вредная!

Но одежду, съеденную молью, не вернешь., Одно платье - это так мало! И выбирать-то не из чего. Закручинилась королева Грамматика, позвала на по­мощь Мягкий знак. Он разобрался, в чем дело, схва­тил стоявший в углу деревянный шест - платьев сра­зу стало шестЬ.

Выбрала королева самое красивое и задумалась: чем гостей на балу кормить? Печку не разожжешь - уголь кончился.

Встал Мягкий знак в угол - появился уголЬ. Растопили печь - появился жар. Приблизился к жару Мягкий знак и говорит:

Нажарил вместе с королевой Грамматикой вкус­ных пирожков, подошел к книжной полке - и за­звучала веселая музыка - полЬка.

Отлично все повеселились на балу!

Как говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Мягкий знак не просто смягчает согласные, но и помогает отличать одно слово от другого, похожего. Иначе как бы мы отличили глагол ел от существи­тельного ель ? Существительное трон от глагола тронь ? Имя собственное Коля от имени нарица­тельного во множественном числе колья ? Дан и дань ? Мел и мель ?

Мягкий знак много работает. Он с удовольствием смягчает согласные на концах слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь.

С не меньшим удовольствием он делает это и в середине слов. Да хоть в сере дине, тех же самых! И превращает их при этом в немножко другие: деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огонь­ки. Не только смягчает согласные, но и сами пред­меты делает маленькими.

Но не все согласные хотят, чтобы их мягкость обозначали. Например, согласные Ч и Щ - непар­ные, у них твердой пары нет. Так зачем же им под­черкивать, что они мягкие? Поэтому в сочетаниях чк, чн, щн мягкий знак никогда не пишется: кочка, вечный, хищный.

А в сочетаниях нч, нщ согласный Н - твердый. Он только звучит как мягкий. Поэтому мягкий знак здесь тоже был бы лишним: кончик, пончик, барабанщик, жестянщик.

Теперь мы можем твердо сформулировать такое правило: в сочетаниях букв

чк, чн, щн, нч, нщ мягкий знак не пишется.

Но это еще далеко не все, что нужно знать о мягком знаке.

В разделе на вопрос Составте слова с этими орфограммами НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, РЦ, ЩН, ЧТ. заданный автором Касымов Азам лучший ответ это ЧН-нарочно, скучно, яичница, скворечник,НЧ-одуванчик, кончик, птенчикЧК-точка, дочка, кочка, почка, птичкаНЩ-банщик, гонщикЧТ-чтение, чтец, прочти, мечтаЩН-хищник, мощный Непроизносимые согласные.В звукосочетаниях:сн, зн, рц, стн, ств, нц.(опасность -опасение, грустный - грусть, звёздный - звезда, сердце - сердечный, солнце - солнечный) .

Ответ от Добросовестный [новичек]
нч - гончий, птенчик, кулончик, барабанчик.чн - ночной, ключник, заплечный (мешок) , брачный, личность, солнечно.чк - очки, ночка, шапочка, козочка, горочка.нщ - загонщик, женщина, банщик, бетонщик.рц - кварц, борцы, герцог, порция.щн - помощник, мощный, сущность, жилищный, хищный.чт - мечта, чтобы, почта, чтение, мачта.


Ответ от Невролог [новичек]
чк девочка дочка кочка чн ночной ночник скучно чт


Ответ от Котик [новичек]
нч - гончий, птенчик, кулончик, барабанчик.чн - ночной, ключник, заплечный (мешок) , брачный, личность, солнечно.чк - очки, ночка, шапочка, козочка, горочка.нщ - загонщик, женщина, банщик, бетонщик.ЧН-нарочно, скучно, яичница, скворечник,НЧ-одуванчик, кончик, птенчикЧК-точка, дочка, кочка, почка, птичкаНЩ-банщик, гонщикЧТ-чтение, чтец, прочти, мечтаЩН-хищник, мощный Непроизносимые согласные.В звукосочетаниях:сн, зн, рц, стн, ств, нц.(опасность -опасение, грустный - грусть, звёздный - звезда, сердце - сердечный, солнце - солнечный) .рц - кварц, борцы, герцог, порция.щн - помощник, мощный, сущность, жилищный, хищный.чт - мечта, чтобы, почта, чтение, мачта.чк девочка дочка кочка чн ночной ночник скучно чт


Ответ от Альбатрос [новичек]
ЧН-нарочно, скучно, яичница, скворечник,НЧ-одуванчик, кончик, птенчикЧК-точка, дочка, кочка, почка, птичкаНЩ-банщик, гонщикЧТ-чтение, чтец, прочти, мечтаЩН-хищник, мощный


Ответ от Лариса Кузнеченко [новичек]
спасибо



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта